…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, Заменить их нельзя ничем,
Н, М, Амосов,
Перед педагогом всегда стоит сложнейшая задача – формирование личности ребёнка, В нашей работе сделан акцент на важном вопросе, остро вставшем перед человечеством: формировании установки на сохранение здоровья,
Учёными доказано, что здоровье человека лишь на 7 % зависит от здравоохранения, на 20 % - от наследственности, на 20 % от экологии и более чем на 50% от образа жизни, который он ведёт, т, е, от знаний и умений сохранять его самим человеком,
Понятие здорового образа жизни мы понимаем как ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья,
Пренебрежение к формированию установки на здоровый образ жизни в дошкольные и школьные годы приводит к тому, что человек не принимает на себя ответственность за собственное здоровье как высшую ценность,
На этом возрастном этапе (7 лет) поведение детей характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действия, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей,
Из выше сказанного мы должны сделать вывод, что психологические особенности детей 7 лет не просто позволяют осознанно заботиться о собственном здоровье, но забота о благополучии собственного эмоционального состояния становится фактором формирования позитивной “Я”-концепции личности, Более того, не приняв на себя ответственности за собственное здоровье в младшем возрасте, ребёнок, по-видимому, уже не сделает этого и в последующие годы,
Это убеждает нас в необходимости создания условий по формированию установки на здоровый образ жизни с первых дней пребывания ребёнка в школе,
Для осуществления этой цели нами разработан проект, цель которого – создать в школе условия для формирования у ребёнка установки на здоровый образ жизни,
Наш проект мы назвали “Страна Здоровячков”, Предполагается, что этот проект будет реализован психологом школы в работе с детьми 7 лет и эффективно дополнит школьную программу “Здоровье”,
Разрабатывая его, мы рассматриваем здоровье как “состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов” (т, 1,с, 391),
В упрощенном и в то же время обобщенном виде можно считать, что критериями здоровья являются:
- Для соматического и физического здоровья – я могу;
- Для психического – я хочу;
- Для нравственного – я должен,
В нашей работе исходными являются следующие предпосылки,
Во-первых, формирование личности детерминируется как внешними, так и внутренними условиями, Во-вторых, формирование личности происходит в процессе собственной деятельности ребёнка, его собственной практики, когда он под руководством педагога выступает как субъект воспитания,
Таким образом, ребёнок 7 лет должен прилагать собственные усилия, что бы быть здоровым,
Исследование проведено в течение первой недели сентября,
Нам необходимо узнать, как видят проблему сохранения здоровья дети, Для этого мы использовали метод анкетирования,
Проанализируем результаты анкетирования учащихся 1 классов и их родителей, проведенного в сентябре 2006 года,
Количество учащихся и их родителей, ответивших на вопросы анкеты, составило 81% от общего количества учащихся и родителей параллели первых классов,
Мы получили следующие результаты,
Мы видим, что количество первоклассников, считающих себя здоровыми, и родителей, считающих своих детей здоровыми, почти одинаковое, (78% и 73%),
Диаграмма 1, | Диаграмма 2, |
Часть детей ответили, что они не совсем здоровы (19%), и только 3 % считают себя нездоровыми, Каждый четвёртый родитель считает своего ребёнка нездоровым (24%), а 3% родителей почему – то не захотели отвечать на этот вопрос,
Мы решили конкретнее узнать, мнение родителей о здоровье их детей,
На наше предложение отметить в баллах (от 1 до 10), насколько здоров их ребёнок, родители согласились все и дали следующие ответы,
Диаграмма 3,
На этой диаграмме мы видим, что здоровье детей ниже среднего оценил 1% родителей, Средним (5 – 6 баллов) считают здоровье детей 17%, 44 % родителей считают, что здоровье детей выше среднего (от 7 до 8 баллов), Высокими баллами оценили здоровье детей 38 % родителей, Не ответивших на этот вопрос родителей нет,
Итак, родители в основном считают своих детей здоровыми,
Нам хотелось бы выяснить, какие факторы, по мнению учащихся и родителей, помогают сохранению здоровья,
С помощью диаграммы рассмотрим, как, по мнению первоклассников, следует сохранять здоровье?
Почти половина детей ответили, что следует заниматься спортом, Большое внимание в ответах уделено правильному питанию, Незначительное место в сохранении здоровья отводится гигиене, режиму дня, закаливанию, Еще менее значимым для сохранения здоровья дети считают прогулки, здоровый образ жизни и отказ от разрушителей здоровья, Не дали ответа 4% детей,
Диаграмма 4,
Мы видим, что дети очень мало знают о разрушителях здоровья, Некоторые учащиеся совсем не ответили, Причиной этого, можно предположить, явилось незнание ответа на этот вопрос,
Родители также, как и их дети, считают более важными для сохранения здоровья детей правильное питание и занятия спортом, Немалое значение взрослые придают таким профилактическим мерам, как фито-чай, купание в море, эффективный отдых, Меньшего внимания, как и в ответах детей, удостоены закаливание, гигиена тела и помещения, здоровый образ жизни, Как объяснить, что 6 % родителей не захотели ответить на вопрос “Что Вы делаете в семье для сохранения здоровья Вашего ребёнка?” Не может быть, чтобы взрослые люди ничего не знали на эту тему, Можно предположить, что не считают нужным говорить об этом даже анонимно, Снова возникает вопрос “Почему”?
Диаграмма 5,
Мы видим сходство в ответах учащихся и родителей, Это подтверждает наше предположение, что отношение к своему здоровью формируется в семье,
Ещё одним подтверждением можно считать ответы детей на вопрос “Откуда ты узнаёшь о том, как сохранить здоровье?”
Диаграмма 6,
На диаграмме 6 мы видим, что почти все дети указали семью как источник информации (62%), Только 11 % детей указали педагога как источник информации, хотя с первого дня поступления в школу педагоги в беседах с детьми активно обсуждали темы сохранения здоровья, Отсюда следует сделать вывод, что большее внимание ребёнок 7 лет уделяет информации, полученной в семье, Опрос показал, что для первоклассников значительным источником информации являются СМИ,
Итак, источником формирования личностной направленности на сохранение своего здоровья, как базовое условие воспитания стремления к здоровому образу жизни, на первом месте оказалась семья, а на втором - СМИ,
Понимают ли родители важность влияния семьи на сохранение здоровья и формирование установки ребёнка на сохранение собственного здоровья? Кого родители считают ответственным за сохранение здоровья их детей? Рассмотрим диаграмму 7,
Семью считают ответственной 54% родителей, Это значит, что вторая половина родителей не принимают на себя ответственности за сохранение здоровья своих детей,
По данным анкеты, думают, что здоровье ребёнка в значительной мере зависит от него самого 15% родителей, Мы только что выяснили, что от семьи зависит, будет ли ребёнок стремиться к сохранению своего здоровья,
На наш взгляд, правы и те родители, которые возлагают ответственность и на наше общество, так как формирование личности детерминируется как внешними условиями, к которым относятся общественные отношения, господствующие в обществе идеи, нормы, обычаи, К внешним условиям относятся и влияние педагогов: обучение и воспитание, которые получают дети в образовательных учреждениях,
Диаграмма 7,
Никто не возлагает ответственность на СМИ, хотя 21 % первоклассников указали их влияние,
Мы выяснили, что 54 % родителей считают семью ответственной за здоровье,
Как родители оценивают свою активность в воспитании стремления к сохранению здоровья?
На диаграмме 8 мы видим, что 75% семей считают, что “достаточно” и “часто” разговаривают с ребёнком о ценности здоровья, То есть они уверенны, что воспитывают ребёнка правильно, и их воздействие на ребёнка эффективно,
Диаграмма 8,
На диаграмме 9 мы можем видеть, какие темы здоровья обсуждаются в семье,
Наиболее важными для бесед со своими детьми родители считают темы о пользе спортивных занятий, о профилактике детских заболеваний, о гигиене, правильном питании,
Меньшее значение придается беседам о здоровом образе жизни, режиме дня, закаливании, травматизме,
Каждый десятый родитель не захотел даже анонимно поведать педагогам, какие же темы они считают необходимыми для обсуждения с ребёнком, А часть родителей (11%) решили не называть темы своих бесед, они ответили “все темы”, Получается, что не ответили на вопрос 21 % родителей, Можно предположить, что родители испытывают некоторую неуверенность в вопросах формирования отношения к своему здоровью у подрастающего поколения,
Диаграмма 9,
Может быть, родителям нужна помощь специалистов, чтобы они могли грамотно и эффективно воспитывать отношение к своему здоровью у своих детей? Рассмотрим диаграмму 10,
Диаграмма 10,
Мы видим, что 44% родителей стремятся к большей эффективности воспитания детей, Некоторые (7%) назвали темы формирования у детей здорового образа жизни,
Многие родители (27%) назвали конкретные темы:
- Психические и нервные заболевания,
- О разных заболеваниях,
- Профилактика иммунодефицита,
- Закаливание,
- О сотовом телефоне, компьютере и телевизоре,
- О правильном питании,
- О Режиме дня школьника,
- О пользе физических нагрузок,
- Гигиена для школьника,
- Как быть здоровым,
Мы видим также, что больше половины родителей (54%) не видят необходимости в получении какой-либо информации на темы здоровья, Эта тема им не интересна,
Обратимся к анализу заболеваемости учащихся первых классов на 1 сентября 2006 – 2007 учебного года, сделанному медицинскими работниками по результатам изучения документов детей, родителей которых не интересуют, судя по анкете, темы здоровья,
Группы здоровья учащихся 1 классов:
Первая – 18%,
Вторая – 75%,
Третья – 7 %
Физкультурные группы:
Основная – 67%,
Подготовительная – 33%
Физическое развитие:
Выше среднего – 32%,
Среднее - 61%,
Ниже среднего – 7%
На “Д” учёте состоят - 11%, Из них один инвалид,
С нарушениями:
Осанки – 17%,
Зрения – 7 %
Мы видим, что все дети, пришедшие в первый класс, имеют отклонения и нарушения здоровья, Что же хотели бы видеть родители в школе для сохранения здоровья детей? Рассмотрим диаграмму 11,
Родители желают, чтобы были в каждой школе бассейн, тренажёрный зал, зал для подвижных игр, Многие уделяют внимание хорошему спортивному оборудованию и школьным спортивным мероприятиям, Немалое значение придается оздоровительным процедурам в школе и насыщенному витаминами питанию, Радостно видеть, что в плане сохранения здоровья родители уделяют внимание хорошему настроению детей, учебной нагрузке,
Итак, мы рассмотрели основные факторы, влияющие на формирование установки учащихся первых классов на здоровый образ жизни, и можем сделать следующие выводы:
Господствующие в обществе идеи, нормы, обычаи являются внешними условиями, которыми детерминируется формирование личности первоклассника, От них тоже зависит, каков будет эффект того или иного педагогического воздействия, как будет развиваться ребёнок, Опрос, показал, что родителями используются не все доступные семье факторы, способствующие сохранению здоровья человека,
Здоровье первоклассника будет зависеть от стиля жизни, который определяется личностными наклонностями самого ребёнка и его близких родственников, При почти одинаковых потребностях каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение зависит в первую очередь от воспитания,
Составляющие здорового образа жизни:
- Отказ от разрушителей здоровья;
- Оптимальный двигательный режим;
- Рациональное питание;
- Закаливание ( воздухом, солнцем, водой, хождение босиком);
- Личная гигиена;
- Положительные эмоции,
Из всех составляющих здорового образа жизни родители и дети называют только два: оптимальный двигательный режим и рациональное питание, Поэтому ещё одной проблемой, выявленной в результате опроса, мы должны назвать использование в практике семейного воспитания не всех составляющих здорового образа жизни,
Из всего выше сказанного следует, следующее:
Важны совместные усилия учителей, врачей, родителей и самих детей по предупреждению отклонений их здоровья в школе и дома, Нужно показывать преимущества здорового стиля жизни, обучать радости ощущать себя здоровым, удовлетворённым от помощи другому в сохранении и укреплении здоровья,
Эффект того или иного педагогического воздействия будет зависеть от направленности личности, (её потребностей, интересов, установки, идеалов, мировоззрения, убеждения, самооценки, уровня притязаний), её способностей, черт характера, особенностей темперамента и других свойств, Эти внутренние условия, которые детерминируют формирование личности, закладываются взаимоотношениями между ребёнком и взрослым и не только являются условием психического развития ребёнка, но становятся источником отношения самих детей к своему здоровью,
Понятие здорового образа жизни выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья,
Всё выше сказанное позволяет нам определить следующие задачи в организации нашей работы по формированию у первоклассников установки на здоровый образ жизни,
Назначение работы с родителями: осмысление важности создания здоровьесберегающих условий в семье для предотвращения нарушения здоровья у детей,
Назначение работы с учителями: формирование культуры здоровья, пути повышения эффективности обучения и воспитания школьников,
Назначение работы с учащимися: формирование ответственности за своё психологическое здоровье и освоение способов сохранения здоровья,
Это позволит создать эффективный источник формирования установки на здоровый образ жизни у учащихся первых классов,
Список использованной литературы,
- Иващенко Ф, И, Психология воспитания школьников: учеб пособие, – 2-е изд,, переработанное и дополненное, – Мн, : Унiверсiтэцкае, 1999, – стр, 8,
- Попов С, В, Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников), - СПб: СОЮЗ, 1998, с, 123,
- Энциклопедический словарь медицинских терминов, Т, 1, с 391,