Пояснительная записка.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с шести, и с семи лет. Но особенно тяжело его переживают дети, слабо подготовленные к школьному обучению. Вот почему так важно школьному психологу спланировать и организовать для этих детей психолого-педагогическое сопровождение.
По результатам психолого-педагогической диагностики готовности к школьному обучению выявляются учащиеся, у которых можно прогнозировать трудности в обучении и адаптации из-за низкого уровня подготовленности к школе. Решением психолого-педагогического консилиума эти учащиеся выводятся в “группу риска”, для них психологом школы составляется коррекционно-развивающая программа.
Коррекционно-развивающая программа для учащихся “группы риска” 1-х классов является актуальной на современном этапе развития начальной школы, так как она способствует целенаправленному психологическому развитию учащихся.
Анализ результатов диагностики готовности к школьному обучению показал, что у учащихся “группы риска” низкий уровень учебной мотивации, слабо развиты речь, пространственные представления, работоспособность, образное и логическое мышление, слуховая память, произвольность поведения, мелкая моторика, общая осведомлённость.
Поэтому были поставлены следующие цели и задачи.
Цель: создание условий для оптимальной адаптации учащихся “группы риска” к школьному обучению, а также психологическое развитие учащихся и коррекция выявленных отклонений.
Задачи:
- развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и речи;
- развитие общей осведомлённости;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики;
- повышение работоспособности;
- развитие произвольности поведения;
- повышение уровня учебной мотивации;
- повышение самооценки;
- формирование коммуникативных навыков;
Коррекционно-развивающая работа строится с опорой на сильные стороны учащихся: контактность, наглядно-образное мышление, зрительную память, воображение.
Особенности коррекционно-развивающих занятий:
- создание положительной психологической атмосферы;
- задания выполняются в игровой форме;
- отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка ведётся на каждом занятии;
- для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий учащимися, но на более высоком уровне трудности.
Занятия с учащимися “группы риска” проходят в индивидуальной или групповой форме. Содержание занятий направлено на формирование коммуникативных навыков учащихся. На каждом занятии создаются ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки учащихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Уроки строятся с учётом индивидуальных особенностей этих детей. Если на групповых занятиях у учащихся “группы риска” возникают какие-то трудности, (не справляются с заданиями, наблюдаются отклонения в поведении и др.) то тогда с этими детьми проводятся дополнительно индивидуальные коррекционные занятия. Тематика, содержание и количество занятий могут изменяться в зависимости от продвижения учащихся и “зоны” их ближайшего развития.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Формирование коммуникативных навыков, развитие пространственных представлений, речи, образного мышления, зрительной произвольной памяти, внимания, мелкой моторики. | 1 ч. |
2. | Развитие учебной мотивации, слуховой памяти, общей осведомлённости, мелкой моторики. | 1 ч. |
3. | Развитие объёма и концентрации внимания, работоспособности, произвольности поведения, пространственных представлений. | 1 ч. |
4. | Формирование коммуникативных навыков, развитие речи, общей осведомлённости, логического мышления. | 1 ч. |
5. | Развитие пространственных представлений, наглядно-схематического мышления, произвольности поведения. | 1 ч. |
6. | Развитие слуховой памяти, мелкой моторики, учебной мотивации. | 1 ч. |
7. | Развитие образного мышления, воображения, работоспособности. | 1 ч. |
8. | Формирование коммуникативных навыков, развитие речи, пространственных представлений, мелкой моторики | 1 ч. |
9. | Развитие зрительной и слуховой памяти, произвольности поведения. | 1 ч. |
10. | Развитие объёма и концентрации внимания, логического мышления. | 1 ч. |
11. | Развитие общей осведомлённости, речи, наглядно-образного мышления. | 1 ч. |
12. | Развитие образного мышления, воображения, мелкой моторики. | 1 ч. |
13. | Развитие слуховой памяти, логического мышления, пространственных представлений. | 1 ч. |
14. | Формирование коммуникативных навыков, развития речи, зрительной памяти, образного мышления, воображения. | 1 ч. |
15. | Развитие концентрации внимания, слуховой памяти, пространственных представлений, учебной мотивации. | 1 ч. |
16. | Развитие переключения внимания, мелкой моторики, произвольности поведения. | 1 ч. |
17. | Развитие словесно-логического мышления, развитие произвольного внимания. | 1 ч. |
18. | Развития речи, слуховой памяти, образного мышления, воображения. | 1 ч. |
19. | Развитие слуховой памяти, мыслительных операций, пространственных представлений. | 1 ч. |
20. | Развитие объёма и концентрации внимания, мыслительных операций, учебной мотивации. | 1 ч. |
21. | Развитие переключения внимания, мелкой моторики, пространственных представлений. | 1 ч. |
22. | Формирование коммуникативных навыков, развития речи, зрительной памяти, образного мышления, воображения. | 1 ч. |
23. | Развитие мыслительных операций, произвольности поведения, речи. | 1 ч. |
24. | Развитие словесно-логического мышления, учебной мотивации, произвольного внимания. | 1 ч. |
Итого: | 24ч. |
Тема: “Формирование коммуникативных навыков, развитие пространственных представлений, речи, образного мышления, зрительной произвольной памяти, внимания, мелкой моторики”.
Цели:
1. Формировать коммуникативные навыки.
2. Развивать пространственные представления, речь, образное мышление, зрительную произвольную память, внимание (объём и концентрацию), мелкую моторику.
3. Воспитывать интерес к занятиям, чувство товарищества, доброжелательность.
Оборудование для психолога: цветные карточки, жетоны, магниты.
Оборудование для учащихся: цветные карандаши, простой карандаш, альбомный лист, текст.
Ход занятия
№ п/п | Этапы занятия | Содержание | Хронометраж |
1. | Оргмомент | - Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли
готово к занятию: Цветные карандаши, простой карандаш, альбомный лист, текст. |
1 мин. |
2. | Психологический настрой “Цепочка” дружбы | - Давайте встанем в круг! Настроимся на
работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло!
Представьте, что между ладонями маленький шарик,
покатаем его! - А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась “цепочка” дружбы! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи! |
3 мин. |
3. | Мониторинг эмоционального состояния | - Предлагаю вам выбрать карточку в соответствии с вашим настроением (цветные карточки из методики Люшера) | 1 мин. |
4. | Цели занятия | - Сегодня на занятии будем развивать
речь, память, мышление, мелкую моторику пальцев,
пространственные представления. - А для чего это нужно развивать? Где вам пригодится? - За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетоны. |
1 мин. |
5. | Развитие зрительной произвольной памяти, образного мышления, пространственных представлений, речи | - Сейчас мы совместно будем сочинять
“цветную” сказку, а чтобы её лучше запомнить
будем использовать цветные карандаши. - Жила-была тучка… какая? (синяя) - Возьмите синий карандаш и положите перед собой грифелем вниз, слева на право. - Гуляла она по небу… какому? (голубому) - Возьмите голубой карандаш и положите, перед собой за синим карандашом. - Закрывала тучка солнце… какое? (жёлтое) - Возьмите жёлтый карандаш и положите его после голубого. - И тогда шёл дождь… какой? (серый) - Возьмите серый карандаш и положите справа от жёлтого. - После дождя пробивалась трава… какая? (зелёная) - Возьмите зелёный карандаш и положите за серым. - А потом вырастали ромашки… какие? (белые) - Возьмите белый карандаш и положите после зелёного. - Рядом с ромашками поспели ягоды …какие? (красные) - Вот такая получилась у нас “цветная” сказка! - А теперь постараемся вспомнить её с помощью карандашей, которые мы выкладывали. (Дети рассказывают “по цепочке”, за правильный ответ получают жетоны) |
5 мин. |
6. | Упражнения для пальцев | - Подготовим наши пальцы к рисованию: Пальчики “здороваются” руки на локти, соединяем на обеих руках поочерёдно: указательный палец с большим, средний с большим, безымянный с большим, мизинец с большим (повторить 3 раза). “Купол” руки на локти, соединяем пальцы обеих рук в виде купола, совершаем надавливающие движения “подушечками” пальцев (повторить 3 раза). “Пианисты” поставим кисти рук на парту, как пианисты, отрываем поочерёдно пальцы и поднимать как можно выше: сначала большие, потом указательные, средние, безымянные, мизинцы (повторить 3 раза). “Качание деревьев” руки вверх, покачали, как деревья, встряхнули кисти рук (повторить 3 раза) |
5 мин. |
7. | Развитие мелкой моторики, произвольной памяти, речи | - Давайте нарисуем сказку о тучке, с проговариванием, а помогут снова её вспомнить и нарисовать наши подсказки-карандаши! (Дети рисуют с проговариванием, все рисунки вывешиваются на доску, в каждом рисунке отмечается что-нибудь положительное, выдаются жетоны) | 5 мин. |
8. | Развитие произвольности поведения | - А теперь немного отдохнём! Встаньте
все! Поиграем в игру на внимание “Класс”. - Если я говорю слово “класс”, то вы выполняете команду, если не говорю, то не выполняете! - Класс, поднимите руки вверх! - Опустите! (не должны опускать) - Класс, опустите руки! - Класс, руки на пояс! - Делаем наклоны туловища! (не должны делать) - Класс, делаем наклоны туловища! - Закончили! (не должны заканчивать) - Класс, закончили упражнение! - Потянулись вверх, вдох-выдох! (не должны делать) - Класс, потянулись вверх, вдох-выдох! - Молодцы! Почти не ошибались следующие ребята, они получают жетоны! |
5 мин. |
9. | Развитие объёма и концентрации внимания | - Ну, а сейчас узнаем, кто из вас самый
внимательный! - Вам дан текст, нужно просмотреть все слова этого текста и зачеркнуть букву “А” простым карандашом, на это задание вам даётся 5 минут. - Итак, сколько букв “А” вы зачеркнули? Самые внимательные получают жетоны. |
7 мин. |
10. | Подведение итогов | - Что мы сегодня развивали? - Что удалось выполнить хорошо? Почему? - Что не удалось? Почему? - Сколько жетонов вы получили? Молодцы! |
5 мин. |
11. | Мониторинг эмоционального состояния учащихся | - Какое у вас сейчас настроение? Выберите карточку. | 1 мин. |
12. | “Цепочка” дружбы (ритуал группового прощания) |
- Давайте встанем в круг и скажем: До- сви - да – ни – Я! - А теперь берёмся за руки и говорим: До – сви – да – ни – Мы! (руки вверх) |
1 мин. |