Цели:
- Познакомить учащихся с происхождением жанра анекдота, сказки-анекдота на примере текстов хрестоматии "Литература Омского Прииртышья".
- Развивать умение видеть отличие простого анекдота от сказки- анекдота и соединение жанров.
- Вызвать интерес учащихся к изучению малых форм фольклора жителей Омского Прииртышья. Развивать творческие способности. Воспитывать гордость за талантливость прииртышского народа, который сумел создать и сохранить культуру родного края.
План урока.
1. Работа с учебником: статья "Анекдот".
2. Реализация домашнего задания (краткий пересказ)
3. Работа с текстами Омского Прииртышья. (чтение по ролям сказок-анекдотов "Мышка-ворушка и вор - воробей", "Лиса, волк и медведь")
4. Рассказ учителя о том, кто жил в Омском Прииртышье (презентация).
5. Работа по содержанию прочитанных сказок-анекдотов.
6. Итог урока.
7. Д \ З.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Рассказывание анекдота заранее подготовленным учеником и чтение учителем сказки-анекдота жителей Омского Прииртышья. (Приложение 1)
Слово учителя:
- Наверное, вы догадались, какой будет тема нашего урока? (записывается тема урока)
- К какому жанру фольклора можно отнести анекдот и сказку-анекдот?
- Почему?
- В начале урока прозвучал простой анекдот и сказка-анекдот. Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке? (различать их)
- Делаю дополнение к цели урока (познакомимся со сказками-анекдотами народа Омского Прииртышья).
- А сейчас скажите, что можно назвать анекдотом?
1. Давайте прочитаем вступительную статью учебника на стр. 65 и узнаем, правильно ли дано было определение анекдота.
(чтение статьи и вопросы по содержанию)
- Дайте определение анекдота.
- Когда родился жанр анекдота?
- Каковы истоки русского народного анекдота?
2. Выполнение заданий 5 и 9, стр.67 (чтение 2-х простых анекдотов)
- Как рождаются анекдоты?
- Кто может быть героем анекдотов?
- Какими могут быть сюжеты?
- Почему простые анекдоты популярны?
- Есть ли у анекдота качества, которые делают его похожим на басню? (мораль и иносказание).
3. Реализация домашнего задания (краткий пересказ сказки - анекдота о том, как бедный мужик гуся делил).
- Кому симпатизирует и над кем смеется рассказчик в сказке-анекдоте?
- Назовите признаки анекдота?
- А какие признаки сказки вы увидели?
- Какие жанры соединились в ней?
- Так чем же отличается простой анекдот от сказки - анекдота?
(отличие анекдота от сказки-анекдота: меньший объем, неразвернутый сюжет, сжатое содержание, лаконизм формы, емкость описания ситуации или персонажа)
- Откуда берет свое начало сказка-анекдот? (от бытовых сказок)
4. На партах лежат тексты, прочитаем их по ролям.
(чтение сказок-анекдотов " Мышка-ворушка и вор воробей", "Лиса, волк, медведь") (Приложение 2)
- К какому жанру относятся эти 2 текста?
- Почему? (больший объем, развитый сюжет, эти тексты напоминают сказки о животных)
- А какие признаки анекдота вы можете назвать?
- Можно ли рассказывать, сказку-анекдот не рассуждая?
- Если нельзя, то почему?
- Можно ли утверждать, что сказка-анекдот это тип сказок, в которых сливаются признаки различных жанров?
- Именно каких жанров?
5. Сообщение учителя о том, что были прочитаны 3 сказки-анекдота, одна прозвучала в начале урока ("Клад "). Эти произведения сочинили жители Омского Прииртышья. Далее идет рассказ учителя о жителях Омского Прииртышья, который сопровождается презентацией. (Приложение 3)
6. Понравились ли вам сказки-анекдоты Омского Прииртышья?
- Чем они вам понравились?
- Так какие качества действующих лиц рассказчик осуждает (воровство), а какие превозносит (смекалку, сообразительность).
- Обратили ли вы внимание, каким языком написаны эти сказки-анекдоты? (просторечные и диалектные слова)
- Что труднее рассказывать простой анекдот или сказку анекдот?
(анекдот) Почему?
- Какими качествами должен обладать рассказчик, рассказывая анекдот? Что необходимо, чтобы анекдот был смешным?
7. Итог урока.
- Что узнали нового?
- Что было интересным?
- Хотели бы вы продолжить знакомство с произведениями Омского Прииртышья?
8. Домашнее задание. Конкурс рисунков по сказкам-анекдотам "Мышка-ворушка и вор- воробей", "Лиса, волк и медведь" (Приложение 4)