Цели урока:
- повторить знания учащихся об особенностях художественной литературы как искусства слова;
- продолжить знакомство с творчеством И.С.Тургенева – мыслителя, художника;
- дать представление о мировоззрении, гражданской поэзии, взглядах писателя;
- раскрыть особенности жанра “стихотворение в прозе”, авторские критерии нравственности стихотворений в прозе;
- развивать умение анализировать текст, делать выводы, обобщения, логически и последовательно излагать свои мысли;
- учить применять полученные теоретические знания для решения познавательных и практических задач;
- воспитывать интерес к литературе как искусству слова;
- формировать нравственные устои личности.
Тип урока. Комбинированный.
Оборудование:
- Б.Щербаков. Портрет И.С.Тургенева.
- И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.
- Презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Слово учителя с элементами беседы.
- Учитель читает стихотворение “Страна Литературия”.
- Беседа.
Вновь не во сне, а на яву
Без страха и без робости
Мы с вами бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она,
Что есть страна
Л И Т Е Р А Т У Р И Я.
– А чем необычна эта страна?
– Что такое литература? (слайд 1)
Литература –
1) вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова;
2) совокупность художественных произведений: проза, поэзия, драма.
– Как вы понимаете первое значение слова “литература”?
– Богатство литературы составляют художественные произведения. Чем они отличаются друг от друга?
– Одной из отличительных особенностей художественного произведения является жанровая принадлежность. Какие жанры вы знаете?
– Определите жанр произведения, прозвучавшего в начале урока, и докажите свою точку зрения.
Составление таблицы. (Слайд 2)
Стихотворение |
Стихотворение в прозе |
– речь ритмически упорядоченная; – присущи рифма, метр (размер) |
- Знакомство с темой урока. ( Слайд 3)
- Этап целеполагания.
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе, особенности жанра. Авторские критерии нравственности в произведении “Довольный человек”.
– Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?
– А что должны уметь делать?
IV. Сообщение ученика о последних годах жизни С.И. Тургенева. V. Слово учителя.Стихотворения в прозе были написаны в последние годы жизни И.С.Тургенева и опубликованы незадолго до смерти. Они явились как бы итогом всей жизни и творчества писателя. Сам он назвал их “Senilia” (“Старческие”). Автор думал, что они не будут поняты и приняты публикой. В письмах к друзьям писал, что не придаёт им большого значения и не находит художественной ценности. Но в глубине души они были для него самым дорогим детищем, и, боясь, что его не поймут, Тургенев просил напечатать их после смерти.
Однако современники оценили его творения, назвав их “калейдоскопом, составленным из разнообразных по величине и качеству бриллиантов”.
(Слайд 4) Первому изданию стихотворений в прозе было предпослано следующее обращение к читателю И.С.Тургенева:
“ Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое – которое– нибудь из них, может быть, заронит тебе что – нибудь в душу”.
Давайте мы последуем совету И.С.Тургенева.
VI.Анализ стихотворения в прозе “Довольный человек”.
– Как вы понимаете смысл слова “довольный”? (Слайд 5)
Довольный – испытывающий или выражающий удовлетворение, т.е. чувство удовольствия, которое испытывает тот, чьи стремления, желания, потребности удовлетворены, исполнены.
– Что может быть причиной довольства человека?
а) – Какова композиция текста?
– Какие средства связи предложений в тексте использует автор?
б) Чтение первого абзаца. (Слайд 6)
– Какова роль первого абзаца?
– Каким предстаёт перед нами главный герой?
– Какие изобразительные средства использует автор, рисуя этот образ?
– Автор использует общеупотребительную лексику. Случайно ли это?
– Что же вызвало чувство довольства человека? И мы вместе с автором задаём себе вопросы.
в) Чтение второго абзаца. (Слайд 7)
– Почему именно эти вопросы задаёт автор?
– На самом деле всё оказывается гораздо банальнее и проще, когда раскрывается суть его прекрасного расположения духа.
г) Чтение третьего абзаца. (Слайд 8)
– В чём смысл этих строк?
– Как вы восприняли ответ на те вопросы, которые задавал автор во втором абзаце?
д) Чтение последнего абзаца. (Слайд 9)
– Какова роль этой части?
– К какому выводу приходит автор?
В последнем абзаце, в котором раскрылась вся ирония, сарказм, особенно подчёркнутый словом “многообещающий” выражена основная мысль автора – поражающая его пустота, пошлость, светских людей, ограниченность их интересов и удовольствий.
– Какие чувства выражает автор?
VII. Определение особенностей жанра стихотворения в прозе. (Слайд 10)– Что сближает его со стихотворением?
– А в чём их различия?
Составление таблицы. (Слайд 11)
Стихотворение |
Стихотворение в прозе |
– речь ритмически упорядоченная;
|
характера ------------------------ |
Реальный повод создания данного стихотворения неизвестен, неясным остается также лицо, которое он имел в виду, создавая эту сатирическую характеристику.
В том и заключается гениальность Тургенева – мыслителя, Тургенева – художника, который в нескольких строчках отобразил не просто судьбу отдельно взятого человека, а пороки всего общества.
– Почему?
IX. Рефлексия.– Что вы узнали сегодня на уроке?
– Помог он вам что-то понять?
– Интересно ли вам было на уроке?
Пусть ваш жизненный путь освещает солнышко только с красными лучами, указывая правильную дорогу, и пусть на ней встречаются только добрые люди, готовые прийти вам на помощь, поддержать в трудную минуту, вселить веру.
И помните:
Если сердце твоё
Не горит, а коптит
Чёрным дымом раздоров
И мелких обид,
Если прожил ты жизнь,
Никого не любя,
Добрым словом никто
Не помянет тебя.
А когда целиною
Ты первым пройдёшь
И по следу густая поднимется рожь,
Когда первую вешку поставишь в пути,
Чтоб могли за тобою
Другие пойти,
Коли в пору распутицы,
Трудных дорог
Ты от чистого сердца другому помог,
Вспоминать о тебе будут тысячу лет.
В.Полторацкий. “След”
X. Домашнее задание.