Психологическое обеспечение перехода в профильную старшую школу: проблемы и перспективы

Разделы: Школьная психологическая служба


На протяжении трех лет, команда психологов общеобразовательных школ Октябрьского района г. Красноярска, занималась разработкой проекта “Психологического обеспечения перехода в старшую профильную школу”. При разработке концепции проекта мы опирались на Закон РФ “Об Образовании”;  концепцию модернизации российского образования и профильного обучения; материалы Министерства Образования РФ Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.

В концепции модернизации российского образования, среди условий, необходимых для повышения качества общего образования, акцентируется внимание на создании условий в системе профессиональной ориентации молодежи для психологической поддержки и оказании помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

Профильное обучение позволяет посредством дифференциации и индивидуализации обучения, за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями и интересами в отношении продолжения образования.

Введение системы предпрофильной подготовки, ориентировано на формирование способности делать выбор профиля обучения в старшей школе. И преследует следующие цели:

  • Самоопределение учащихся в отношении выбора профиля будущего обучения в старшей школе;
  • Формирование умения объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям;
  • Осуществление выбора профиля соответствующего способностям и интересам;
  • Формирование высокого уровня учебной мотивации на обучение по избранному профилю.

В условиях массового введения в школы предпрофильной подготовки и профильного образования, обостряется противоречие между “сложившимися” и “требуемыми модернизацией образования” целями профориентационной работы. В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле и дальнейшей профессиональной самоидентификации.

Требования профильной школы учитывают центральное новообразование подросткового возраста самосознание. Самосознание подростка перестраивает весь внутренний мир ребенка, что проявляется в его интересах, ценностях и поведении в целом. Динамика становления самосознания представлена через появление рефлексии, “чувства взрослости”, характеристику содержательного наполнения самосознания (интересы, ценностные ориентации), результатов его функционирования (“образ Я”, самооценка), самоопределение. Смутные брожения души, такие как поиск себя, своего места и предназначения в мире, смысла собственной жизни, подростки еще не в силах осмыслить конструктивно, именно поэтому задача взрослых – оказать помощь в осознании, как самого процесса поиска, так и того, что они ищут, но не подменять собственный поиск ребят готовыми ответами.

Проблемы в том, что у подростков отмечаются трудности в совмещении ближних и дальних перспектив при планировании своего будущего, затруднена рефлексия, они недостаточно осведомлены о своих ресурсах. Подростку необходимо научится управлять своей активностью, направлять ее на решение жизненно важных задач, т. е. ему необходимо овладеть навыками саморегуляции поведения и деятельности.

Ведущий вид деятельности старшеклассникаучебно-профессиональная деятельность, реализующая профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Основные новообразования ранней юностиновый уровень развития самосознания: открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности, стремление к самопознанию; познавательный интерес, как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями.

Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Очень осторожно происходит массовое введение профильного обучения. В настоящее время только ряд образовательных учреждений района участвуют в реализации проекта профильного обучения в старшей школе. Из них только пять образовательных учреждений объединились в сетевую организацию с общим образовательным ресурсом, где предлагается изучение профильных предметов и элективных курсов для 9 и 10 классов. Ряд учреждений являются “самодостаточными” с точки зрения содержания образования профильного обучения. В связи с этим нет единого видения профессиональной позиции психолога в процессе сопровождения профильного обучения. Отсутствует структурированный запрос администрации на психологическое сопровождение профильного обучения.

Анализ запросов поступающих к психологу, работающему в старшей школе, показал, что сформирован он на психологическое сопровождение адаптации учащихся 10 классов, оказание психологической помощи учащимся 9 и 11, классов при подготовке к экзаменам, на участие психолога в комплектовании профильных классов и оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Целью проекта стала: Разработка модели психологического обеспечения участников образовательного пространства (учащихся и педагогов) старшей профильной школы. Содействие развитию ключевых компетентностей учащихся.

Для достижения целей мы определили следующие задачи:

  1. Создание условий для становления профессиональной субъектности педагога (помощь педагогу в выделении им проблем своей профессиональной деятельности, определении направления профессионального движения и развития, помощь в оснащении новыми способами деятельности для изменения практики);
  2. Создание условий для решения возрастных задач учащимися во время перехода в старшую профильную школу.

Объектом сопровождения являются:

– непрерывное профессиональное образование педагогов как составляющая профессионального развития,

– процесс самоопределения старшеклассников, способность принимать решения в нестандартных ситуациях и умения рефлексировать результаты своей деятельности.

Субъекты сопровождения: Педагоги и учащиеся.

Предполагаемые результаты:

  1. Становление профессиональной субъектности педагога и обеспечение современного качества образования;
  2. Готовность самоопределяться, делать выбор.

Результативность проекта предлагаем оценивать по индикаторам представленным в таблице №1.

Ожидаемые результаты и индикаторы.

Таблица№1

Результаты Критерии-Индикаторы Инструменты
Становление профессиональной субъектности педагога и обеспечение современного качества образования; - результаты ЕГЭ

- изменение мотивации учащихся к учебной деятельности;

- использование новых технологий по формированию компетентностей учащихся;

- участие педагога в проектной и исследовательской деятельности;

Мониторинг

Анкетирование

Наблюдение

Беседа

Готовность самоопределяться, делать осознанный и ответственный выбор. - участие учащихся в проектной и исследовательской деятельности;

- построение собственного образовательного маршрута;

- социальная практика учащихся (проявляют активность, самостоятельность, ответственность, умеют работать с информацией, выстраивать коммуникации).

Анкетирование

Наблюдение

Беседа

Мониторинг

Содержательное наполнение проекта было представлено следующим образом:

  1. Разработка и проведение семинаров – практикумов “Эффективные технологии разработки программ элективных курсов”, “Компетентностный подход в контексте изменения качества образования”;
  2. Создание базовой площадки по профессионализации педагогов. Разработка рефлексивно-аналитического семинара для педагогов “Современное качество образования”, педагогическая мастерская “Современный урок” (тьюторство);
  3. Разработка методических сборников для психологов района “Сборник методических материалов по элективным курсам”, “Мониторинг введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в районе (деятельность педагога психолога по сопровождению ППП и ПО)”.

Общая модель психологического обеспечения профильного обучения и предпрофильной подготовки представлена на схеме №1.

Схема № 1.

Родители
  1. Собрание по теме: “Модернизация образования в старшей школе”
  2. Работа с сопротивлениями родителей
  3. Информирование о системе профильного обучения.
  4. Семинар по теме “Особенности подросткового и юношеского возраста. Психологическая поддержка в ситуации выбора профиля обучения”.
  5. Анкетирование по ППП.
  6. Привлечение родителей к организации социальных практик.
Родители
  1. Просвещение о профиле или ИОП (профильные предметы и элективные курсы).
  2. Информирование о профессиональных учебных заведениях и уровнях профобразования, перспективных отраслях с учетом развития рынка труда.
  3. Ознакомление с итогами профдиагностической работы с учащимися.
  4. Поиск альтернатив (консультации, беседы).
Педагоги
  1. Освоение механизмов работы с портфолио. Смена установок на систему оценки достижений ребенка.
  2. Помощь в организации и проведении мероприятий по информированию родителей.
  3. Работа с сопротивлениями педагогов по переходу в систему профильного обучения и предпрофильной подготовки.
  4. Консультирование по возрастным и психологическим особенностям ребенка.
  5. Мастер-класс как способ освоения компетентностного подхода
Педагоги
  1. Психологическая экспертиза по реализации компетентностного подхода на занятиях по профилю и элективных курсах.
  2. Консультирование по профессиональному самоопределению школьников.
  3. Консультирование по построению индивидуальных образовательных программ учащихся.
  4. Консультирование по освоению новых педагогических технологий.
  5. Работа с сопротивлениями.
Учащиеся
  1. Проведение ориентационных курсов по выбору профессии.
  2. Изучение интересов, способностей, склонностей.
  3. Изучение образовательных потребностей.
  4. Консультирование по освоению алгоритма выбора.
  5. Организация рефлексивного анализа ситуации выбора.
  6. Помощь в написании резюме, автобиографии и планов на будущее.
  7. Социальные практики их анализ, рефлексия участия ребенка в пробах. .
  8. Элективный курс “Твоя профессиональная карьера”, “Выбор профиля обучения”, “В поисках своего призвания”
  9. Консультации по построению ИОП
Учащиеся
  1. Поиск альтернатив в выборе профиля.
  2. Помощь в профессиональном самоопределении.
  3. Изучение индивидуальных склонностей, способностей, интересов.
  4. Изучение профессиональных и образовательных потребностей.
  5. Проведение тренинга “Личностного роста”
  6. Элективные курсы “Психология личности”, “Психологическая культура делового общения”, “Психология межличностных отношений”, “Технология профессионального успеха”.
  7. Анализ и коррекция ИОП.
  8. Тренинги “Само-менеджмент”, “Тайм-менеджмент”, “Конфликтная компетентность