“…человек более человек в том, как
он чувствует, чем как он думает”К.Д. Ушинский
В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
Взаимодействие ребёнка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
Во второй половине нашего столетия в западной и отечественной психологии произошёл значительный рост исследований, посвящённым проблемам семейных отношений.
Демократизация общества в нашей стране в конце 1980-х - начале 1990-х годов, потеря стабильности и ухудшение социально-экономического положения населения привели к возникновению и росту количества детей и подростков, пострадавших от физического, эмоционального и сексуального насилия. В большинстве из этих случаев в помощи нуждаются не только дети, но и их родители. Подавляющее большинство взрослых являются обыкновенными родителями, они так или иначе любят своих детей и привязаны к ним. Несмотря на это, их нередко можно обвинить, причём заслуженно, в жестоком обращении с собственным ребёнком. В таких случаях с уверенностью можно говорить о нарушенных детско-родительских отношениях, пагубно влияющих на развитие ребёнка. Помимо непосредственного вреда для физического и душевного здоровья, перенесённое ребёнком, насилие со стороны близких больше всего влияет на то, как этот ребёнок в дальнейшем будет выстраивать отношения с окружающими людьми, и, прежде всего, со своими детьми. Возникающий, таким образом, цикл насилия (нарушенные отношения - насилие - нарушенные отношения) проявляются на разных уровнях: и в актуальных отношениях между ребёнком и родителями, и в отношениях между поколениями.
Насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребёнку, но и многие привычные “традиционные” формы наказаний, эмоциональные воздействия на детей.
Анализируя создавшуюся ситуацию, психологи пришли к выводу, что одной из основных причин нарушения детско-родительских отношений является отсутствие эмоционально насыщенных и устойчивых отношений, дефицит положительных эмоций в общении детей и родителей. Это приводит в свою очередь к эмоциональной депривации детей и подростков. У таких детей наблюдается доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и дома, и в социуме, закрепляется негативная агрессивная позиция, враждебность не только к другим людям, но и по отношению к себе: увеличивается количество суицидальных попыток и завершённых суицидов у подростков. Появляются специфические для подростковой субкультуры опасные групповые формы поведения - фанатизм и агрессия, жестокость. В подростковой среде распространяются наркотики, появляются новые формы зависимости, связанные с компьютеризацией.
Нарушенные детско-родительские отношения проявляются в различных симптомах: физические наказания, пренебрежение основными нуждами и потребностями ребёнка, эмоциональном насилии по отношению к детям, дефиците внимания и тепла, внутрисемейных конфликтах, и, как результат, уход детей из дома, воровство, употребление детьми психоактивных веществ и т.д.
Что же такое происходит в таких семьях?
Проблемными оказываются, во-первых, понимание родителями и детьми собственных эмоций и эмоций близких; во-вторых, умение регулировать, адаптировать свои эмоции и поведение в общении друг с другом. Таким родителям, соответственно и детям, очень трудно говорить о своих чувствах и эмоциях, а значит, и осознавать и регулировать их.
Современные психологи подчеркивают актуальность проблемы развития эмоциональной культуры человека, его эмоциональной компетентности — открытости своим эмоциональным переживаниям, связывая их возможности с гармоничным взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта.
“Чтобы интеллект преобразовать в разум, абсолютно необходимо открыть сначала свое сердце... Разум — это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем” - говорили древние философы.
В отечественной психологии идея единства чувств и интеллекта нашла свое отражение в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.
В современном обществе проблема
компетентности в понимании и выражении эмоций
стоит достаточно остро, поскольку в нем
искусственно насаждается культ рационального
отношения к жизни, воплощенный в образе некоего
эталона — несгибаемого и как бы лишенного эмоций
супермена. В то же время К.Д. Ушинский,
подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал,
что “…общество, заботящееся об образовании ума,
совершает большой промах, ибо человек более
человек в том, как он чувствует, чем как он думает”.
По мнению Е.Л. Яковлевой, осознание собственной
индивидуальности есть не что иное, как осознание
собственных эмоциональных реакций и состояний,
указывающих на индивидуальное отношение к
происходящему.
Известно, что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь, невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента. С особой силой и отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с пониженным уровнем самоконтроля.
В современную научную психологическую литературу уверенно входит новый термин - “эмоциональный интеллект”.
Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблён в начале 90-х годов Дж. Мейером и П. Саловеем. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как “способность глубокого постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности”. Здесь речь идёт об эмоциональном постижении мира и эмоциональных способах приспособления к нему.
Важность такого подхода трудно переоценить, а для специалистов, в первую очередь психологов, работающих с детьми и подростками, с их семьями, и невозможно.
Самое главное, что эмоциональный интеллект поддаётся развитию и направленному обучению в большей мере, чем абстрактно-логический.
Структура эмоционального интеллекта, имеет четыре главных составляющих, которые можно обозначить как эмоциональные компетенции:
- самосознание: человек знает свои сильные и слабые стороны, то есть осознает свои эмоции;
- самоконтроль: следствие самосознания - человек, которому свойственна эта черта, способен управлять эмоциями, например способен сдерживать гнев, развивать положительные эмоции и направлять их в полезное русло;
- эмпатия: механизм взаимодействия с другими людьми - умение ставить себя на место другого, то есть учитывать в процессе принятия решений чувства других людей;
- навыки отношений или социальная компетентность: умение налаживать взаимоотношения с другими людьми таким образом, чтобы это было выгодно для обеих сторон.
По результатам многих исследований, значительные изменения в эмоциональной сфере индивида происходят в течение всей жизни человека.
Для развития эмоциональной компетенции и владения эмоциями очень важно совершенствовать процесс восприятия и эмоциональную оценку действительности. Основной способ развития эмоционального интеллекта заключается в стимулировании фантазии, воображения. А что как ни игра является мощным и, по сути, главным средством развития эмоционального мира ребёнка. Особенно сейчас, когда в массовом порядке в домашнем воспитании детей усиливается ориентация на раннее развитие абстрактно-логического мышления, а это практически всегда приводит к трудностям внутриличностного развития в более старшем возрасте, и, в конечном итоге, к деформации личности взрослого человека. Общение оказывается невозможным без умения понимать состояние людей.
Мы приходим в этот мир и начинаем постигать его только с помощью чувств и эмоций. Только потом появляются знания, навыки и умения. Но при этом во многом теряется эмоционально-чувственная связь с окружающим социумом. Не в этом ли кроется причина многих проблем, связанных с семьёй?
Известный американский психолог, Вирджиния Сатир, считает, что семья - это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявление власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, - ключ к разгадке многих явлений в жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступления, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами.
Есть уверенность, что если мы будем больше внимания уделять развитию эмоционального интеллекта, начиная с дошкольного возраста, не забывая при этом родителей, то и проблем, связанных с детско-родительскими отношениями будет гораздо меньше.
Литература
- Юркевич В. “Проблема эмоционального интеллекта”. - “Вестник практической психологии образования”, № 3, июль - сентябрь 2005 г.;
- Савенков А.И. “эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха”. - “Вестник практической психологии образования”, № 1 (6), январь - март 2006 г.;
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб.: Речь, 2006 г.;
- Алексеева И.А., Новосельская И.Г. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2005 г.;
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005 г;
- Медведева И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны. - М.: Семья и школа, 1996 г.;
- Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта. Социально-психологические проблемы ментальности: 6 Международная научно-практическая конференция. - Смоленск: СГПУ, 2004 г.