Пояснительная записка.
Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, т. е. рождение и воспитание детей, передача духовно- нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей человеческой жизни.
Понятно, что воспитание качеств семьянина у старшеклассников и подготовка их к будущей семейной жизни, к семейным отношениям не ограничиваются рамками данного курса. Они являются общепедагогической задачей, которая может разрешаться в той или иной степени специфическими средствами каждого учебного предмета, всей системой воспитания и обучения в школе.
Как изучать данный курс? Вопрос не из легких, поскольку занятия зачастую будут касаться проблем спорных, не имеющих однозначного решения. Чтобы соблюдать необходимую тактичность, на занятиях не должны обсуждаться родственники либо личности, присутствующие на этих занятиях. Чтобы решать возникающие вопросы должны приводиться примеры, почерпнутые из книг, газет, кинофильмов. Учащиеся вместе с учителем должны искать решение проблем, которые вполне могут вызвать новые неожиданные вопросы вместо однозначного ответа. Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса, поскольку коллективное обсуждение в классе означало бы солидарность с позицией “свободного секса”, перечеркивающей этические нормы семьи.
Данный элективный курс “45 простых шагов к счастью” разработан для учеников 8-9 классов и рассчитан на 17 часов.
Программа ориентирована на попытку воспитания у подростков стремления к высокой, чистой любви, созданию прочной семьи.
Основные цели курса:
- формирование готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей;
- научить находить способы преодоления сил, разобщающих людей;
- попытаться выяснить, что нужно делать, чтобы стать счастливыми самим и по возможности одарить счастьем всех тех, с кем сталкивает жизнь.
- Основные задачи курса.
Образовательные
- дать учащимся представление о личности, индивидуальных особенностях и способностях человека;
- раскрыть нравственные основы взаимоотношений между юношей и девушкой;
Развивающие
- пробуждение духовных сил растущего человека, способных противостоять цинизму и разврату;
- изучение человеческого общения, сотрудничества, общежития.
Воспитательные
- познакомить учащихся со значением психологического климата семьи;
- помочь учащимся синтезировать разрозненные знания и впечатления, добытые из множества источников.
Планируемый результат.
В результате проведенного учебного курса учащиеся должны имеет представление:
- о личности;
- о ценности жизни
должны знать:
- о значении психологического климата семьи;
- основные понятия, термины
должны уметь:
- применять свои знания в жизни;
- правильно оценивать ситуации и решать создающиеся проблемы;
- формировать собственную позицию в отношениях между девушкой и юношей;
- вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Психологический комментарий.
Учитывая определенную сложность проведения практикума и особую важность роли ведущего в групповых процессах, учителю желательно поучаствовать на занятиях в качестве обычного члена группы.
Программа и учебный план.
Вводное занятие- 2 часа
Тема 1. “Счастье – какое оно?” - 1 час
Определение понятия “Счастье”. Счастье не только в любви, а во взаимопонимании! Общение – как метод самовоспитания.
Самовоспитание. Различие добра и зла. Культура общения. Умение слушать, желание понять другого человека, прощать недостатки.
Тест: “Ваш стиль общения агрессивный или миролюбивый”
Тема 2. Что значит “уметь жить” - 1 час
Трудолюбие как качество личности. Участие детей в трудовой жизни семьи. Умение жить – подлинная идейность, гражданская активность, наступательный заряд духа жизни.
Тест: “Способны ли вы идти на оправданный риск”.
Любовь и мир – 6 часов
Тема 3. Кто есть кто? Любовь и мир. Двойная оптика любви – 1час
Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любить. Бескорыстная самоотдача. Воспитание культуры чувства.
Тест: “Добры ли вы?”
Тема 4. Душа любви: к другому, как к себе – 1час
Вдохновляющая сила любви. Особенности юношеской романтичной любви. Идеал и идеализация человека; их различие.
Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях.
Тест: “Хороший ли вы друг?”
Тема 5. Какие есть виды любви? – 1 час
Дать понятие видов любви: старчэ, агапэ, эрос, мания, лудус, праглис. Потребность быть любимым и способность любить. Мудрость любви, способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любого человека.
Тест: “Любите ли вы себя?”
Тема 6. Идеальная женщина. Идеальный мужчина – 1 час
Культура общения. Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши – оберегать и сохранять достоинство и честь девушки.
Современная девушка. Понятие о женственности. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в отношениях.
Девушка и юноша – будущие воспитатели своих детей, хранители семейного очага.
Тест: “Вы хитрец?”
Тема 7. Современная любовь – 1час
Утро и день любви. Методы постижения любви. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Стремление к духовному и душевному единству.
Тест “Каковы мы, мужчины?”
Тема 8. Мёд и яд любви – 1 час
Духовная ранимость друзей и любящих. Факторы разрушения семьи: алкоголизм, измена, материальные трудности и т.д. Развод.
Я – семь Я – 9 часов
Тема 9. Откуда “семьебоязнь” - 1час
Основная функция семьи – продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Браки по любви, по расчёту, по рассудку. Ростки теории совместимости; о законах совместимости. Тест: “Вы собрались замуж”
Тема 10. Семья и её функции – 1час
Основная функция семьи – продолжение человеческого рода. Роль семьи в жизни общества и укреплении государства. Права и обязанности всех членов семьи. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества.
Тема 11. Мир дому твоему – 1час
Особенности отцовской и материнской любви. Глубокие чувства между членами семьи, близкими людьми. Жена старше или муж старше. Разные страны и разная кожа. Внутрисемейная солидарность. Взаимное послушание.
Тест: “Любите ли вы себя?”
Тема 12. Здоровье семьи и будущего потомства – 1час
Вред табакокурения. Употребление спиртных напитков. Генетические аспекты брака. Последствия добрачной половой распущенности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство.
Тема 13. Образцовая семья – 1час
Обязанности молодых супругов перед родителями, родственниками и близкими. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата. Влияние детей на развитие личности родителей.
Тема 14. Такие разные, разные семья – 1час
Отец – духовная опора, глава семьи. Отчим – друг или враг. Особая роль матери в воспитании и привитии детям добра и сердечности.
Дедушка и бабушка, их роль в поддержании семейного тепла и уюта в воспитании детей. Взаимоуважение между членами семьи.
Тема 15. Условия и порядок заключения брака – 1час
Брачный возраст. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью. Психологическая готовность молодёжи к браку. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья.
Тема 16. Обряды и традиции семьи – 1час
Прочность семьи, основанной на традиционных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных культурных ценностей. Народные обряды и традиции семьи. Устроение домашнего очага.
Тема 17. И всё - таки она есть – 1час
Любовь. Долг. Ответственность друг за друга. Откровенность. Отзывчивость. Тактичность, самообладание. Бескорыстная самоотдача. Защита рефератов по темам.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей и задач особое место в программе занимают следующие формы работы.
Лекционные занятия.(беседы, мини-лекции)
Практикумы (тесты, круглые столы, мозговой штурм, дискуссии)
Встречи (образцовые семьи, работники ЗАГСа,)
Защита рефератов
Экскурсии, творческие задания (коллаж семейных альбомов)
Психологическое обеспечение программы:
- создание доброжелательной атмосферы на занятиях;
- применение групп, индивидуальных форм обучения;
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Список использованной литературы при подготовке программы
- “Воспитание школьников”, научно-методический журнал, за 1997 г., 1998 г., 2000 г., 2001г.
- “Семья и школа”, научно-методический журнал, 1983-1990 г.г.
- СемьЯ, Т.М. Афанасьева, учебное пособие, М., 1988 г.
- Мёд и яд любви, Ю.Б. Рюриков, М.,1990 г.
- Я и ты, В.И. Самойлов, М., 1990 г.
- Программы общеобразовательных учреждений, М., 2001 г.
- Уроки экономики в быту, М.,1985 г.
- Счастье – какое оно? Л.Б. Шаменкова, М.,1984 г
Список литературы, рекомендованной для учащихся
- “Воспитание школьников”, научно-методический журнал, за 1997 г., 1998 г., 2000 г., 2001г.
- “Семья и школа”, научно-методический журнал, 1983-1990 г.г.
- СемьЯ, Т.М. Афанасьева, учебное пособие, М., 1988 г.
- Мёд и яд любви, Ю.Б. Рюриков, М.,1990 г.
- Я и ты, В.И. Самойлов, М., 1990 г.
- Программы общеобразовательных учреждений, М., 2001 г.
- Уроки экономики в быту, М.,1985 г.
- Счастье – какое оно? Л.Б. Шаменкова, М.,1984 г
- Человек и общество, часть II. Учебное пособие, М., 1995 г
- Л.Фридман. Психология воспитания, М., 1999 г.
- Мировоззрение. Учебное пособие, М., 1995 г.
Основные понятия курса: - счастье, “уметь жить”, двойная оптика любви, идеальный мужчина, идеальная женщина, “ семьебоязнь”, образцовая семья, обряды и традиции.
Списки тем рефератов.
Вечные устои любви.
Душа любви: к другому как к себе.
Любовь и мир
О товариществе и дружбе
Любовь как высшее человеческое чувство
Виды любви
Восемь характеров
На чем держится семья
Любовь и совместимость
Утро и день любви
Мед и яд любви
Любовью дорожить умейте
Счастье – какое оно?
Образцовая семья
№№ п. п. | Тема занятия | Время на изучение | Формы и методы работы | Оборудование |
Вводная часть | ||||
1. | “Счастье – какое оно?” | 1 | мини-лекция мозговой штурм |
Сборник тестов |
2. | Что значит “уметь жить”? | 1 | мини-лекция мозговой штурм |
Сборник тестов |
Любовь и мир | ||||
3. | Кто есть кто? Двойная оптика любви. | 1 | мини-лекция анализ ситуации |
Сборник тестов |
4. | Душа любви: к другому, как к себе. | 1 | круглый стол тест |
Сборник тестов |
5. | Какие есть виды любви? | 1 | лекция | |
6. | Идеальная женщина. Идеальный мужчина. | 1 | ролевая игра тест |
Сборник тестов |
7. | Современная любовь | 1 | круглый стол | |
8. | Мед и яд любви | 1 | мини-лекция мозговой штурм |
Сборник тестов |
Я - семь Я | ||||
9. | Откуда “семьебоязнь”. | 1 | мини-лекция дискуссия, тест |
Сборник тестов |
10. | Семья и ее функции | 1 | мозговой штурм выработка правил |
|
11. | Мир дому твоему. | 1 | мини-лекция дискуссия, тест |
Сборник тестов |
12. | Здоровье семьи и будущего потомства | 1 | Встреча с медсестрой гимназии Вопросы – ответы |
|
13. | Образцовая семья | 1 | Встреча с образцовой семьей. Круглый стол |
|
14. | Такие разные, разные семья | 1 | коллаж семейных альбомов | Семейные альбомы |
15. | Условия и порядок заключения браков | 1 | Встреча с работниками ЗАГСа | |
16. | Обряды и традиции семьи | 1 | мини-лекция круглый стол |
|
17. | И все-таки она есть! Итоговое занятие. |
1 | Защита рефератов | Рефераты |
Всего: | 17 |