ЦЕЛЬ: Знакомство с понятиями “кратковременная и долговременная память”
ЗАДАЧИ:
- Знакомство с понятиями “кратковременная и долговременная память”, со способами запоминания;
- Диагностика кратковременной и долговременной памяти;
- Развитие памяти.
Учитель (входит в класс): “Здравствуйте”.
Дети (встают, приветствуя учителя).
Учитель: “Садитесь. (Ждёт, когда дети сядут на свои места).
Сегодня мы совершим путешествие в страну “Память” вот на этом автомобиле (показывает плакат, на котором изображён автомобиль).
Запомните, пожалуйста, как он выглядит, чтобы нам не ошибиться, когда мы придем в автопарк (убирает плакат).
Мы побываем в городах “Кратковременная память” и “Долговременная память”. А сопровождать нас в этом путешествии будут мадам Запоминание и мадам Забывание.
Но где же они? (оглядывается по сторонам). Может быть, они заблудились? (Учитель беспокоится. Удивлён и немного расстроен. Смотрит то на дверь, то на часы.)
(Стук в дверь)
Учитель (радостно): “Вот и они” (открывает дверь). “Входите, входите. Мы вас уже заждались. Где вы пропадали?”
Мадам Запоминание (указывая на мадам Забывание): “Да вот она опять всё забыла: в какую школу нужно идти, в какой класс, к какому времени.(Обращается к учащимся). Извините нас, милые дети”.
Мадам Забывание (обиженно): “Ну, подумаешь, забыла, что тут такого? Как будто вы никогда ничего не забываете? (Обращается к учащимся) Поднимите руки, кто никогда ничего не забывает”.
Дети (отвечают на вопрос мадам Забывание).
Мадам Забывание (радостно обращается к мадам Запоминание и учителю): “Вот видите, видите, они тоже забывают. А вы меня ругаете”.
Учитель (успокаивает дам): “Дамы, перестаньте препираться. Нам пора отправляться в путь”.
Мадам Забывание: “А на чём мы будем путешествовать?”
Учитель: “На автомобиле”.
Мадам Забывание (показывает плакат с изображением семи автомобилей) (Спрашивает учащихся): “На каком? Здесь их семь”.
Учитель (обращается к ученикам): “Дети, вы запомнили, как выглядит автомобиль, на котором мы будем путешествовать? Какой из этих семи автомобилей наш? Назовите номер автомобиля”.
Дети (называют номер автомобиля, объясняют свой выбор).
Учитель (показывает плакат с нужной машиной): “Давайте проверим, верно, ли мы сделали выбор”.
Дети (сравнивают изображения).
Учитель: “Вот как важно быть внимательным и иметь хорошую память”.
Мадам Запоминание: “Первый город, который мы посетим – это город “Кратковременная память”. У жителей этого города кратковременная память. Это значит, что они быстро запоминают и легко повторяют когда-то запомненное, через 2-3 минуты. Давайте проверим, сможете ли вы жить в этом городе. На доске записаны десять слов. Сейчас я их вам покажу и прочитаю. Вы должны их запомнить, а затем через некоторое время записать на листочках, которые лежат у вас на столе под номером 1. Записывать слова нужно в том же порядке, в котором они записаны на доске. Поднимите руку те, кто не понял задание. (Если у учащихся возникли вопросы, то учитель отвечает на них).
Мадам Забывание (хватается за голову): “Я ни за что не смогу запомнить столько слов”.
Мадам Запоминание: “Но это не так уж сложно. Нужно представить себе предмет, а не просто слово запомнить”.
Мадам Забывание: “Как это?”
Учитель (обращается к мадам Забывание и ученикам): “Например, нужно запомнить слово СТОЛ. Мы представляем себе этот предмет, т.е. стол. Стол, который стоит дома на кухне, стол, за которым вы делаете уроки, стол учителя и т.д. Поднимите руку, кто не понял, как можно запомнить слова? (Если у учащихся возникли вопросы, учитель отвечает).
Мадам Забывание: “Теперь всё понятно”.
Мадам Запоминание: “Приготовились запоминать”.
Учитель (показывает и зачитывает слова).
Дети (читают слова, записанные на доске, слушают учителя, запоминают слова в течение 2-3 минут).
Учитель (через 2-3 минуты запись на доске закрывает).
Дети (записывают слова на листочке номер 1).
Учитель (через 3 минуты открывает запись на доске): “Отложили ручки. Проверяем, что у вас получилось. Сверьте свои записи с записью на доске. Поднимите руку, кто запомнил все слова – молодцы; шесть, семь, восемь и девять слов - хорошо; четыре, три, два, одно слово”.
Мадам Запоминание: “Что ж не все смогут жить в городе “Кратковременная память”. Нужно потренировать свою память”.
Мадам Забывание (удивлённо): “Как это? Ведь тренируют мышцы в спортзале”.
Учитель: “И память можно тренировать. Для этого, нужно, например, заучивать стихи или выполнять вот такие упражнения. Сейчас я открою плакат, на котором изображены предметы. Вам нужно их запомнить, а затем назвать. Приготовились. (Учитель открывает плакат с изображением предметов).
Дети (запоминают изображения в течение 2-3 минут)
Учитель (закрывает плакат): “Что вы запомнили?”
Дети (поднимают руки и называют предметы, которые они запомнили).
Мадам Запоминание (записывает ответы на доске)
Учитель (открывает плакат): “Проверим”.
Дети (сравнивают изображение с записью на доске).
Мадам Забывание: “Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться. Встаньте. Я покажу вам движения, а вы должны запомнить их, а затем повторить”.
Учитель: “Садитесь, мы продолжаем путешествие”.
Мадам Запоминание: “Второй город, в котором мы побываем, это город “Долговременная память”. У жителей этого города долговременная память. Это значит, что если они что-то запомнят, то смогут повторить, и через час, и через день и больше.
Вам было задано домашнее задание: прочитать сказку “Кот, петух и лиса”. Вот и посмотрим, как хорошо вы её запомнили.
Учитель: “Назовите главных героев сказки”.
Дети: “Кот, петух, лиса – главные герои сказки”.
Учитель: “Что было запрещено делать одному из героев сказки? Кому именно?”
Дети: “Петушку было запрещено выглядывать в окошко. Не слушать лису”.
Учитель: “Был ли нарушен запрет?”
Дети: “Петух нарушил запрет”.
Учитель: “Припомните, какими словами лиса заставила петушка нарушить запрет”.
Дети: “Лиса заставила нарушить запрет словами:
Петушок, петушок
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко -
Дам тебе горошку”.
Учитель: “Кто спасал петушка?”
Дети: “Петушка спасал кот”.
Учитель: “Сколько раз был нарушен запрет?”
Дети: “Каков конец сказки?”
Дети: “Кот освободил петушка, обманув лису, и они стали жить поживать. А лиса больше к ним не показывалась”.
Учитель: “Чему учит сказка?”
Дети: “Сказка учит дружбе”.
Мадам Забывание: “Ребята, давайте проверим свою долговременную память”.
Учитель: “Дети, вы помните те десять слов, которые мы запоминали в начале урока и записывали на листочках номер 1? Возьмите листочки номер 2 и запишите слова, которые вы помните”.
Дети (записывают слова, которые вспомнят).
Учитель (через 3 минуты открывает запись десяти слов на доске): “Проверяем. Кто вспомнил все слова – молодцы; больше пяти слов – хорошо; меньше пяти слов”.
Дети (отвечают).
Мадам Запоминание: “В городе “Долговременная память” нам жить ещё рано, нужно потренировать свою память”.
Мадам Забывание: “Пора возвращаться домой”.
Учитель: “Что мы сегодня узнали о памяти?”
Дети: “Сегодня мы узнали, что есть кратковременная и долговременная память”.
Учитель: “Какую память называют кратковременной?”
Дети: “Кратковременная память – это когда быстро запоминаешь и можешь легко, сразу же можешь повторить”.
Учитель: “Какую память называют долговременной?”
Дети: “Долговременная память – это когда долго помнишь то, что запоминал”.
Учитель: “Как можно сделать память лучше?”
Дети: “Чтобы память стала лучше, её нужно тренировать: заучивать стихи, запоминать рассказы и сказки, запоминать слова, представляя предмет”.
Учитель: “А зачем нужно иметь хорошую память?”
Дети: “Чтоб ничего не забывать. Чтоб хорошо учиться”.
Учитель: “Верно, имея хорошую память, вам легче будет учиться. Не нужно будет тратить много времени на запоминание правил, заучивание стихов, на подготовку текста к пересказу и т.д.”
Мадам Запоминание: “Домашнее задание – проведите исследование: проверьте кратковременную и долговременную память мамы и папы. Результаты запишите. На следующем уроке расскажете, что у вас получилось”.
Мадам Забывание: “И не забывайте тренировать свою память”.
Мадам Запоминание и мадам Забывание (уходят): “До свиданья”.
Дети (встают, прощаясь с гостями).
Учитель: “Урок окончен. Всем спасибо. До свиданья”.
Дети (выходя из класса, сдают листочки с записями).