Программа по профессиональному и личностному самоопределению школьников "Дороги, которые мы выбираем"

Разделы: Школьная психологическая служба


ПАСПОРТ

Программы по профессиональной ориентации учащихся

МОУ “Лицей №2” на период 2005-2010 г.

Основания для разработки Программы Основанием для разработки Программы послужили следующие документы Закон РФ “Об образовании”, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция профильного обучения, Устав лицея. Научным и практическим основанием для данной Программы стали идеи Е. А. Климова, Н.С.Пряжникова, Е.Ю.Пряжниковой, Г.В.Резапкиной, С.Н.Чистяковой, Э.Ф.Зеер, а также реализация идеи профильности старшей ступени общего образования и личный опыт работы.
Заказчик Программы МОУ “Лицей №2”
Разработчик Программы Педагог-психолог Петелина В.Н.
Исполнители Программы Администрация, классные руководители, учителя, психологи, соц.педагог, библиотекарь
Цель и задачи Программы Сформировать у школьников осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
  1. Осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения) .
  2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
  3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели — мечты.
  4. Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
  5. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
  6. Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
  7. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
  8. Наличие обоснованного (т.е. с учетом не только своих желаний и возможностей, но и потребностей регионального рынка труда) личного профессионального плана.
Основные оценочные показатели Программы Мониторинг, анкетные данные, анализ, статистика
Механизм реализации Программы Программа реализуется путём поэтапного выполнения запланированных в ней мероприятий

1 этап — этап подготовки к реализации программы профессиональной ориентации школьников (2006—2007);

2 этап — этап практической реализации концепции программы профессиональной ориентации школьников (2008—2009)

3 этап — этап обобщения опыта реализации программы профессиональной ориентации школьников (2009-2010)

Ожидаемый результат Формирование у выпускника лицея профессиональной Я-концепции, нахождение в профессиональном труде личностного смысла, развитие профессионального сознания и самосознания, обретение профессиональной идентичности, готовности к самостоятельному решению своих проблем, т.е. готовности к самоопределению
Контроль за исполнением Программы Контроль за исполнением Программы осуществляет директор МОУ “Лицей №2”
Сроки реализации Программы Сентябрь 2006 - май 2009 года

Введение.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.

Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельным действиям на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

Автор программы при ее разработке руководствовалась Законом РФ “Об образовании”, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепцией профильного обучения, Уставом лицея. Основными идеями, которые легли в основу программы профессиональной ориентации лицея, являются идеи гуманизма, педагогики сотрудничества. Научным и практическим основанием для данной программы стали идеи Е. А. Климова, Н.С.Пряжникова, Е.Ю.Пряжниковой, С.Н.Чистяковой, Г.В.Резапкиной, Э.Ф.Зеер, а также реализация идеи профильности старшей ступени общего образования.

По данным региональных органов по труду, составивших примерный перечень дефицитных специальностей, первую десятку занимают в основном специальности ремесленников и работников сферы услуг. Дисбаланс между кадрами, которые требуются на производстве, и представителями так называемых престижных профессий, которых сегодня избыток, достиг на сегодняшний момент критической отметки.

Что означает правильный выбор профессии?

Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.

Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

Вот здесь как раз и выступает на первый план профориентация, которая помогает разобраться в себе, дать правильный прогноз.

Программа предполагает, что выбор профессии должен происходить с учетом образа “Я”, который регулирует процессы интеграции, дифференциации и организации профессиональной карьеры. В образ “Я” включается

  • собственно образ человека, способ мыслей о самом себе и оценки себя;
  • интеллекта: структуры общих способностей и способностей к обучению и научению;
  • специальных способностей: уровня развития общих и специальных способностей и их структуры;
  • интересов: тенденций поведения, проявляющихся в желании, поиске и выполнении человеком определенных видов деятельности;
  • жизненных ценностей.

Анализ

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется несоответствием рынка образовательных услуг рынку труда, требований работодателей уровню профессиональной подготовки специалистов, предлагающих свои услуги, уровня оплаты труда его реальной стоимости.

С целью выявления динамики изменения направленности профессиональных интересов, жизненных планов, уровня притязаний, трудовой мотивации жизненных ценностей было проведено исследование. Ответы учащихся в процентном соотношении распределились следующим образом.

1. Выбрал ли ты профессию?

  9 класс 11 класс
2004 2005 2006 2004 2005 2006
1. Да

2. Нет

25

75

26,7

74,3

26

74

40

60

45

55

45

60

По сравнению с прошлым годами количество подростков, выбравших профессию, увеличилось. На основании ответов на другие вопросы попробуем сделать вывод о том, что стоит за этим фактом— более серьезное отношение к выбору профессии, неуверенность или что-то еще? Какие трудности испытывает подросток, стоящий перед выбором профессии?

2. Если “да”, то какую?

  9 класс     11 класс  
2004 2005 2006 2004 2005 2006
1. Программист

2. Юрист

3. Автомеханик

4. Бухгалтер

5. Автослесарь

6. Модель

7. Адвокат

1. Программист

2. Юрист

3. Менеджер

4. Повар

5. Автослесарь

6. Автомеханик

7. Бухгалтер

1. Программист

2. Юрист

3. Журналист

4. Повар

5. Автослесарь

6. Автомеханик

7. Бухгалтер

1. Программист

2. Юрист

3. Экономист

4. Повар

5. Автослесарь

6. Автомеханик

7. Бухгалтер

8. Врач

1. Программист

2. Юрист

3. Менеджер

4. Тренер

5. Экономист

6. Автомеханик

7. Бухгалтер

8. Дизайнер

9. Парикмахер

1. Программист

2. Юрист

3. Менеджер

4. Эколог

5. Дизайнер

6. Автомеханик

7. Экономист

8. Врач

9. Психолог

10. Педагог

Тенденция, которая наблюдается на протяжении нескольких лет, к сожалению, сохраняется. Верхние строчки рейтинга занимают профессии юриста, экономиста, менеджера, программиста. Выпускники 11-х классов стали чаще выбирать профессии врача и педагога, из профессий производственной сферы называются только “автомеханик”, “повар”, “парикмахер”. Список выбираемых профессий очень беден.

3. Почему именно эту профессию? (1-2 варианта ответа)

9 класс 2004 9 класс 2006
1. Не будет проблем трудоустройства

2. Высокая зарплата

3. Престижно

4. Мне это интересно

13

25,3

22,8

78,9

1. Не будет проблем трудоустройства

2. Высокая зарплата

3. Престижно

4. Мне это интересно

18

36

28

84

11 класс 2004 11 класс 2006
1. Не будет проблем трудоустройства

2. Высокая зарплата

3. Престижно

4. Мне это интересно

20,5

24,4

20

78,6

1. Не будет проблем трудоустройства

2. Высокая зарплата

3. Престижно

4. Мне это интересно

27

34

29

84

С каждым годом мотив трудоустройства для учащихся 11-ых классов становится все более весомым. Правда, это не сделало выбор профессии более осознанным. Можно предположить, что подростки не имеют достоверной информации о требованиях рынка труда. Чем иначе можно объяснить упорство, с которым ребята из года в год выбирают профессии, не пользующиеся спросом на рынке труда?

Число учащихся, выбирающих профессию из соображений престижа, значительно выросло. По-прежнему ведущим мотивом остается интерес к будущей профессии. Как он сопрягается со знаниями о будущей профессии, мы увидим из следующих данных.

4. Что повлияло на твой выбор? (1-2 варианта)

9 класс 2004 9 класс 2006
1. Самостоятельно

2. Родители, родственники

3. Друзья

4. Профор. занятия

81,6

23,5

6,5

2,7

1. Самостоятельно

2. Родители, родственники

3. Друзья

4. Профор. занятия

31

55,5

24

12,5

Растет роль семьи в выборе профессии. К сожалению, советы родителей в выборе профессии не всегда приносят пользу. Нередко взрослые находятся в плену стереотипных представлений о выборе профессии. Многие хотят, чтобы их отпрыски реализовали их несостоявшиеся планы, переносят на детей свои представления о профессиональной карьере, не думая, что у них могут быть свои планы и намерения. Благодаря проведению профориентационных занятий влияние на выбор профессии стало значимым.

Таким образом, исходя из анализа предшествующей работы по профессиональной ориентации в лицее, материалов социологического исследования, еще раз подтверждается актуальность и своевременность настоящей Программы.

Основные направления программы на каждом возрастном этапе

  Подросток (11-15 лет) Старшеклассник (15-17 лет)
Психологические особенности возраста Это период первичной, амбивалентной оптации. Отрочество — один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии “настоящих мужчин”, обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессия “настоящих женщин”, обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.). Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы “настоящих взрослых”. Формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению.

Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.

Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.

Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности. В 14—15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного “Я” (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?). Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы. Хотя, казалось бы, именно они, получающие профессиональное образование в профтехучилищах, профли-цеях, техникумах и колледжах, профессионально уже определились. Но статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован.

Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.

На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду.

Таким образом, для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Задачи
  • изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;
  • получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
  • получить информацию о правилах выбора профессии;
  • осознание учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей.
  • освещение сторон личности: самооценка, интересы, склонности, способности, темперамент;
  • знакомство с четырехъярусной классификацией профессий, что поможет вам составить формулу профессии—мечты;
  • знакомство с типами обстоятельств (факторами), которые тоже необходимо учитывать при выборе профессии;
  • анализ типичных ошибок и затруднений при выборе профессии.
  • осознание необходимости построения жизненных перспектив;
  • осознание желаний и соотнесение их со своим будущим; соподчинение целей;
  • развитие произвольного удержания одной и нескольких целей для решения поставленной задачи;
  • осознание постановки жизненно важных задач в виде схем будущих перспектив;
  • разработка способов и путей их достижения; определение частных (сопутствующих) целей на пути достижения важных целей;
  • активизация процессов целеполагания;
  • отработка умений постановки реальных, достижимых целей; определение жизненно важных планов и программ;
  • отработка умений позитивного отношения к своему будущему; активизация поиска средств и способов для успешного достижения цели;
  • осознание своей жизненной позиции;
  • развитие уверенности, формирование своих взглядов, адекватной самооценки, отработка навыков положительного отношения к себе;
  • осознание своего внутреннего состояния, повышение способности к преодолению внутренних и внешних препятствий, осознание и положительное ожидание будущего;
  • выработка навыков анализа условий для достижения целей, критериев успешности, способности сопоставления промежуточных результатов с ожидаемыми результатами достижения цели.
Формы работы
  1. Беседы о профессиях (форма проведения - кл.час, один раз в два месяца);
  2. Тематические занятия (форма проведения – тренинг, блочное проведение);
  3. Тематическая неделя по профориентации (игры, тренинги, конкурсы, родительские собрания, театрализованные выступления, выпуск тематических газет );
  4. Целевые экскурсии на предприятия г. Протвино, г.Серпухова;
  5. Городские и школьные предметные олимпиады;
  6. Участие в общешкольных предметных неделях;
  7. Кружковая работа;
  8. Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся;
  9. Проведение конкурсных программ:
    “Юные модельеры”;
    “Рукодельницы”;
    “Волшебные узоры”;
  10. Конкурсы рисунков и сочинений.
  1. Целевые встречи со специалистами средних и высших учебных заведений г.Протвино, г.Серпухова, городов Московской области “Куда пойти учиться?”;
  2. Сотрудничество с Отделом занятости г.Протвино (проведение занятий на территории Отдела, встречи со специалистами Отдела, трудоустройство подростков)
  3. Встречи с профессионалами (форма проведения – вопрос-ответ, один раз в четверть);
  4. Беседы о профессиях (форма проведения - кл.час, один раз в два месяца);
  5. Тематические занятия (форма проведения – тренинг, блочное проведение);
  6. Тематическая неделя по профориентации
    (игры, тренинги, конкурсы, родительские собрания, театрализованные выступления, выпуск тематических газет);
  7. Проведение конкурсных программ;
  8. Конкурс сочинений “Моя будущая профессия”
  9. Целевые экскурсии на предприятия г. Протвино, г.Серпухова;
  10. Научно-исследовательская работа учащихся;
  11. Знакомство с образовательными услугами города и района;
  12. Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации;
  13. Социологический опрос учащихся
Предполагаемый результат Формирование у выпускника школы профессиональной Я-концепции, нахождение в профессиональном труде личностного смысла, развитие профессионального сознания и самосознания, обретение профессиональной идентичности, готовности к самостоятельному решению своих проблем, т.е. готовности к самоопределению

Этапы реализации Программы

1 этап — этап подготовки к реализации программы профессиональной ориентации школьников (2006—2007)

1. Обсуждение программы профессиональной ориентации школьников на общешкольной конференции и ее утверждение на педагогическом совете лицея.

2. Разработка основных направлений программы профессиональной ориентации школьников

3. Подготовка пакетов диагностических методик для изучения личности школьника;

  • профессиональных интересов и склонностей; эффективности
  • профориентационной работы.

2 этап — этап практической реализации концепции программы профессиональной ориентации школьников (2007—2008)

1. Внедрение возрастных программ по профориентации:

5 класс

“Все работы хороши – выбирай на вкус”

6 класс

“Я в мире профессий”

7 класс

“Дороги, которые мы выбираем”

8 класс

“Я и моя профессия”

9 класс

“Я выбираю профессию”

10 класс

Я и мой выбор

2. Мониторинг профессионального выбора в классах.

3. Расширение и укрепление связей с учреждениями дополнительного образования и отдельными представителями, группами окружающего социума.

4. Регулярное информирование родительской общественности о ходе и результатах профориентационной работы школы.

5. Обсуждение на заседаниях М/О, педагогического и методического совета результатов практической деятельности по реализации программы профессиональной ориентации школьников

3 этап — этап обобщения опыта реализации программы профессиональной ориентации школьников (2008-2009)

1. Подготовка аналитических материалов об итогах работы по реализации Программы:

Круглый стол: подведение итогов работы в рамках проекта (анализ анкет-отзывов; анализ анкет “Жизненные ценности и профессиональный выбор”;)

Родительская конференция “Жизненные ценности и профессиональный выбор”

Городской семинар “Психология и выбор профессии”

2. Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития профессиональной ориентации школьников.

Основные мероприятия Программы.

1. Создание системы диагностики способностей учащихся.

1.1. Выявление склонностей и способностей учащихся:

4-5-е классы (ГИТ, Амтхауэр)

6-7-е классы (ТЕМ, ТУР, Профиль)

8-9-е классы (ШТУР, ТУР, Профиль, ОПП)

1.2. Анкетирование учащихся с целью определения запроса на факультативные занятия и предметные кружки. Оказание помощи учащимся в выборе внеурочной деятельности в зависимости от их склонностей и способностей

1.3. Создание информационной системы для своевременного ознакомления всех участников образовательного процесса и родителей с результатами исследования и возможностей учащихся

1.4. Вовлечение учащихся в исследовательскую работу по изучению его склонностей и возможностей с целью профориентации

1.5.Проведение социологического опроса (9;11-е классы)

2. Профориентация средствами системы обучения

2.1. Определение своей роли в индивидуальной программе допрофессионального развития учащихся и планирование деятельности

2.2. Создание картотеки “Профессия, с которой знакомит предмет”

3. Профориентация средствами внеурочной деятельности.

3.1. Организация факультативных занятий и работы предметных кружков

3.2. Проведение школьных и городских олимпиад

3.3. Проведение предметных недель

3.4. Научно-исследовательская работа учащихся

3.5. Проведение научно-исследовательской городской конференции учащихся 9-11 классов

3.6. Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся

4. Работа классных руководителей по профориентации учащихся.

4.1. Организация тематических классных часов, праздников “Мир профессий”

4.2. Проведение классных мероприятий “Профессии наших родителей”

4.3. Организация и проведение встреч с людьми различных профессий “Мое место в государстве”

4.4. Организация и проведение экскурсий на предприятия, где работают родители.

5. Система общешкольных внеклассных мероприятий по профориентации учащихся.

5.1. Проведение конкурсных программ:

  • “Юные модельеры” (7-8-е классы)
  • “Рукодельницы” (5-9-е классы)
  • “Волшебные узоры” (5-9 классы мальчики)

5.2. Конкурсы рисунков и сочинений “Моя будущая профессия”

5.3. Знакомство с образовательными услугами города и района:

  • участие в “Ярмарке ученических мест”;
  • встречи с представителями ВУЗов,ССУЗов;
  • оформление стенда “Компас в мире профессий”
  • создание картотеки “Образовательные услуги города, района, Тулы, Москвы и т.д.)

5.4. Выпуск газет к профессиональным праздникам:

- День учителя; и т.д.

5.5. Празднование “Дня учителя”:

  • выпуск газет, посв. “Дню учителя”
  • праздничный концерт “Учитель! Как много в этом слове…”
  • конкурс сочинений “Учитель в моей жизни”

5.6. Проведение недели по профориентации “Дороги, которые мы выбираем”

6. Работа социальной службы.

6.1. Беседы родителей учащихся льготных категорий по вопросам оказания помощи в получении среднеспециального и высшего образования

6.2. Сотрудничество с Отделом занятости по трудоустройству учащихся льготных категорий

6.3. Организация консультаций при необходимости корректировки выбранной профессии учащимися льготных категорий

6.4. Выступление с беседами о профессии социального педагога для учащихся 7-10 классов

6.5. Создание информационного бюллетеня о профессии социальный педагог

7. Работа библиотеки

7.1. Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации

7.2. Оказание помощи в подборе материала для классных часов, праздников по профориентации

7.3. Создание информационного бюллетеня о профессии библиотекарь

7.4. Выступление с беседами о профессии библиотекарь для учащихся 1-5 классов

8. Работа с родителями.

8.1. Родительские собрания:

  • “Хочу, могу, надо”. Изучение склонностей и способностей ребенка. (7-9-е классы);
  • “Что значить выбрать профессию?” (8-9-е классы)
  • “Когда не поздно выбирать профессию?” (10-11-е классы)
  • “Профильные классы в школе” (7-9-е классы)

8.2. Ознакомление родителей с исследованиями психологов по выявлению склонностей и способностей ребенка

8.3. Индивидуальная работа с родителями по формированию и развитию профессиональных интересов учащихся

8.4. Организация и проведения “Дня открытых дверей Лицея” для родителей

8.5. Проведение родительской конференции “Жизненные ценности и профессиональный выбор”

9. Работа педагога-психолога .

9.1. Беседы о профессиях (форма проведения - кл.час);

9.2. Встречи с профессионалами (форма проведения – вопрос-ответ,);

9.3.Тематические занятия (форма проведения – тренинг, блочное проведение);

9.4. Тематическая неделя по профориентации

(игры, тренинги, конкурсы, родительские собрания, театрализованные выступления, выпуск тематических газет);

9.5. Сотрудничество с Отделом занятости г.Протвино (проведение занятий на территории Отдела, встречи со специалистами Отдела, трудоустройство подростков)

9.6. Целевые встречи со специалистами средних и высших учебных заведений г.Протвино, г.Серпухова, городов Московской области

“Куда пойти учиться?”;

9.7. Целевые экскурсии на предприятия

г. Протвино, г.Серпухова;

9.8. Методическая работа (оформление стенда, выставки, профессиограмм и т.д.)

9.9.Диагностика интеллектуального развития и профсклонностей и интересов учащихся

9.10.Социологический опрос учащихся

9.11.Создание видеотеки “Рядом с нами”

9.12.Родительские собрания:

  • “Хочу, могу, надо”. Изучение склонностей и способностей ребенка;
  • “Что значить выбрать профессию?”;
  • “Когда не поздно выбирать профессию?”;

9.13.Ознакомление родителей с исследованиями психологов по выявлению склонностей и способностей ребенка

9.14. Индивидуальная работа с родителями по формированию и развитию профессиональных интересов учащихся

9.15.Организация и проведения “Дня открытых дверей Лицея” для родителей

9.16. Подготовка и проведение педсовета по теме “Профориентация и ее роль в современной школе”.

9.17. Проведение родительской конференции “Жизненные ценности и профессиональный выбор”

9.18. Подготовка и проведение круглого стола - подведение итогов работы в рамках Программы.

9.19. Подготовка и проведение городского семинара “Психология и выбор профессии”

Литература.

  1. Зеер Э.Ф. Профориентология. М.,2004
  2. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М: “Генезис”, 2006
  3. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. М: ТЦ “Сфера”,2005
  4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального и личностного самоопределения старшеклассников. М: “Первое сентября”, 2004
  5. Пряжников Н.С. Профориентация в школе. М: “ВАКО”, 2005
  6. Профессиональная ориентация учащихся. Мн.: “Красико-Принт”,2004
  7. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М: “ЦГЛ”,2004
  8. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М: “Владос Пресс”,2004
  9. Чистякова С.Н., Лернер П.С. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. М: “Новая школа”,2004
  10. Газета “Школьный психолог”. Подшивка 2004-2005 .