Семинар-практикум: "Анализ успешного обучения девятиклассников"

Разделы: Школьная психологическая служба


Причина проведения семинара-практикума: резкое снижение учебного интереса и успеваемости учащихся 9-м класса по многим предметам; растерянность педагогического и родительского коллективов, столкнувшихся с особенностями подросткового возраста.

Цели семинара:

- анализ отношения школьников к учению, анализ возможных причин такого отношения;
- актуализизация необходимости смены видов учебной и воспитательной работы с подростами;
- обозначение методов и приемов по повышению мотивации к учению учащихся класса.

Задачи:

1. Проанализировать отношения учащихся к каждому учебному предмету через анкетирование. Выявить представления учителей о мотивации учащихся. Провести сравнительный анализ данных.
2. Рассмотреть конкретные случаи совпадения и расхождения учительских и ученических представлений об отношении к учению. Выявить причины возникновения среди учеников:

- безразличного отношение к большинству учебных предметов.
- отрицательного и крайне отрицательного отношения к большинству учебных предметов.

3. Наметить пути успешного взаимодействия и возможности личностного роста учеников.

Ход семинара:

Подготовительный этап.

- Изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам (Методика анализа отношения школьников к учению - приложение 7).

- Выявление учительских представлений об отношении учащихся к своим предметам (приложение 7).

- Родительское собрание: “Особенности обучения девятиклассников”.

- Выявление отношения родителей к сложившейся учебной ситуации через опрос.

- Запись интервью девятиклассников “Что такое успех?”

I БЛОК семинара.

1. Обозначение проблемной ситуации (анализ успеваемости, анализ родительского опроса).

Знакомство учителей с результатами анализа учебной ситуации. (Презентация–приложение1):

- знакомство с методикой (достоинства и возможности);

- демонстрация общего отношения учащихся к учению <рис 1а.>

- выявление наиболее популярных предметов в классе, рейтинг предметов <рис 3.>

2. Работа в группах (А, Б, В). Рассмотрение мотивации учащихся с трех позиций.

А. Учитель недооценивает мотивацию учащихся, считает, что ученики недостаточно любят его предмет, недостаточно знают и проявляют интерес. Ученики же придерживаются другой точки зрения: предмет интересен, прилагаются достаточные усилия для его изучения…).

Б. Учитель переоценивает мотивацию учащихся, думает, что мотивация хорошая, а на самом деле отрицательная (либо безразличное отношение).

В. Учитель и ученики адекватно оценивают ситуацию обучения: отношение к учению безразличное, отрицательное или крайне отрицательное.

Каждая группа анализирует модели поведения ученика и учителя с отражением следующих моментов:

  1. Поведение учеников и учителя на уроках.
  2. Возможность творчества на уроках.
  3. Возможна ли самостоятельность при изучении предмета.
  4. Как будут выполняться д/р.
  5. Возможность получения удовольствия от предмета учителем и учеником.
  6. Посещение уроков.
  7. Причины неадекватной оценки учебной ситуации учителем (для групп А,Б.)
  8. Как учитель может изменить ситуацию в лучшую сторону.

3. Защита группами своих наработок с параллельным обсуждением всеми участниками результатов (примерные наработки учителей представлены в приложение2).

4. Обозначение учащихся “группы риска”: учащиеся с безразличным, отрицательным и крайне отрицательным отношением к большинству учебных предметов (данные анализа сводной таблицы №1 – приложение 7).

II БЛОК семинара.

Упражнения:1. Группа сидит в кругу, все по очереди называют свое имя и положительное качество на первую букву имени (Лариса - ласковая).

2. “Комплимент” - каждый должен внимательно посмотреть на своих соседей и подумать о том, какая черта, характера, какая особенность у этих людей ему нравится. Начинает комплименты любой из членов группы. Тот участник, которому сделают комплемент, должен в ответ поблагодарить и в свою очередь сказать комплемент соседу. И так до тех пор, пока все не получили комплимент. Можно использовать метафору, например “фонтан идей”, “вечный двигатель”.

В результате игры получается приятная картинка психологического “поглаживания”.

Ведущий. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет. О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д.Ушинский. В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном значении”. К.Д. Ушинский отметил: “Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается” [8].

В этой работе К.Д.Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться. Первой заповедью воспитания К.Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха [7].

Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог, разрабатывающий методы педагогического общения с детьми, У. Глассер так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Он стремиться глубже исследовать проблему удовлетворения глубинных психологических запросов ребенка в условиях учебной среды. У. Глессер убежден, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни [5].

В старших классах школьники считают, что есть достаточно большой перечень обстоятельств, которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону. Опрос был проведен в десятом “Б” и “А” классах нашей школы.

Факторы, способствующие успешной учебе.

Мое отношение к учебе улучшится, если:

Будет возможность свободного выбора глубины изучения некоторых предметов. 8
Отношения между учениками и учителями будут носить более свободный характер. 4
Увеличится количество предметов, которые будут готовить к реальной жизни. 6
Если буду уверен, что тот, кто лучше учиться, будет лучше жить. 10
В школе всегда можно найти взрослого человека, который поможет мне решить мои личные проблемы. 6
Мы будем не просто заучивать материал, а что-то делать самостоятельно. 8

Меняется мотивация. Важны те предметы, которые будут сдаваться при поступлении в ВУЗ, их изучают серьезнее и глубже. Более важно для учащихся достигнуть понимания, а не запоминания. Для школьников важно то, как наше сегодняшнее общество оценивает хорошие знания. Они хотят быть уверенными в том, что тот, кто лучше учиться, будет лучше жить. К сожалению, в настоящее время они в этом не уверенны.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин, доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его “светлое будущее”. Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения. Избежать этого помогут рекомендации данные в книге А.С.Белкина “ Ситуация успеха. Как ее создать?” [4]

Ведущий. Мы часто и много говорим о том, что нужно создавать ситуацию успеха. А что это такое успех? Как его создавать? Выскажитесь по кругу, что для вас значит успех.

Ведущий. У старшеклассников также есть свое представление об успехе. Давайте послушаем, что вкладывают ребята 9 класса в понятие “успех”. Заслушивается аудиозапись интервью подростков.

Ведущий. Белкин А. С. разделяет понятия "успех" и "ситуация успеха". Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать; переживание же радости, успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.
С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии.

Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида.

Предвосхищаемый успех. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает. На пустом месте успех родиться не может.

Может повезти, если зоркий взгляд умного, наблюдательного заметит надежду и не даст повода для разочарования: поддержит, подготовит, убедит. Но может случиться и обратное. Это - беда. Это очень серьезно, последствия несовершившегося чуда бывают труднопредсказуемы. Убедившись в том, что их ожидания успеха не сбылись, они готовы винить кого угодно, только не себя.

Констатируемый успех. Фиксирует достижение, радуется ему. Важно, что он состоялся, что он сделал отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.

Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо. Это - состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой - опасность переоценить свои возможности, успокоиться.

Алгоритм создания ситуации успеха.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от

процесса и результата (все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей [1].

Давайте посмотрим, какова технология создания успеха.

Работа с картами. Выдаются заготовленные карты: “Технологические операции создания ситуаций успеха” (приложение 4).

Итак, мы выяснили, что для того чтобы помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их необходимо организовать ему ситуацию успеха. Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка – это источник его внутренних сил и энергии. Как же создать ситуацию успеха?

Способы и приемы создания ситуации успеха могут быть следующими:

1. Установление психологического контакта (вербального, невербального), создание атмосферы доверия (доброжелательности): улыбка, обращение по имени, поглаживание, доброжелательный визуальный контакт, фразы типа:

–Я рада тебя видеть;

– Мне приятно общаться с тобой”;

–Как хорошо, что мы с тобой встретились” и т.д., все, что можно отнести к “психологическому поглаживанию”, постоянное проявление интереса к ученику, сопереживание ему.

2. Снятие чувства страха. Освобождение психологического зажима: “Ничего страшного, если не получится, поищем другой способ...”.

3. Четкая инструкция. Совет, как лучше выполнить планируемое, скрытая помощь:

–Я полагаю, что удобнее было бы сделать...;

–Я знаю, что обычно начинают с ...;

– Достаточно вспомнить вот эту часть и …;

– Я бы начала с …;

– Может быть, попробуешь…;

– Я думаю, ты не забудешь о…;

– Я прямо не дождусь, как появится вот эта возможность…;

4. Авансирование личности, провозглашение ее достоинств.

– У тебя это получится непременно;

– Конечно, ты это сделаешь, потому что ты (называется достоинство);

– Твой сильный характер не боится неудач.

Авансирование в присутствии коллектива мобилизует активность ребенка, он прикладывает максимум усилий, чтобы оправдать данную ему характеристику.

5. Использование приема положительного подкрепления: переключение внимания ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости:

– Это нам необходимо;

– Это очень важно для нашей работы;

– Наше дело зависит от твоей работы;

– Только ты и можешь…;

– Никто, кроме тебя…;

– Именно ты способен это сделать…;

Тем самым подчеркивается незаменимость ребенка при выполнении того или иного дела интерпретирование  недостатка, как достоинства:

– Сережа у нас не жадный, а экономный, давайте поручим ему...;

– Марина, напрасно ты расстраиваешься, что ты высокая, ведь высокий рост -это залог красоты, вспомни фотомоделей...;

6. Педагогическое внушение (через интонацию, пластику, мимику) - передает веру в успех и дает импульсы к действию:

– Начинай же!

– Смелее, смелее!

– У тебя получится...

7. Педагогическая оценка результата: оценивание не человека, а деятельности, отношения ребенка к ней; позитивное оценивание, использование приема деятельной оценки, т.е. похвалить зато, что получилось хорошо.

8. Вселение веры ребенку в его будущие успехи:

–Вот видишь, у тебя получилось. В следующий раз ты сможешь выполнить более сложное задание [9].

Ролевая игра по группам.

Создание педагогом ситуации успеха для ученика. Выбор ситуаций и обыгрывание конкретных ролей предоставляется группе по желанию. Пожелание ведущего: “Можно разработать ситуацию успеха для одного из учащихся “группы риска”.

Выдача индивидуальных результатов анкетирования каждому учителю <рис 2.>

Рефлексия семинара всеми участниками.

Каждый участник высказывается: насколько важна для него проделанная работа. Ощущение и чувства, с которыми заканчивает работу на семинаре.

Метафора “Все в твоих руках” (приложение3).

Литература:

1. Аникеева П.П. Учителю о психологическом климате в коллективе.

М.:"Просвещение", 1983.

2. Балабкина Любовь. Методика анализа отношения школьников к учению// школьный психолог, 2000, №23.

3. Битянова М.Р. Комментарий к методике анализа отношения школьников к учению///школьный психолог, 2000, №23.

4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.

5. Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991.

6. Павлов М.А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП. М.: “Совершенство”, 1997.

7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Рад. шк., 1988.

8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика",1974.

Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников,1997.

9. http://www.altai.fio.ru/projects/group1/potok49/site/site2/

Приложение 5

Приложение 6