Цель: формирование коммуникативных навыков.
Задачи:
- Создание условий для анализа воспитателями роли невербальных средств общения.
- Развить чувствительность к невербальным средствам общения.
- Отработка навыков понимания других людей, себя.
- Выражение чувств и эмоций посредством игры.
- Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.
Оборудование: пиктограммы эмоций, брошюры для каждого воспитателя, стенд “Невербальные средства общения” (схематическое изображение эмоций, таблица признаков эмоциональных состояний, перечень невербальных каналов коммуникаций, отрывки из книг [1] , [2])
Ход занятия
Упражнение “Наши ожидания” [8]
Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса для дальнейшей работы с воспитателями.
Перед вами лежит брошюра (приложение №1). Задание №1 “Наши ожидания”. В графе “Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что вы ожидаете от наших занятий?” запишите свои ожидания.
В графе “Что вы готовы вложить в занятия?” запишите свой вклад в занятия.
То, что вы записали, может изменяться на протяжении всего занятия. Возможно, вы получите то, что не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце занятия у вас будет возможность проанализировать ваши ожидания. Часть ваших запросов будет реализоваться в следующих занятиях.
1. Психологическая настройка на работу. Сплочение группы, формирование доверия.
Упражнение “Алфавит”
Воспитатели становятся в круг. Один участник смотрит на любого другого человека, стоящего в кругу, и говорит букву “А”, тот, на кого он посмотрел, выбирает глазами другого и говорит букву “Б”. Вместо алфавита можно использовать порядковый счет [8] или сочетать одновременно порядковый счет и алфавит. Например, один участник называет число “1”, смотрит на любого другого и тот, в свою очередь произносит цифру “2” или букву алфавита “А” и т. д.
Упражнение “Построиться по признакам” [9]
Участники по команде ведущего должны построиться:
- по стажу работы (от большого к меньшему)
- по педагогическому стажу (от наименьшего к наибольшему)
- по знакам Зодиака
- по цвету волос без слов (от темных к самым светлым)
Затем, по сигналу, надо выбросить, не сговариваясь, одинаковое количество пальцев.
2. Информационная часть.
Сообщение ведущего (работа со стендом).
Взаимодействие с людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение – слово в языке жестов.
Невербальные каналы коммуникации:
- Глаза и контакт с помощью взгляда;
- Лицо и лицевая экспрессия;
- Жесты;
- Позы;
- Тактильные ощущения (касания);
- Дистанция во время общения;
- Интонация.
3. Практическая часть.
Упражнение “Мимика лица”
Задание: назвать нарисованную эмоцию. Результаты обсуждаются. Как легче догадаться об эмоции – по глазам или по нижней части лица? (воспитатели работают индивидуально в брошюре с заданием №2, работа с эмоциональными выражениями, изображенных на стенде, и пиктограммами на столе).
Упражнение “Взгляд”
Задание: продемонстрируйте ваш взгляд на партнера:
- С удивлением,
- С гневом,
- С грустью,
- С радостью,
- Со страхом,
- С восхищением.
Воспитатели работают в парах, отрабатывая ту или иную эмоцию, потом демонстрируют коллегам.
Упражнение: “О чем говорят наши жесты?”
Коллективная работа воспитателей с набором карточек, где изображены положения рук – жесты. [5]
Задание: рассмотреть жесты, объяснить их значение.
Упражнение: “Получился человечек”
В брошюре в задании №3 приведены схематические изображения людей в разных позах. Воспитатели работают индивидуально.
Задание: предлагается вспомнить ситуацию, в которой партнер по общению занимал бы такую позу, и описать свои ощущения в первой колонке таблице, приведенной в той же брошюре. , потом вторую – “Что может означать эта поза?”, третью – “Согласен/не согласен. Почему?”
Упражнение “Передай эмоцию”
Участники построены в колонну.
Задание: передать эмоциональное состояние (но не уточнять, что их будет два) используя только невербальные средства. Первый участник рассматривает предложенные 2 пиктограммы, передает их впередистоящему коллеге и идет в начало колоны, чтобы сопоставить то, что получил, с тем, что передавал. Обратить внимание участников на дистанцию между друг другом и на касания друг друга.
Упражнение “Герой из сказки”
На спину одного из воспитателей помещается листок с надписью сказочного героя, он должен ее узнать, задавая вопросы группе, а отвечают коллеги только невербальными способами. Примеры сказочных героев: Золушка, Красная Шапочка, Мальчик с Пальчик, Кот в сапогах.
Упражнение “Воспроизведи фразу”
Воспитатели поделены на 2 группы, каждая из которых получает карточку с заданием. В задании написана фраза, которую нужно показать другой группе участников, используя невербальные средства, так, чтобы она смогла ее воспроизвести. Примеры фраз:
- Ребята, давайте жить дружно.
- Зозуляк Валя получила “2” по алгебре.
- Кукош Сергей дежурит в школе.
- Сорокин Андрей опоздал в школу.
4. Установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.
Анкета “Обратная связь” (задание №4 в брошюре)
Рефлексия
Подводя итоги занятия предложить каждому воспитателю высказать мнение о занятии, начиная свою речь фразой “Сегодня я…”
Литература
- Читать человека как книгу. Мимика. Жест. Поза. Почерк.
- Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха.
- А. Микляева. Я-подросток. Я среди других людей. Часть 3.
- И. А. Агеева Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы.
- Л. Ю. Субботина Развитие воображения у детей.
- К. И. Аргунова Конспект занятия “Тренинг общения”
- М. С. Гак Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга “Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков”.
- Н. В. Никорчук Конспект тренинга “Профилактика “Синдрома эмоционального выгорания” в профессиональной деятельности”.
- Школьный психолог №24 2005.