Школьная психологическая служба
-
Азбука общения 2008
Наш мозг постоянно их интерпретирует, иногда осознанно, но чаще бессознательно. От того, как мы истолковываем происходящее, в громадной степени зависит качество нашей жизни; осознание окружающего определяет то, от чего мы получаем удовольствие. Уверенность, понимание и доброжелательность - вот ключ к успеху!
-
Развивающее занятие для первоклассников "Школа домашних животных" 2008
Для успешной учёбы ребёнку необходимо развитие всех познавательных процессов. И чем раньше мы начнём их развивать, тем легче нам будет работать с учащимися в старших классах. Предлагаю вам одно из развивающих занятий, направленное именно на развитие познавательных процессов у первоклассников. Цель его – уточнить представления детей о домашних животных.
-
Образовательно-развивающая программа "Умники и умницы" 2008
В последнее время учителя начальных классов отмечают увеличение детей с трудностями в обучении, создаваемыми в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно-личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальным. Программа состоит из двух учебных тем: "Развитие коммуникативных способностей" и "Развитие познавательных способностей".
-
Конспект коррекционного занятия по преодолению нарушения лексико-грамматического строя речи у учащихся 4-го года обучения. 2008
В материале представлен конспект группового занятия с учащимися коррекционной школы на четвертом году обучения, имеющими нарушения лексико-грамматического строя речи.
-
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции произношения звука [р] в словах и предложениях 2008
При коррекции звукопроизношения на индивидуальных занятиях проводится работа по различным направлениям в зависимости от этапа постановки звука и нарушенных речевых функций ребёнка. Она включает задания, направленные на развитие артикуляционной моторики, постановку звуков, развитие фонематических процессов, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Также в занятия включаются моменты по развитию психических функций. Многие занятия проводятся с использованием литературных персонажей, сюжетов сказок, различных игровых приёмов.
-
Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего школьного возраста "Как справиться с плохим настроением" из цикла занятий "Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста" 2008
Разрабатывая цикл коррекционно-развивающих занятий "Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста", я продумывала их с учётом того, чтобы каждое занятие могло проводиться автономно. В основу цикла занятий легли представления об особенностях развития эмоциональной сферы детей начальных классов. Главный акцент сделан на работу с детьми, имеющими высокий уровень тревожности, неуверенными в себе, с неустойчивой самооценкой. Занятия рассчитаны на групповую и подгрупповую формы работы. Представленное занятие "Как справиться с плохим настроением" – одно из цикла.
-
Межгрупповые отношения 2008
Необходимость выделения области межгрупповых отношений диктуется усложнением общественной жизни, где межгрупповые отношения оказываются непосредственной ареной сложных этнических, классовых и других конфликтов. Межгрупповые отношения - это социально психологические отношения групп друг к другу как к элементам социальной системы, в которую они входят; это субъективная оценка группами социально-психологических отношений друг к другу в соответствии со степенью их воспринимаемого вклада в изменение событий социальной системы, в которой эти группы являются элементами.
-
Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социальной жизни человека 2008
В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Но многие ли знают, подлинное значение термина СТРЕСС.
-
Эмоциональное здоровье младших школьников как основная цель воспитания в начальных классах 2007
Недостатки эмоционального развития детей младшего школьного возраста часто обсуждаются всеми участниками воспитательного и образовательного процесса. Мы часто наблюдаем эмоциональную нечувствительность детей к событиям, происходящим вокруг, к окружающим людям; бурные и неадекватные эмоции в ответ на реальные жизненные ситуации. Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения.
-
Развитие коммуникативных навыков учащихся через систему правового воспитания 2007
Урок начинает разговор о правах и обязанностях детей и взрослых, о том, как нужно применять свои знания на практике, учиться слушать и уважать мнение своего собеседника.
-
"Флэштренинг" – новый метод работы педагога-психолога с учителями и родителями учащихся 2007
Разработанный мною психологический метод "Флэштренинг" посвящен одной из наименее затронутых проблем в методике работы педагога-психолога с учителями школ и родителями учащихся. Всем знакома ситуация, когда одно событие интерпретируется людьми по-разному. Наше сознание в процессе жизни может искажаться, и все окружающее воспринимается через скрытые фильтры нашего сознания. Материал флэштренинга используется как средство выявления в человеке скрытых мотивов и подсознательных установок, искажающих реальность.
-
Урок деловая игра – путешествие развития творческого мышления в 1-м классе по теме: "Психологическая азбука для первоклашек" 2007
Данный урок относится к типу деловая игра – путешествие, где основная цель уроков – дивергентное мышление: это вид мышления, который характеризуется преодолением мыслительных шаблонов и стереотипов снятием ограничений и большой свободой в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличие от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верные решения. Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. Предложенная форма занятия позволяет активизировать деятельность детей и была использована не только при преподавании психологии, но и в процессе обучения на других предметах.
-
Профилактика психофизического утомления детей 2007
Одним из главных условий, без которых невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, насыщенности учебных программ, условий обучения возрастным психофизиологическим возможностям обучающихся. Известно, что работоспособность также во многом зависит от функционального состояния организма и внешних условий. Основные закономерности динамики умственной работоспособности человека должны использоваться учителем при организации педагогического процесса для построения на их основе урока, учебного дня, недели, года.
-
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей: проблема реабилитации 2007
Статья посвящена проблеме реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
-
Психологические особенности детей младшего возраста. Кризис семи лет 2007
Когда мы говорим о готовности ребенка к школьному обучению, то наравне с физиологической готовностью и психологической готовностью ребенка к обучению в школе рассматривают социальную или личностную готовность к обучению в школе. Возраст – не только физиологическое понятие: существует также психологический возраст, который иногда совпадает, а иногда не совпадает. Чтобы понять механизмы формирования социальной готовности, необходимо рассмотреть кризис семи лет.
-
Беседа с учащимися 5–6-х классов с элементами тренинга по теме: "Как правильно дружить" 2007
Беседа с учащимися 5–6-х классов с элементами тренинга по теме "Как правильно дружить".
-
Устный журнал (классный час): "Пылайте сердцами, творите любовью!" 2007
Классный час посвящен любви. Приемы, используемые на классном часе, помогают выявить отношение ребёнка к самому себе. От этого зависят многие жизненные ситуации, с которыми он столкнётся, и даже больше – его судьба! До сей поры никто не говорил ему, что главная ценность – он сам. Поэтому человек начинает искать ценности везде, и только не в себе.
-
Диспут для подростков "Успех в жизни" 2007
Проведение диспута рассчитано на два занятия. Материалы могут быть использованы в работе классного руководителя для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, учителя, педагога-психолога, социального педагога. Разработанные методики представлены в описательном виде и дополнены исследовательскими материалами из опыта работы МОУ Андрейковской средней школы. Осознание учащимися целей, дающих человеку смысл жизни, понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание подростками собственных целей и стремлений: что для них является самым важным в жизни, какие отношения для них приемлемы с другими людьми и природным миром – решать задачи необходимо совместными усилиями взрослого и подростка.
-
Развитие мелкой моторики пальцев рук 2007
Развитие мелкой моторики пальцев рук – одно из направлений коррекционной работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи. В вышеназванном выступлении есть ответы на вопросы: когда начинать работу по развитию мелкой моторики пальцев рук, как грамотно её проводить, на какие критерии развития функции речи и руки ориентироваться.
-
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в режиме психологического мониторинга 2007
Частью педагогического мониторинга развития и обучения в образовательном учреждении является психологической мониторинг, который представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося, создания банка психологических данных на каждого учащегося, проектирования индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося. Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся в режиме психологического мониторинга позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, позволяет прогнозировать ожидаемое состояние образовательной системы, помогает оценить успешность проведенных коррекционных мероприятий.
-
"Волшебные квадраты" (методика развития внимания для младших школьников) 2007
Низкий уровень внимания у детей – достаточно распространенная проблема. Чаще всего она обнаруживается с началом обучения ребенка в школе. Бывает и так, что ранее успешный ученик начинает делать ошибки, не сразу включается в задание. Предлагаемая методика позволяет развивать у детей произвольное внимание, самоконтроль и формирует навыки планирования.
-
Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности" 2007
Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренингах навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам – воспитателям, руководителям образовательных учреждений, так и самим педагогам-психологам.
-
Семинар-тренинг с учителями: "Стресс надо победить" 2007
Можно ли победить себя? Можно ли заставить помочь себе в стрессовой ситуации? Мы надеемся, что поможет ответить на эти вопросы наш семинар-практикум. Вряд ли были на свете люди, которые прожили свою жизнь без стрессов. Но почему любые изменения в нашей жизни вызывают стресс? В первую очередь потому, что они часто разрушают привычный и удобный порядок жизни, предлагая взамен новые таящие неизвестность ситуации.
-
Проблемы адаптации при переходе из начальной школы в среднее звено 2007
Организация перехода из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Цель данного педагогического консилиума – помочь педагогам выработать единые требования по проблеме адаптации, создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно почувствуют себя и ученики, и педагоги.
-
Технология формирования имиджа учителя 2007
Занятие для педагогов-психологов, учителей начальной, средней школы и ДОУ с целью повышения профессиональной компетентности, развития профессионально-значимых качеств личности. Данная статья поможет разобраться в составляющих имиджа педагога, его профессиональной компетенции, практически определит уровень и стиль профессиональной деятельности, поможет осознать и скорректировать педагогическое общение.
-
Преподавание курса "Этика и психология семейной жизни" для учащихся 10–11-х классов, воспитывающихся вне семьи 2007
Вопреки массовой пропаганде "сексуальной свободы", в душе человека неистребимо стремление к созданию прочной семьи. Создающему семью нужно обладать знаниями из разных областей человеческого бытия. Полагаться в делах семейных на одну интуицию было бы неосмотрительно. Семья - сложный феномен человеческих отношений. Цели курса: формирование нравственной основы в отношении к институту семьи и брака у подрастающего поколения, развитие социальной компетентности, формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей.
-
Занятие по теме: "Семья в современном обществе" 2007
Мероприятие, которое мы вам предлагаем, рассчитано на учащихся 10–11-х классов. Данное занятие можно включить в систему мероприятий в подготовке старшеклассников к семейной жизни или провести как единый классный час. Формы могут быть различны: это может быть круглый стол (по 3–4 человека от класса) или тематический классный час. Занятие проведено с использованием ПК и мультимедийного проектора для демонстрации презентации, что активизирует внимание учащихся и поддерживает интерес к уроку.
-
Опыт работы психологической службы по сопровождению программы развития школы. Развитие психологической культуры учащихся, педагогов, родителей 2007
Представлен опыт работы психологической службы по сопровождению программы развития начальной школы, как школы культурологической направленности. Целью сопроводительной деятельности является создание социально-психологических условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся, развитие и реализацию общекультурного личностного потенциала каждого ребенка.
-
Психологический тренинг для учителей "Роль психологической установки в жизни человека" 2007
Данный тренинг знакомит учителей с возможностью изменения жизненного сценария, объясняет значимость различных установок в жизни и психологическое содержание сказок как установок на будущее. Дает установку на успешное взаимодействие с учащимися. Тренинг проводился как мастер-класс в конкурсе "Учитель года".
-
Основы развития саморегуляции ребенка 2007
Развитие саморегуляции - одна из центральных линий развития ребенка. Требования детского сада, а затем школы создают необходимость формирования произвольной памяти и мышления, дальнейшего развития произвольной регуляции эмоциональных проявлений, внимания и восприятия как главного резерва их способностей, творческих возможностей, жизненных сил и интересов. Понимание психологами, воспитателями и учителями общих механизмов развития саморегуляции организма дает инструмент воздействия изнутри на развитие детской психики и ее произвольности.