Литература
-
Элективный курс "Волшебный край…": "От Эсхила до Вампилова (история мировой драматургии)" 2014
Настоящий курс предназначен в качестве элективного для учащихся старших классов гуманитарного профиля. Его можно использовать в 1-м и 2-м полугодиях 10-го и 1-м полугодии 11-го класса. Программа состоит из трех блоков, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельный курс. Цель курса: сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития мировой драматургии; познакомить учащихся с историей развития театрального искусства.
-
Урок внеклассного чтения: "Учитель, кто заслуживает это имя?" А.В. Костюнин "Рукавичка", И.И. Зюзюкин "Под знаменем цвета надежды". 6-й класс 2014
Урок внеклассного чтения в 6-м классе с использованием презентации проводится после изучения рассказа В. Распутина «Уроки французского». На уроке происходит знакомство с рассказом А.В. Костюнина «Рукавичка» и литературным очерком И.И. Зюзюкина «Под знаменем цвета надежды»; производится сопоставительный анализ образов и проблематики произведений; развитие интегративных качеств мышления и художественного восприятия, творческих способностей, эмоционально-нравственной сферы учащихся.
-
Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс 2014
Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности.
-
Урок литературы по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце": "Эксперимент профессора Преображенского". 11-й класс 2014
Этот урок поможет узнать учащимся о сложной творческой судьбе повести, понять философский и нравственный подтекст произведения, провести параллель между современностью и 20 годами ХХ века, когда была написана сатирическая фантастика, понять, о чем предупреждает Булгаков и почему так живучи Шариковы.
-
Времена года Федора Ивановича Тютчева (к 120-летию со дня рождения поэта) 2014
Главная цель урока – выявление основных особенностей изображения Ф.И. Тютчевым природы в разные времена года. Данный урок направлен на формирование навыков анализа стихотворного произведения, воспитание интереса к поэзии в целом и к поэзии Тютчева в частности. В работе используются элементы технологии проблемного обучения.
-
Опыт анализа стихотворения Анны Ахматовой "Лотова жена". 11-й класс 2014
В работе представлен один из вариантов анализа стихотворения А.А. Ахматовой «Лотова жена». Работа опирается на системно-субъектный подход, и целью ее является с помощью анализа текста стихотворения, в котором раскрываются прямооценочная и косвенно-оценочная точки зрения, показать позицию автора стихотворения как субъекта, организующего лирический текст, и соотнести его с реальным автором – А.А Ахматовой.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Гласные в приставках пре–при". 6-й класс 2014
Урок разработан в соответствии с требованиями Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, предполагающих использование технологий исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, индивидуальной и коллективной проектной деятельности. Цель урока: на примере слов из литературного текста (А.С. Пушкин «Дубровский») определить условия написания гласных Е – И в приставках ПРЕ – ПРИ.
-
Урок по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" 2014
Учащиеся размышляют над содержанием рассказа, поведением героев и стараются понять основную мысль рассказа, делают для себя определенные выводы.
-
Урок-беседа по роману Юрия Осиповича Домбровского "Факультет ненужных вещей" 2014
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью Ю.О. Домбровского. Закрепить понятие "тоталитарный режим", выяснить причины его возникновения, раскрыть суть тоталитарного режима, влияние его на жизнь советских людей. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за своих соотечественников, способствовать сохранению памяти о жертвах политических репрессий.
-
Урок литературы по теме "Учитель как воплощение гуманизма" (по рассказу Е.Гришковца "Начальник"). 9-й класс 2014
Урок направлен на развитие не только познавательных, но и коммуникативных универсальных учебных действий. Применена технология "смыслового чтения", использованы различные приёмы при работе с текстом. На данном уроке формируется умение работать в группах.
-
Русская словесность. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Миф "Яблоки Гесперид" 2014
Урок помогает наблюдать за тем, как складывается образ положительного героя; показать, как отражены в мифах представления о мироустройстве, о добре и зле; дать понятие "герой" в древнегреческой мифологии, раскрыть многозначность этого понятия; развивать навыки осмысленной работы с текстом; способствовать развитию аналитического мышления; пробудить интерес к античности, способствовать становлению личности.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»" 2014
Урок помогает на материале повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" систематизировать, обобщить и закрепить знания о причастии; помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах повести; дать представление о репортаже как о жанре, учить писать репортаж.
-
Муса Джалиль. Жизнь и судьба 2014
На сайте мусульман Нижнего Новгорода есть такие слова: "Человечество учится помнить уроки истории, и мы понимаем важность воспитания у молодежи национального самосознания. Можно по-разному относиться к творчеству Мусы Джалиля, к его политическим убеждениям, но тот факт, что духовное наследие этой незаурядной личности должно сегодня быть использовано для воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к свободе, неприятии фашизма, - бесспорен".
-
Урок литературы по теме "Нет уз святее товарищества…" (Истоки героизма и предательства) 2014
Конспект урока литературы в 7-м классе затрагивает нравственные вопросы о героизме и предательстве. Задачи урока: придать занятию проблемно-творческий характер; в процессе беседы проанализировать характеры героев, осмыслить трагический конфликт произведения; способствовать формированию активной жизненной позиции, умения отстаивать собственную точку зрения; развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы.
-
Романтически традиции в поэзии и прозе Булата Окуджавы 2014
Работа посвящена творческому наследию Булата Окуджавы. Романтическая направленность его произведений реализуется в умении поэта видеть великое в бытовых мелочах, в особой музыкальности его стихотворений. Способность создавать свой мир, противопоставленный реальному, - так интерпретируется романтическая традиция в творчестве Б.Ш.Окуджавы.
-
Формирование универсальных учебных действий посредством решения познавательных задач 2014
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование универсальных учебных действий, т.е. умения учиться - развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
-
Формирование универсальных учебных действий посредством решения познавательных задач 2014
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование универсальных учебных действий, т.е. умения учиться - развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
-
Интегрированный урок (химия + литература) по теме "Химия в стихах и прозе" 2014
Цель урока: расширить и обобщить знания об основных понятиях химии, химических реакциях, химической символике, применяемых не только в области точных, но и в сфере гуманитарных наук, в частности в литературе.
-
Азбука здоровья. Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы при изучении сказки-были М.Пришвина "Кладовая солнца" 2014
Данная работа актуальна и практически значима, так как она учит устанавливать контакты с живой природой, знать ее ресурсы и возможности, уметь использовать их для поддержания и сохранения здоровья. Изучение медицинских свойств растений дает возможность сформировать умение сохранять и улучшать свое здоровье путем тесного общения с природой, раскрыть способности самопознания, личности человека.
-
Урок литературы по теме "Между любовью и любовью…" (Жизнь и творчество М.И. Цветаевой). 11-й класс 2014
Урок в форме урока-новеллы является необычной формой изученного нового материала, посвященного жизни и творчеству М.Цветаевой. Подобная форма ненавязчиво погружает обучающихся в атмосферу художественного мира поэта, позволяет в нетрадиционной форме изложить материал, стимулирует познавательную и творческую активность детей, способствует эмоциональному усвоению знаний.
-
Внеклассное занятие по литературе "Никто не забыт, ничто не забыто", посвященное Дню Победы в Великой Отечественной войне 2014
Цель мероприятия: формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования. Мероприятие рассчитано на учащихся 12–16 лет. Поэтический вечер предполагает ознакомление ребят с поэзией военных лет, ее местом в развитии литературного процесса страны, фрагментами истории России, возможность оценить события тех лет, узнать о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной.
-
Интеграция на уроках литературы как средство формирования исторического мировоззрения учащихся 2014
Формирование исторического мировоззрения и духовный рост школьника начинаются с момента осознания им, как уникален и неповторим вклад нашей литературы в художественную сокровищницу человечества. Через чувство гордости за свою литературу возникает желание ее читать и изучать. Главная цель – научить ребят извлекать нравственные уроки из уже осмысленных ими явлений, строить свой взгляд на события и факты. Интеграция на уроках литературы – это мостик, связывающий вымысел и действительность
-
Рассказ Б.Зайцева «Вандейский эпилог». 11-й класс 2014
Урок новых знаний знакомство с судьбой, творчеством писателя Б.К. Зайцева в 11-м классе строится в форме педагогической мастерской (французской мастерской). Участники Мастерской развивают критическое мышление и умение аргументированно доказывать свою точку зрения, привлекая текстовый материал. Метод 5 пальцев позволит провести не только рефлексию знаний, умений, но и проверит социальные нормы.
-
Мы знаем и любим поэзию Серебряного века 2014
Цели урока: формирование самостоятельности суждений на литературную тему; обобщение и систематизация знаний по теме "Поэзия начала XX века"; развитие творческих литературоведческих возможностей учащихся с учетом индивидуальных возможностей.
-
Материалы к анализу рассказа Т.Н. Толстой "Факир" 2014
Представлены материалы к анализу произведения Т.Н. Толстой «Факир». Произведение не входит в школьный курс литературы. Данные материалы целесообразно использовать на уроках внеклассного чтения в 7–9-х классах. Статья предполагает также возможность самостоятельной работы учащихся по расширению границ понимания текста.
-
Урок литературы по теме "Секреты пушкинской эпохи". 9-й класс 2014
Урок посвящен творчеству А.С. Пушкина, знакомит учащихся 9-го класса с множеством интересных факторов из истории русской культуры, используя внепрограммный материал; развивается познавательный интерес к творчеству писателя.
-
Компетентностно-ориентированный урок литературы по формированию базовой национальной ценности "Семья". 8-й класс 2014
Работая с повестью А.С. Пушкина "Капитанская дочка" учащиеся читают и анализируют художественное произведение. Вырабатывают оценку и суждение по поводу прочитанного и увиденного; подбирают аргументы для подтверждения собственной позиции; учатся саморегуляции во время письма на уровне каллиграфии, орфографии.
-
Урок литературы на тему "Нравственные качества человека на войне". 10-й класс 2014
Урок литературы построен по технологии развития критического мышления. Целью урока является раскрытие нравственных качеств человека на войне, выявление читательской позиции обучающихся через анализ произведений современной военной литературы времён Великой Отечественной войны, военных действий в Афганистане, Чечне.
-
Тема урока "В.М. Шукшин "Срезал". Идея рассказа 2014
Урок направлен на формирование универсальных учебных действий (УУД) смыслового чтения при работе с художественным текстом и предусматривает развитие данной компетентности.
-
Урок литературы по теме "Проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»". 11-й класс 2014
Использование технологии проблемного обучения позволяет развить у обучающихся их познавательные способности, умение самостоятельно добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях, повысить сознательность и прочность усвоения знаний. В качестве примера предлагается урок литературы в 11-м классе, на котором используется технология проблемного обучения.