Важнейшая задача школьного обучения – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они выберут и где будут работать. Оптимистическая перспектива жизни (и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению личности учащихся.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года так определяет социальные требования к системе школьного образования: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны”.
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это выбор будущей профессии. Вопрос “Кем я буду?” задает себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14 – 15 лет. Согласно многочисленным исследованиям, проводимым психологами, лишь 10 – 15 % обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70 % не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевает противоречивые чувства: “Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо”. Это действительно серьезная проблема, которую необходимо решать.
Учащийся, совершая первый профессиональный выбор, приобретает ценный личный опыт. Препятствия вынуждают молодого человека собрать все силы и волю. Формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей. Это непременно отразится на благополучии и комфорте подростка как в эмоциональном, так и в личностном планах.
Программа предпрофильного курса для учащихся 9-х классов “Я в мире профессий” призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период.
Цели курса: актуализация процессов личностного и профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, расширение границ восприятия самого себя и других людей.
Задачи курса:
- знакомство учащихся с многообразием мира профессий, их основными характеристиками и классификацией;
- помощь учащимся в определении своих интересов и склонностей;
- помощь учащимся в выявлении особенностей своего характера и темперамента, эмоционально-волевой и познавательной сфер;
- помощь учащимся в соотнесении своих возможностей и выбора с требованиями конкретных профессий.
Форма проведения занятий – уроки, которые включают в себя:
- беседы, диспуты, в ходе которых учащиеся в доступной форме знакомятся с особенностями процессов личностного и профессионального самоопределения, трудностей выбора профессии;
- практические задания (тесты, анкеты, опросники, проективные методики и др.), в ходе которых девятиклассники получают информацию о себе, о взаимоотношениях с другими людьми;
- сюжетно-ролевые игры, в ходе которых учащиеся имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, бесконфликтного общения, отработать навыки принятия решения.
На занятиях полностью исключаются авторитарные способы воздействия, бальная система оценок. В процессе реализации данной программы учащимися выполняются следующие проектные работы и креативные задания: “Моя профессия”, “Я профессионал”, “Я через 10 лет” и “Мои знания, победы и достижения”. Программа включает 36 часов групповых учебных занятий (1 час в неделю), проводимых в течение учебного года.
Предполагаемый результат реализации программы: актуализация процессов личностного и профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, расширение границ восприятия самого себя и других людей, знаний о себе, своих возможностях и особенностях, развитие коммуникативных умений, формирование позитивного психологического климата в классе и др.
Тематический план занятий
№№ п/п |
Тема занятия | Кол-во часов | Материалы для самодиагностики | Психологи-ческие приемы |
1 | 2 |
3 | 4 | 5 |
1. | Введение в обучающий элективный курс “Я в мире профессий” | 1 | Анкета “Знакомство” | Групповая дискуссия |
2. | “Каков я на самом деле?!” и “Каким меня видят другие?!” | 1 | Тест “Самоопределение” | Групповой анализ |
3. | Классификация профессий | 1 | Игра “Какая это профессия?” | Профессио-грамма |
4. | Что я знаю о своих возможностях? | 1 | Тест “Кто Я?” | Тестирование, рефлексия |
5. | Мои интересы и склонности в выборе профессии | 2 | ДДО, Карта интересов | Опрос, анкетирование |
6. | Направленность личности | 1 | Анкета “Направленность личности” | Анкетирование |
7. | Как достичь успеха в профессии? | 1 | Упражнение “Деловые качества”, “Веер” | Групповой диспут, ОС |
8. | Формула выбора профессии. Психологическая суть выбора профессии | 1 | Упражнение “Формула выбора профессии” | “Мозговой штурм” |
9. | Возможные ошибки при выборе профессии | 1 | Упражнение “Брачное объявление” | Групповая дискуссия |
10. | Что такое профессиограмма, психограмма и персонограмма? | 1 | Игра “Угадай профессию!” | Психограмма |
11. | Эмоциональное отношение к выбору профессии | 2 | Проективный рисунок “Моя профессия”, Игра “Шестое чувство” | Проекция будущего, дискуссия |
12. | Мои способности и выбор профессии | 1 | Тест “Структура способностей” | Тестирование |
13. | Профессиональный тип личности | 1 | Опросник Холланда | Типологизация |
14. | Построение профессионального плана | 1 | Активизирующая методика “Будь готов!” | Активизация самопознания |
15. | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда | 2 | Тесты интеллекта, Упражнения на развитие познавательных процессов | Тестирование, развивающие упражнения |
16. | Информационная карта профессий | 1 | Деловая игра “Кадровый вопрос” | Групповая дискуссия, решение ситуаций |
17. | Суть личностного самоопределения при выборе профессии | 2 | Анкета “Я в своих глаза, и я глазами других”, Тест “Объективность” | Рефлексия представлений о себе |
18. | Роль жизненных ценностей при выборе профессии | 2 | Деловая игра “Отдел кадров”, Тест ценностных ориентаций, Опросник “Мои цели” | Рефлексия, групповая дискуссия |
19. | Темперамент и выбор профессии | 2 | Опросник Айзенка, Опросник структуры темперамента | Групповая дискуссия |
20. | Здоровье и выбор профессии. Свойства нервной системы. Работоспособность | 2 | Опросник нервно-психического напряжения | Групповая дискуссия |
21. | Характер и выбор профессии | 2 | Диагностика особенностей характера, Упражнение “Не от своего лица” | Проекция качеств |
22. | Коммуникативные и организаторские способности | 1 | Методика “КОС”, Игра “Мафия” | Организа-ционная игра |
23. | Современный рынок труда и его требования к профессионалу | 1 | Упражнение “Самопрезентация” | Самопрезен-тация |
24. | Профессиональная карьера. Пути получения профессий | 1 | Информационный бюллетень | Информиро-вание |
25. | Проект моего будущего | 1 | Организационная игра “Кораблекрушение” | “Мозговой штурм”, решение ситуаций |
26. | Планирование профессионального пути | 1 | Проективный рисунок “Я профессионал” |
Проекция образа |
27. | Планирование жизненного пути | 1 | Проективный рисунок “Я через 10 лет” |
Проекция образа |
28. | Мои знания, победы и достижения. Подведение итогов | 1 | Креативное задание “Мои знания, победы и достижения” | Проекция рефлексия, групповая дискуссия |
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. – М., 1981. С. 19 – 44.
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2004.
- Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопр. психол. 1978. № 1. С. 37 – 50.
- Анцыферова Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование // Психологические исследования социального развития личности / Отв. ред. И.А. Джидарьян. – М., 1991. С. 5 – 38.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры // Избр. психол. труды / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М., 1996.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н / Д., 2004.
- Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1979.
- Твоя профессиональная карьера: Методика преподавания курса. / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М., 1998.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М., 1992.
- Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2001.
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. –М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 1996.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М., 2000.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 2000.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 классы). / Под науч. ред. Л.А. Обуховой. – М., 2005.
- Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М., 2001.
- Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8 – 11 классов. / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М., 1998.
Список литературы для учащихся
- Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-9 классов. – М., 1998.
- Чистякова С.Н., Журкина А.Я. Дидактические материалы к курсу “Твоя профессиональная карьера”. – М., 1998.