Формирование у воспитателей навыков конструктивного общения. Невербальные средства общения

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: формирование коммуникативных навыков.

Задачи:

  • Создание условий для анализа воспитателями роли невербальных средств общения.
  • Развить чувствительность к невербальным средствам общения.
  • Отработка навыков понимания других людей, себя.
  • Выражение чувств и эмоций посредством игры.
  • Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения.

Оборудование: пиктограммы эмоций, брошюры для каждого воспитателя, стенд “Невербальные средства общения” (схематическое изображение эмоций, таблица признаков эмоциональных состояний, перечень невербальных каналов коммуникаций, отрывки из книг [1] , [2])

Ход занятия

Упражнение “Наши ожидания” [8]

Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса для дальнейшей работы с воспитателями.

Перед вами лежит брошюра (приложение №1). Задание №1 “Наши ожидания”. В графе “Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что вы ожидаете от наших занятий?” запишите свои ожидания.

В графе “Что вы готовы вложить в занятия?” запишите свой вклад в занятия.

То, что вы записали, может изменяться на протяжении всего занятия. Возможно, вы получите то, что не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце занятия у вас будет возможность проанализировать ваши ожидания. Часть ваших запросов будет реализоваться в следующих занятиях.

1. Психологическая настройка на работу. Сплочение группы, формирование доверия.

Упражнение “Алфавит”

Воспитатели становятся в круг. Один участник смотрит на любого другого человека, стоящего в кругу, и говорит букву “А”, тот, на кого он посмотрел, выбирает глазами другого и говорит букву “Б”. Вместо алфавита можно использовать порядковый счет [8] или сочетать одновременно порядковый счет и алфавит. Например, один участник называет число “1”, смотрит на любого другого и тот, в свою очередь произносит цифру “2” или букву алфавита “А” и т. д.

Упражнение “Построиться по признакам” [9]

Участники по команде ведущего должны построиться:

- по стажу работы (от большого к меньшему)

- по педагогическому стажу (от наименьшего к наибольшему)

- по знакам Зодиака

- по цвету волос без слов (от темных к самым светлым)

Затем, по сигналу, надо выбросить, не сговариваясь, одинаковое количество пальцев.

2. Информационная часть.

Сообщение ведущего (работа со стендом).

Взаимодействие с людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение – слово в языке жестов.

Невербальные каналы коммуникации:

  • Глаза и контакт с помощью взгляда;
  • Лицо и лицевая экспрессия;
  • Жесты;
  • Позы;
  • Тактильные ощущения (касания);
  • Дистанция во время общения;
  • Интонация.

3. Практическая часть.

Упражнение “Мимика лица”

Задание: назвать нарисованную эмоцию. Результаты обсуждаются. Как легче догадаться об эмоции – по глазам или по нижней части лица? (воспитатели работают индивидуально в брошюре с заданием №2, работа с эмоциональными выражениями, изображенных на стенде, и пиктограммами на столе).

Упражнение “Взгляд”

Задание: продемонстрируйте ваш взгляд на партнера:

  • С удивлением,
  • С гневом,
  • С грустью,
  • С радостью,
  • Со страхом,
  • С восхищением.

Воспитатели работают в парах, отрабатывая ту или иную эмоцию, потом демонстрируют коллегам.

Упражнение: “О чем говорят наши жесты?”

Коллективная работа воспитателей с набором карточек, где изображены положения рук – жесты. [5]

Задание: рассмотреть жесты, объяснить их значение.

Упражнение: “Получился человечек”

В брошюре в задании №3 приведены схематические изображения людей в разных позах. Воспитатели работают индивидуально.

Задание: предлагается вспомнить ситуацию, в которой партнер по общению занимал бы такую позу, и описать свои ощущения в первой колонке таблице, приведенной в той же брошюре. , потом вторую – “Что может означать эта поза?”, третью – “Согласен/не согласен. Почему?”

Упражнение “Передай эмоцию”

Участники построены в колонну.

Задание: передать эмоциональное состояние (но не уточнять, что их будет два) используя только невербальные средства. Первый участник рассматривает предложенные 2 пиктограммы, передает их впередистоящему коллеге и идет в начало колоны, чтобы сопоставить то, что получил, с тем, что передавал. Обратить внимание участников на дистанцию между друг другом и на касания друг друга.

Упражнение “Герой из сказки”

На спину одного из воспитателей помещается листок с надписью сказочного героя, он должен ее узнать, задавая вопросы группе, а отвечают коллеги только невербальными способами. Примеры сказочных героев: Золушка, Красная Шапочка, Мальчик с Пальчик, Кот в сапогах.

Упражнение “Воспроизведи фразу”

Воспитатели поделены на 2 группы, каждая из которых получает карточку с заданием. В задании написана фраза, которую нужно показать другой группе участников, используя невербальные средства, так, чтобы она смогла ее воспроизвести. Примеры фраз:

  1. Ребята, давайте жить дружно.
  2. Зозуляк Валя получила “2” по алгебре.
  3. Кукош Сергей дежурит в школе.
  4. Сорокин Андрей опоздал в школу.

4. Установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Анкета “Обратная связь” (задание №4 в брошюре)

Рефлексия

Подводя итоги занятия предложить каждому воспитателю высказать мнение о занятии, начиная свою речь фразой “Сегодня я…”

Литература

  1. Читать человека как книгу. Мимика. Жест. Поза. Почерк.
  2. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха.
  3. А. Микляева. Я-подросток. Я среди других людей. Часть 3.
  4. И. А. Агеева Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы.
  5. Л. Ю. Субботина Развитие воображения у детей.
  6. К. И. Аргунова Конспект занятия “Тренинг общения”
  7. М. С. Гак Конспект семинара для педагогов с элементами тренинга “Техники установления позитивных отношений с родителями и детьми. Развитие коммуникативных навыков”.
  8. Н. В. Никорчук Конспект тренинга “Профилактика “Синдрома эмоционального выгорания” в профессиональной деятельности”.
  9. Школьный психолог №24 2005.