Трагедия Бабьего Яра и сегодняшний день (исторические хроники для современного школьника)

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Предисловие.

29 сентября 2006 года все мировое сообщество отмечало 65-летие трагедии в Бабьем Яре.

Накануне я посетила мероприятие в Центре “Холокост”. Получила в подарок методическое пособие “Помнить, чтобы жить!” с материалами для урока и решила провести классный час (урок) по этой теме. Всего проведено 5 занятий по 45 минут в трех 11- х и двух 10-х классах.

Оказалось, что современные ученики понятия не имеют о тех событиях. Из 150 старшеклассников лишь трое доподлинно знали, что за трагедия произошла в начале Отечественной войны в пригороде Киева. Слушали меня, затаив дыхание, словно откровение. Никто никогда не говорил с нашими подростками на такие темы, словно это табу в России и мире, где так много сегодня говорят о толерантности.

Я рассказывала и о своих чувствах тридцатилетней давности после прочтения повести Анатолия Рыбакова “Бабий Яр”, многие заинтересовались, но в школьной библиотеке книги не нашли.

Свой урок я построила несколько иначе, чем предлагало методическое пособие Холокоста. Главный акцент я сделала на воспитании патриотизма и личной ответственности каждого за то, что происходит в стране. Провела как основную мысль о том, что равнодушие и безразличие к политической жизни в стране позволяет нами манипулировать. Так было в период зарождения фашизма в Италии и Германии, прихода к власти Муссолини и Гитлера. “ Кто бы мог предположить, что борьба за чистоту расы приведет к холокосту, к страшной Мировой войне в сражениях, которой погибнет 25 миллионов европейцев самых различных национальностей, к появлению концентрационных лагерей, где почти на промышленной основе будут планомерно уничтожать население Европы”.

В театре Современник в сентябре я посмотрела спектакль “Три товарища” по Э.М. Ремарку, модный и популярный сейчас в Москве среди молодежи. Огромная заслуга режиссера Г.Волчек и ансамбля театра в том, что они показали не только чувства “потерянного поколении” времен Первой мировой войны, но и то, как в погоне за трепетной, прекрасной любовью в житейской суете, можно было просмотреть приход к власти фашистов. Сначала это молодые хулиганы, грабящие магазины и прохожих, потом молодые энергичные люди в колоннах факельных шествий, а потом правящая партия и Гестапо. Там же поставлен спектакль “Крутой маршрут” по повести Е. Гинзбург о советском Гулаге. И об этих своих впечатлениях я рассказывала ребятам. К сожалению, они мало читают.

Что ждет сегодняшних молодых людей, если они будут молчать в праздном безразличии за бутылкой пива?

Что будет с нами, если их будет интересовать лишь процесс личного обогащения любыми средствами?

Что произойдет со страной, с нашей идентичностью, если мы не научим их думать о будущем страны, о нас стариках, о себе как свободных и самоактуализирующихся личностях? Это вопросы волнующие меня. В течение нескольких лет провожу тренинг “Личностного роста” на основе программы А.Лидерса и классные часы.

После этого урока я услышала и слова благодарности и замечания “зачем все это нужно?”, но, тем не менее - одна моя ученица стала писать реферат на тему: “Я не могу молчать” об истории холокоста, вторая - “Молодежные движения в современной России”, третья - “Мировые религии и их влияние на современное политическое сознание и демографическую ситуацию”. Если считать в процентах - это капля в море (или почти успех), но если каждый педагог-психолог проведет по нескольку уроков, возможно … мы доживем до старости и она пройдет в собственных домах, а не в лагерях и застенках.

Вчера прочла в интернете, что вандалы разрушили памятник в Бабьем Яре, и поняла важность этой темы для современных учеников и больше не могу молчать: решила выступить, как может педагог- психолог: я пишу план конспект урока и направлю его в печать. 22.11.06

План-конспект урока: Трагедия Бабьего Яра и сегодняшний день. (Исторические хроники для современного школьника)

Цели: Создание условий для развития и формирования рефлексивного и толерантного сознания, воспитания патриотизма.

Задачи:

  • Сохранение памяти о жертвах Второй мировой войны,
  • Знакомство с трагедией 65-летней давности в Бабьем Яре в пригороде Киева, с документами событий, с повестью Анатолия Рыбакова “Бабий Яр”.
  • Знакомство с понятием Холокост.
  • Проведение исторических аналогий.

Оснащение урока: Документы, стихи, фотографии, фильм “Брестское гетто”.

…Цитата Пастора Мартина Нимёллера для каждого:

“Когда в Германии нацисты приходили за коммунистами, я молчал, потому, что не был коммунистом. Потом они приходили за евреями, а я молчал, потому, что не был евреем. Потом они пришли за профсоюзными активистами, я молчал, поскольку не был профсоюзным активистом. Потом они пришли за католиками, а я протестант, и потому промолчал. А потом они пришли за мной. К этому времени не осталось никого, кто бы мог за меня заступиться”.

Ход урока-беседы: Вопросы учителя. Ответы и вопросы учеников, чтение документов, обмен впечатлениями и информацией. Работа в парах.

На доске написано крупными буквами: Бабий Яр

Вопрос учителя: Ребята, какие ассоциации, воспоминания, представления вызывает у вас это словосочетание.

Ответы: Яростные бабы, географическое название, населенный пункт.

И только три: пригород Киева, где в годы войны уничтожали евреев.

Учитель: я прочту вам документы тех дней, вы можете сами с ними познакомиться. Читаем.

29 сентября на всех столбах и воротах в, захваченном немецкими войсками Киеве появились объявления:

“Все жиды города Киева ..

(у ребят на партах копии документов и фотографий)

Далее:

Чтение документов из методического пособия по выбору учащихся (работа в парах)

В классе “гробовая” тишина, дети потрясены.

И задают вопросы: а как же узнали об этом кошмаре в стране? Как выжили дети?

Вопрос учителя: Вы читали повесть А. Рыбакова?

Ответы: нет.

Учитель рассказывает о своих чувствах и впечатлениях.* “Когда мне было 17, как вам сегодня, я прочла эту повесть и проплакала несколько дней…”

Возьмите книгу в библиотеке, и Вы узнаете, что местные жители приходили ночью на места расстрелов и вытаскивали из шевелящихся засыпанных песком рвов совершенно седых детей и раненных. Их спасли. Выжили единицы, поэтому эту трагедию можно было долго скрывать в послевоенной сталинской стране, где антисемитизм был нормой жизни.

*Для меня стало открытием, что это произведение забыто. Повести нет в школьной библиотеке, ее “не проходят”, даже как литературу для внеклассного чтения.

Вопрос учителя: Почему эта трагедия могла произойти? Как, по Вашему мнению - это начиналось в Европе? Что вы знаете об истории фашизма? Что вы знаете о Холокосте? Что такое гетто?

Ответов больше, но полных и внятных мало. Хорошо знают историю Военных действий.

Учитель вносит уточнения в историю зарождения фашизма в Европе в ХХ веке. Поясняет, что такое Холокост, когда появилось это слово, какое количество евреев было уничтожено в ходе Второй Мировой войны. Как появились гетто и для чего они были созданы в Европе, как уничтожали в них евреев во Второй мировой войне.

* Фашизм (итал. fascismo от fascio — пучок, связка, объединение) — форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину. Возникла на основе философско-политического учения, утверждающего приоритет интересов государства и нации над интересами личности. Зародился в Италии в 1920-е гг., оформился в трудах Бенито Муссолини. Получило распространение в странах Европы и Северной Америке. В Германии, Норвегии, Италии, Венгрии, Словакии, Хорватии и Румынии фашисты пришли к власти. После 1945 г. фашистские режимы были свергнуты и их руководители предстали перед судом за свои преступления.

*Холокост (от греческого Holocaust) — всесожжение, уничтожение огнем. Это общепринятый термин для обозначения геноцида евреев нацистами и их пособниками в 1933—1945 гг.

* Гетто (итал.ghetto) - часть города, выделявшаяся в ср. века в странах Западной и Центральной Европы для изолированного проживания евреев. Во время второй мировой войны гетто были созданы нацистами и превращены в “лагеря уничтожения”. Термин иногда употребляется для обозначения района города, в котором селятся дискриминированные национальные меньшинства (например негритянские гетто в Нью-Йорке – Гарлем).

В период Второй Мировой войны (1939-1945 гг.) нацисты истребили на территории Германии и оккупированных стран Европы 6 млн. евреев, уничтожили тысячи еврейских общин. Это была самая трагическая эпоха за всю историю еврейского народа. Нацистская Германия проводила по отношению к евреям политику тотального уничтожения, получившую условное название "окончательное решение еврейского вопроса" (ENDLSUNG). В соответствии с этой политикой все без исключения евреи - мужчины и женщины, дети и старики были обречены на истребление. Сам факт принадлежности к еврейскому народу предопределял гибель человека. Конечно, убивали не только евреев. Жертвами нацистского террора стали представители многих других народов Европы, в том числе и народов бывшего Советского Союза. Однако по отношению к другим народам не проводилась политика тотального уничтожения - она была предназначена только для еврейского народа.

Лауреат Нобелевской премии, президент научного центра по изучению Катастрофы в Лос-Анджелесе (США), писатель Эли Визель следующим образом обрисовал эту трагическую ситуацию: "Не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи были жертвами нацизма". В этом и состоит особенность еврейской судьбы в период Катастрофы по сравнению с участью других народов, населявших оккупированные нацистами территории Европы.

Фрагмент фильма “Брестское гетто”.

*В глазах и на лицах, вопрос и удивление.

Вопрос учителя: О каких лагерях смерти Второй мировой войны Вам известно?

Ответы: с трудом вспоминают Освенцим, называют и советский Гулаг.

Учитель: рассказывает о своих впечатлениях от посещения мемориального музея Освенцим в Польше. О складах заполненных волосами, очками, ботинками с оторванными подошвами. О зверствах и экспериментах врачей…

Вопрос? Как такое могло произойти в цивилизованной Европе? Почему ?

Ответы: Нацисты, фашисты у власти, создали человеконенавистническую идеологию, манипулировали сознанием большинства населения Европы, основываясь на простой, но бредовой идее о превосходстве арийской расы над всеми остальными. Словно это давало им, почему - то превосходство и право нарушать права всех остальных на жизнь и свободу. ( Опустим другие причины начала войны, которые Вам известны из курса истории).

Вопрос: Возможно ли повторение и приход к власти фашистов, нацистов в каком либо Европейском государстве? У нас в стране? Что вы знаете о деятельности неофашистских организаций во Франции, Германии, Италии, России? Вы вступили бы в организацию неофашистов?

Ответы: (активность проявляет большинство) Знают не очень много. О хулиганских выходках болельщиков и скинхедов наслышаны все. О вступлении – нет или промолчали (* есть почва, тема для работы на тренингах личностного роста)

Вопрос: Кто из вас читал роман Ремарка “ Три товарища”?

Учитель: непременно посмотрите спектакль в Современнике с Чулпан Хаматовой.

Рассказ учителя о впечатлениях.

* В театре Современник в сентябре я посмотрела спектакль “Три товарища” по Э.М. Ремарку, модный и популярный сейчас в Москве среди молодежи. Огромная заслуга режиссера Г. Волчек и ансамбля театра в том, что они показали не только чувства “потерянного поколении” времен Первой мировой войны, но и то, как в погоне за трепетной, прекрасной любовью в житейской суете, можно было просмотреть приход к власти фашистов. Сначала это молодые хулиганы, грабящие магазины и прохожих, потом молодые энергичные люди в колоннах факельных шествий, а потом (за рамками спектакля) правящая партия и Гестапо. Там же поставлен спектакль “ Крутой маршрут” по повести Е. Гинзбург о героической судьбе российских, советских граждан попавших в мирное время в советский Гулаг. О том, как хрупкие честные женщины смогли сохранить свои честь и достоинство под ударами судьбы, не сломаться и всегда оставаться достойными высокого звания Человека. О тех страшных временах, что изменили сознание наших родителей, наше сознание, сделали нас трусливыми и молчаливыми, боящимися высказать свою точку зрения, если она “ идет в разрез с линией партии”. Если хотите понять историю тоталитарного государства СССР - непременно посмотрите спектакль.

Учитель: Может быть, кто-то хочет рассказать о своих чувствах и прочесть цитату Урока “Слова пастора Мартина Нимёллера”.

Как вы понимаете слова пастора?

Ответы: разные.

Вопросы: Что интересного и нового вы сегодня узнали о Второй мировой войне? Что для Вас стало открытием, откровением? Какие чувства Вы испытали, читая и слушая документы о трагедии Бабьего Яра? Прочтете ли повесть А.Рыбакова? Что нового узнали о нацистских лагерях смерти, гетто? Какие чувства испытали, слушая рассказ об Освенциме? Какие чувства испытываете, узнавая о деятельности неофашистов?

Ответы: разные, читают стихи из методического пособия, задают вопросы, где взять повесть и роман почитать и пр.

Учитель. Спасибо. Вы отличные ребята и я могу спокойно спать.

Домашнее задание для желающих.

Доклады на темы:

- Лагеря смерти Второй Мировой войны в Европе и в СССР.

- Гетто Европы.

- Антисемитизм, истоки и причины распространения.

- История фашизма.

- История политических репрессий в СССР.