Делать нужно только то, что умеешь.
Делать нужно только то, во что веришь.
Делать нужно только тогда, когда понял, зачем.
Нужно делать, а не добиваться результата.
А теперь позвольте объясниться. Я работаю в школе педагогом-психологом 5 лет. И работая с новыми классами, я прошу их на отдельном листочке продолжить предложение: “Психолог – это…”. Разнообразием ответы не отличаются. Психолог предстаёт этаким супермен6ом – спасающим, помогающим, решающим самые разные проблемы, видящим всех вокруг насквозь. Узнаёте себя? Я не очень. на психолога обрушивается шквал проблем, которые надо решить, поступает запрос от педагогов и детей. Хочется помочь всем и сразу. Но “скорая помощь” не всегда приносит желаемый результат. Идею проведения недели психологии в школе я вынашивала давно. Но как? Как организовать, а самое главное – подготовить проведение. Ведь нужно много изготовить, смастерить, воплотить… а в школе ты один педагог-психолог. Ознакомившись с опытом коллег и прочитав необходимую литературу, я смогла подготовиться к проведению недели психологии.
Я ставила следующие цели:
- Повышение психологической компетентности учащихся и учителей школы;
- Формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания;
- Содействие развитию личности учащихся;
- Повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса.
- Неделя задумана быть тематической, и основная её тема – дорога, путь, выбор правильной дороги, жизненного пути.
Программа психологической недели
День недели | Название дня | Мероприятие |
Понедельник | Радужная страна. Я выбираю свои чувства и настроения. |
Радуга настроений. Презентация “Кирпичной стены” |
Вторник | Я выбираю дружбу | “Забор” Игра “Впереди у нас пятый класс” (4 класс) |
Среда | Мой успех в ваших руках | Игра “Экзамен” (9 класс) Акция “Письмо психологу” |
Четверг | Большие гонки. Я выбираю успех и достижение. |
Презентация “Книга Радости” (1-4 класс) Игра “Следопыты” |
Пятница | День подведения итогов | Акция “Отдохни. Создай себе
настроение” (для учителей) Игра “Заколдованное сердце” Линейка подведения итогов |
На линейке было объявлено, что следующая неделя будет необычной – пройдёт неделя психологии в школе. Хотелось бы, что бы все ребята приняли участие.
В понедельник утром каждый входящий в фойе школы увидит улыбающихся психолога и ребят, именно ему они улыбались и говорили “Здравствуй” и предлагали один цветной жетончик, что бы отметить своё настроение в начале дня на “радуге настроений”. Всех входящих попросят после окончания уроков снова подойти к ребятам и взять свой жетончик, чтобы отметить на “Радуге” своё настроение в конце рабочего дня. Так же в коридоре должна пройти презентация “Кирпичной стены” (На стене прикреплён лист бумаги с изображением кирпичиков.) Предлагалось, что все желающие смогут прикрепить белые облака, звёздочки, листочки с написанными на них мечтами или написать на кирпичиках свои мечты.
На стене первоначально написано:
Мечта сбывается и не сбывается,
Но всё хорошее не забывается,
А всё хорошее – и есть мечта!
Если мечта не сбудется,
Ты поступай, как хочется,
Но ни кому на свете грусти не выдавай…..
Во вторник рядом с “Кирпичной стеной” появится “Забор”. На нем будет фраза: “Я хочу, что бы в нашей школе…” каждый желающий мог продолжить начатое предложение. И прочитав на стене записи детей, учителя могли высказывать свои пожелания. В этот же день в 4-м классе пройдёт игра “Впереди у нас – пятый класс”.
Эта игра проведена с целью выявления уровня психологической готовности детей на этапе перехода из начального в среднее звено.
В среду состоится акция “Письмо психологу” для 5 – 11 классов. Дети могут взять листочки на столе в коридоре, и после написания опустить в почтовый ящик. После того, как психолог ознакомится с содержанием писем, он даст свой ответ на них. В этот же день для учащихся 9-го класса пройдёт игра “Экзамен”, с целью психологической подготовки девятиклассников к сдаче экзаменов. Эта игра поможет школьникам снять напряжение, благодаря проигрыванию предстоящей экзаменационной ситуации.
В четверг состоится презентация “Книга Радости” для начальных классов. Детям объяснят, что каждый класс должен заполнить свою страничку. Это может быть коллективное творчество, а может, каждый захочет сам написать о своих радостях, успехах и достижениях. К концу дня предложат “собрать” книгу и вместе её прочитать. В этот же день пройдёт игра “Следопыты”.
В пятницу пройдёт акция: “Отдохни. Создай себе настроение” и ученикам будет дано задание высказать мнение от класса на линейке. Учителям будет предложено освоить некоторые приёмы снятия мышечного напряжения, релаксации. В этот же день пройдёт игра “Заколдованное сердце” для учащихся 2 класса, с целью выявления того, на сколько сформирован детский коллектив.
На линейке будут подведены итоги по проведению психологической недели, и каждый класс выскажет своё мнение о проведённых мероприятиях.
Список используемой литературы
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2003.-512с.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2003.-512с.
- Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб.: КАРО, 2003.-208с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.-М.: “Просвещение”, “Учебная литература”, 1996
- Семаго М.М. Рабочий журнал психолога образовательного учреждения.-М.: ТЦ Сфера, 2002
- Дегтяр Б.С. Антистрессовая аптека. – М.: Терра Спорт, 2000 – 128с.
- Степанов С.А. О натурах творческих // Школьный психолог. - №46.,2001г.