Кратковременная и долговременная память

Разделы: Школьная психологическая служба


ЦЕЛЬ: Знакомство с понятиями “кратковременная и долговременная память”

ЗАДАЧИ:

  1. Знакомство с понятиями “кратковременная и долговременная память”, со способами запоминания;
  2. Диагностика кратковременной и долговременной памяти;
  3. Развитие памяти.

Учитель (входит в класс): “Здравствуйте”.

Дети (встают, приветствуя учителя).

Учитель: “Садитесь. (Ждёт, когда дети сядут на свои места).

Сегодня мы совершим путешествие в страну “Память” вот на этом автомобиле (показывает плакат, на котором изображён автомобиль).

Запомните, пожалуйста, как он выглядит, чтобы нам не ошибиться, когда мы придем в автопарк (убирает плакат).

Мы побываем в городах “Кратковременная память” и “Долговременная память”. А сопровождать нас в этом путешествии будут мадам Запоминание и мадам Забывание.

Но где же они? (оглядывается по сторонам). Может быть, они заблудились? (Учитель беспокоится. Удивлён и немного расстроен. Смотрит то на дверь, то на часы.)

(Стук в дверь)

Учитель (радостно): “Вот и они” (открывает дверь). “Входите, входите. Мы вас уже заждались. Где вы пропадали?”

Мадам Запоминание (указывая на мадам Забывание): “Да вот она опять всё забыла: в какую школу нужно идти, в какой класс, к какому времени.(Обращается к учащимся). Извините нас, милые дети”.

Мадам Забывание (обиженно): “Ну, подумаешь, забыла, что тут такого? Как будто вы никогда ничего не забываете? (Обращается к учащимся) Поднимите руки, кто никогда ничего не забывает”.

Дети (отвечают на вопрос мадам Забывание).

Мадам Забывание (радостно обращается к мадам Запоминание и учителю): “Вот видите, видите, они тоже забывают. А вы меня ругаете”.

Учитель (успокаивает дам): “Дамы, перестаньте препираться. Нам пора отправляться в путь”.

Мадам Забывание: “А на чём мы будем путешествовать?”

Учитель: “На автомобиле”.

Мадам Забывание (показывает плакат с изображением семи автомобилей) (Спрашивает учащихся): “На каком? Здесь их семь”.

Учитель (обращается к ученикам): “Дети, вы запомнили, как выглядит автомобиль, на котором мы будем путешествовать? Какой из этих семи автомобилей наш? Назовите номер автомобиля”.

Дети (называют номер автомобиля, объясняют свой выбор).

Учитель (показывает плакат с нужной машиной): “Давайте проверим, верно, ли мы сделали выбор”.

Дети (сравнивают изображения).

Учитель: “Вот как важно быть внимательным и иметь хорошую память”.

Мадам Запоминание: “Первый город, который мы посетим – это город “Кратковременная память”. У жителей этого города кратковременная память. Это значит, что они быстро запоминают и легко повторяют когда-то запомненное, через 2-3 минуты. Давайте проверим, сможете ли вы жить в этом городе. На доске записаны десять слов. Сейчас я их вам покажу и прочитаю. Вы должны их запомнить, а затем через некоторое время записать на листочках, которые лежат у вас на столе под номером 1. Записывать слова нужно в том же порядке, в котором они записаны на доске. Поднимите руку те, кто не понял задание. (Если у учащихся возникли вопросы, то учитель отвечает на них).

Мадам Забывание (хватается за голову): “Я ни за что не смогу запомнить столько слов”.

Мадам Запоминание: “Но это не так уж сложно. Нужно представить себе предмет, а не просто слово запомнить”.

Мадам Забывание: “Как это?”

Учитель (обращается к мадам Забывание и ученикам): “Например, нужно запомнить слово СТОЛ. Мы представляем себе этот предмет, т.е. стол. Стол, который стоит дома на кухне, стол, за которым вы делаете уроки, стол учителя и т.д. Поднимите руку, кто не понял, как можно запомнить слова? (Если у учащихся возникли вопросы, учитель отвечает).

Мадам Забывание: “Теперь всё понятно”.

Мадам Запоминание: “Приготовились запоминать”.

Учитель (показывает и зачитывает слова).

Дети (читают слова, записанные на доске, слушают учителя, запоминают слова в течение 2-3 минут).

Учитель (через 2-3 минуты запись на доске закрывает).

Дети (записывают слова на листочке номер 1).

Учитель (через 3 минуты открывает запись на доске): “Отложили ручки. Проверяем, что у вас получилось. Сверьте свои записи с записью на доске. Поднимите руку, кто запомнил все слова – молодцы; шесть, семь, восемь и девять слов - хорошо; четыре, три, два, одно слово”.

Мадам Запоминание: “Что ж не все смогут жить в городе “Кратковременная память”. Нужно потренировать свою память”.

Мадам Забывание (удивлённо): “Как это? Ведь тренируют мышцы в спортзале”.

Учитель: “И память можно тренировать. Для этого, нужно, например, заучивать стихи или выполнять вот такие упражнения. Сейчас я открою плакат, на котором изображены предметы. Вам нужно их запомнить, а затем назвать. Приготовились. (Учитель открывает плакат с изображением предметов).

Дети (запоминают изображения в течение 2-3 минут)

Учитель (закрывает плакат): “Что вы запомнили?”

Дети (поднимают руки и называют предметы, которые они запомнили).

Мадам Запоминание (записывает ответы на доске)

Учитель (открывает плакат): “Проверим”.

Дети (сравнивают изображение с записью на доске).

Мадам Забывание: “Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться. Встаньте. Я покажу вам движения, а вы должны запомнить их, а затем повторить”.

Учитель: “Садитесь, мы продолжаем путешествие”.

Мадам Запоминание: “Второй город, в котором мы побываем, это город “Долговременная память”. У жителей этого города долговременная память. Это значит, что если они что-то запомнят, то смогут повторить, и через час, и через день и больше.

Вам было задано домашнее задание: прочитать сказку “Кот, петух и лиса”. Вот и посмотрим, как хорошо вы её запомнили.

Учитель: “Назовите главных героев сказки”.

Дети: “Кот, петух, лиса – главные герои сказки”.

Учитель: “Что было запрещено делать одному из героев сказки? Кому именно?”

Дети: “Петушку было запрещено выглядывать в окошко. Не слушать лису”.

Учитель: “Был ли нарушен запрет?”

Дети: “Петух нарушил запрет”.

Учитель: “Припомните, какими словами лиса заставила петушка нарушить запрет”.

Дети: “Лиса заставила нарушить запрет словами:

Петушок, петушок
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко -
Дам тебе горошку”.

Учитель: “Кто спасал петушка?”

Дети: “Петушка спасал кот”.

Учитель: “Сколько раз был нарушен запрет?”

Дети: “Каков конец сказки?”

Дети: “Кот освободил петушка, обманув лису, и они стали жить поживать. А лиса больше к ним не показывалась”.

Учитель: “Чему учит сказка?”

Дети: “Сказка учит дружбе”.

Мадам Забывание: “Ребята, давайте проверим свою долговременную память”.

Учитель: “Дети, вы помните те десять слов, которые мы запоминали в начале урока и записывали на листочках номер 1? Возьмите листочки номер 2 и запишите слова, которые вы помните”.

Дети (записывают слова, которые вспомнят).

Учитель (через 3 минуты открывает запись десяти слов на доске): “Проверяем. Кто вспомнил все слова – молодцы; больше пяти слов – хорошо; меньше пяти слов”.

Дети (отвечают).

Мадам Запоминание: “В городе “Долговременная память” нам жить ещё рано, нужно потренировать свою память”.

Мадам Забывание: “Пора возвращаться домой”.

Учитель: “Что мы сегодня узнали о памяти?”

Дети: “Сегодня мы узнали, что есть кратковременная и долговременная память”.

Учитель: “Какую память называют кратковременной?”

Дети: “Кратковременная память – это когда быстро запоминаешь и можешь легко, сразу же можешь повторить”.

Учитель: “Какую память называют долговременной?”

Дети: “Долговременная память – это когда долго помнишь то, что запоминал”.

Учитель: “Как можно сделать память лучше?”

Дети: “Чтобы память стала лучше, её нужно тренировать: заучивать стихи, запоминать рассказы и сказки, запоминать слова, представляя предмет”.

Учитель: “А зачем нужно иметь хорошую память?”

Дети: “Чтоб ничего не забывать. Чтоб хорошо учиться”.

Учитель: “Верно, имея хорошую память, вам легче будет учиться. Не нужно будет тратить много времени на запоминание правил, заучивание стихов, на подготовку текста к пересказу и т.д.”

Мадам Запоминание: “Домашнее задание – проведите исследование: проверьте кратковременную и долговременную память мамы и папы. Результаты запишите. На следующем уроке расскажете, что у вас получилось”.

Мадам Забывание: “И не забывайте тренировать свою память”.

Мадам Запоминание и мадам Забывание (уходят): “До свиданья”.

Дети (встают, прощаясь с гостями).

Учитель: “Урок окончен. Всем спасибо. До свиданья”.

Дети (выходя из класса, сдают листочки с записями).