Сценарий большой психологической игры на тему: "Путешествие в космос"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Сценарий большой психологической игры

Задачи игры:

  • Создать условия для организации и сплочения детского коллектива, для развития коммуникативных навыков и способов общении.
  • Предоставить детям возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуацию сотрудничества, взаимовыручки.

Описание проблемы и задач развития, на решение которых направлена данная игра:

Проблемы и трудности адаптации к школе являются ведущими для младшего школьного возраста. Именно в первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. Поэтому очень важно создать психологически комфортные условия для детей, буквально с первых дней пребывания в школе, чтобы для каждого ребенка его школа стала действительно школой радости, личных достижений и успехов. Особое внимание необходимо уделить организации и сплочению детского коллектива, более быстрому установлению позитивных отношений между детьми через решение творческих задач, овладению ими приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками и взрослыми.

Предполагаемый психологический результат:

Создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия детей в группе. Создание позитивных отношений между сверстниками и взрослыми в процессе общения. Повышение познавательной активности и интереса участников.

Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета:

Экипаж космонавтов совершает полет на Марс. Им предстоит стартовать с Земли и сделать вокруг нее виток. Затем посетить Луну, совершить посадку на Марс и вернуться на Землю. В ходе игры-путешетвия участникам предстоит пройти через определенные испытания.

Реальный тип сюжета.

Время на игру и на обсуждение: 1,5 часа

Участники:

Возраст участников: 6-8 лет

Размер группы: 10-12 человек

Сколько взрослых должно участвовать в качестве ведущих: 1 человек (психолог)

Предусмотрено ли участие педагога: нет

Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов:

Игра открывает ресурсы развития, которые есть в группе и у отдельных участников. Вслед за игрой могут идти тренинговые занятия, уроки психологии, содержательная общеобразовательная деятельность.

Подробный сценарий игры:

Вводный этап

Время на проведение: 20 минут

Задача: создание условий для построения субъективного отношения между детьми и взрослыми, для реализации способов общения.

Материалы: мяч.

Содержание этапа:

Ведущий: Здравствуйте! Мы с вами встретились, чтобы увидеть друг друга, познакомиться и подружиться.

Сегодня я приглашаю вас отправиться в космическое путешествие. Мы с вами посетим Луну и совершим увлекательное путешествие на Марс. Но для начала, перед нашим совместным полетом, давайте поближе узнаем друг друга.

Вы уже многие знаете, что меня зовут Наталья Анатольевна. Но вы не можете сказать, что я люблю, чем увлекаюсь, какая у меня семья, где я живу, если у меня домашние животные, какие фильмы мне нравятся. Все это вы можете узнать, задавая мне вопросы. Спрашивайте, что вас интересует, я постараюсь ответить на ваши вопросы.

Обычно ситуация разворачивается так: вначале несколько одиночных (“пробных”) вопросов, на которые ведущий отвечает. А топом дети начинают задавать вопросы все одновременно, не слушая и перебивая друг друга. В этом случае ведущий прекращает отвечать на вопросы.

Ведущий: Когда все говорят одновременно, получается шум, вы не слушаете друг друга, перебиваете, и мне трудно понять что вы говорите. Чтобы такого не было, я ввожу правило: “Хочешь говорить – подними руку” (ведущий демонстрирует жест). А теперь будем задавать вопросы, используя это правило. Итак, что вы еще хотите спросить у меня: …

Вы обо мне многое узнали, а теперь я предлагаю вам познакомиться между собой.

Игра “Давайте познакомимся”

Знакомство детей проходит в кругу в виде игры: ведущий называет опорное слово (например: “Имя”, “Семья” и др.), а дети должны задавать вопросы, кидая мяч любому участнику. В конце игры ведущий дает время для “свободного” обмена вопросами.

Рефлексия: О чем еще вы хотели бы узнать друг у друга?

Я уверенна , что вы смогли познакомиться друг с другом.

Игра “Будь внимательным”

Ведущий: При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь назовите у кого сосед со светлыми волосами! Поднимите руку (с закрытыми глазами). Откройте глаза и проверте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными волосами. У кого сосед … (Далее ведущий задает аналогичные вопросы относительно внешнего вида участников группы).

Подведение итогов: Благодарю всех за активное участие и я уверена в том, что наше знакомство всем понравилось.

Первый этап. Подготовка к полету.

Время на проведение: 20 минут.

Задачи: создание условий для сплочения коллектива и работы в парах, для формирования культуры речи в процессе коммуникации, для развития пространственной ориентации, конструктивных способностей.

Материалы: музыкальное сопровождение, карта путешествия, чистые листочки, карандаши, мяч, два плаката с изображением ракеты (образец и второй экземпляр, поделенный на части).

Содержание этапа:

Ведущий: Сегодня наша дружная команда юных космонавтов отправляется в путешествие. Мы совершим полет к Марсу. Давайте посмотрим на карту путешествия. Нам предстоит стартовать с Земли, сделать вокруг нее виток, посетить Луну. Затем мы совершим посадку на Марсе. Это будет последний пункт нашего путешествия. Потом мы вернемся на Землю.

Космонавты! Во время полета будьте очень внимательны! Слушайте своего командира (жестом указываете на себя). Начинаем подготовку к полету.

Далекие звезды над нами горят,
Зовут они в гости наших ребят.
Собраться в дорогу не трудно для нас –
Будем к полету готовы сейчас.

Беседа.

Ведущий: Отправляясь в полет, нам нужно взять с собой “копилку” вежливых слов. К вежливым словам относятся и слова приветствия.

- Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

- Здравствуйте! –

Улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Когда люди говорят “Здравствуйте!”, они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Какие слова приветствия вы знаете?

А еще есть различные способы приветствия: раскланиваться, снимать шляпу, обмениваться рукопожатием. Предлагаю сейас вам обменяться “Рукопожатием” в парах: на листах обведите контур правой руки соседа.

Игра с мячом “Вежливые слова”

Ведущий: Чтобы узнать, какие вежливые слова вы еще знаете, мы поиграем в игру. Я бросаю мяч, а вы, поймав, должны назвать вежливое слово и вернуть мяч. Не забывайте, что вежливые слова произносятся доброжелательно, глядя прямо в глаза.

Итог игры:

Ведущий:

Слова “До свидания!”, “Спасибо!”,
“Простите!”, “Пожалуйста”,
и “Здравствуйте!” щедро дарите.
Без них невозможно на свете прожить
Слова эти нужно с улыбкой дарить.

Я уверена в том, что все участники нашей команды постараются быть вежливыми и воспитанными космонавтами.

Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
Оправляемся на Марс –
Звезды, в гости ждите нас!

Действительно, чтобы лететь, нам нужен космический корабль. Здесь мы воспользуемся чертежами, которые делал Незнайка.

Придумал Незнайка корабль межпланетный,
Чертил чертежи в обстановке секретной, чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнал,
Чертил чертежи на отдельных листках все детали.
А вы рассмотрите все его чертежи
И полный чертеж из деталей сложите
Все надо заметить, все надо узнать
Быть может, ненужные, лишние есть?

Вы видите рисунок ракеты. Второй экземпляр рисунка разрезан на детали и разложен на столе. Я приглашаю всех участников команды для сборки корабля. (Ведущий наблюдает, и если потребуется помощь, оказывает ее)

Рефлексия: Как вы себя чувствуете? Трудно ли было собрать корабль? Почему? Продолжим игру?

Второй этап. Полет на Луну.

Время на проведение: 25 минут.

Задачи: создание условий для сплочения коллектива и работы в паре, для развития творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности, для развития познавательных интересов у детей.

Материалы: музыкальное сопровождение, чистые листки, цветные карандаши.

Содержание этапа:

Вот теперь можно лететь.
По ступенькам поднялись,
Дружно за руки взялись.
Аккуратно надо сесть,
Чтобы приборы не задеть.

Наша команда готова на взлет,
Скоро ракета помчится вперед.
Прощально мигнут и растают вдали,
Огни золотые любимой Земли.

Космонавты! Прошу надеть шлем, занять свои кресла, пристегнуть ремни! Три, два, один – летим!

Звучит музыка “Полет в бесконечность”

Ведущий: Наш корабль совершает полет вокруг Земли. Нам хорошо видно, что происходит на нашей планете. Расскажите, пожалуйста, что вы видите.

Прощай, Земля! Вперед, к Луне!

Хотим мы с тобой подружиться, Луну,

Чтобы ты не скучала все время одна!

Таинственный Марс, подожди нас чуть-чуть,

Сумеем в пути и к тебе заглянуть!

Итак, мы подлетаем к Луне. Луна спутник Земли. Это тоже планета, но очень маленькая. Она не может самостоятельно двигаться и как бы “привязана” к Земле.

Космонавты, прошу вас внимательно посмотреть в иллюминатор! Сколько здесь невиданных животных.

Мы с вами прибываем на Луну и попадаем в Лунный зоопарк. Каждый член экипажа получает задание: “сфотографировать” (нарисовать) одно животное.

Рефлексия: Расскажите о своем животном, расскажите о том, чем оно питается, как называется и где обитает.

Третий этап. Полет на Марс.

Время на проведение: 18 минут.

Задачи: создание условий для сплочения коллектива, для развития познавательного интереса у детей, культуры общения, воображения, когнитивной сферы. Предоставить возможность прожить ситуацию сотрудничества, взаимовыручки.

Материалы: музыкальное сопровождение, чистые листки, цветные карандаши, рисунки лунных животных.

Содержание этапа:

Ведущий: Теперь наш путь лежит к Марсу. Марс – планета солнечной системы, четвертая по счету от Солнца. Обращается вокруг него примерно за два года. Вокруг своей оси она обращается за одни сутки, как и Земля.

Что же, попробуем совершить посадку на Марс!

Представьте, что нас встречают марсиане. Давайте их поприветствуем по земному и тогда, они поймут, что мы прилетели с планеты Земля. Ведущий тоже участвует в приветствии.

Рефлексия: Вам понравилось рисовать? Что вы чувствовали, когда рисовали?

Ведущий:

К Марсу путь был очень длинным
Стоп! Выходим из кабины!

Марсиане нам приготовили загадки, и если мы отгадаем, сможем вернуться обратно на Землю. Но если вдруг мы не сможем дать правильную отгадку, то мы сможем “спастись”, отдать за неправильный ответ фотографию одного из лучших животных.

Ведущий загадывает загадки, а члены экипажа отгадывают. Одна или несколько загадок не отгадываемые.

Рефлексия: Понравилось ли вам отгадывать загадки? Что вы чувствовали, когда не могли отгадать загадку?

Заключительный этап. Возвращение на Землю.

Время на проведение: 7 минут.

Задачи: Предоставить возможность для адекватной оценки деятельности, направленной на анализ игры и деятельности участников.

Содержание этапа:

Ведущий: Наше путешествие подходит к концу. Прошу экипаж занять свои места, пристегнуть ремни, приготовиться к возращению на Землю.

Возвращаться нам пора
По местам мои друзья!
Полетели!
Из полета возвратились,
Мы на Землю приземлились.

Ведущий подводит итог полета: Вам понравилась игра? Что больше всего вам запомнилось в нашем путешествии? Почему?

Мы с вами с достоинством прошли все испытания. Я думаю, что во время нашего путешествия наша команда стала дружной и сплоченной.

До свидания! До следующей встречи, друзья!