Литература
-
Поэзия периода "оттепели" 2014
Цель урока: показать роль поэзии периода “оттепели” в общественной жизни страны; дать краткий обзор-характеристику поэзии “шестидесятников”.
-
Урок литературы по теме "Первое знакомство с рассказчиком – Петром Андреевичем Гриневым". 8-й класс 2014
Урок сочетает классические и инновационные формы работы, которые формируют духовные ценности, активную жизненную позицию подростков. Учитель применяет разные виды проверки степени усвоения учащимися нового материала: словарная работа по карточкам, исследовательская работа в группах, с текстом произведения, сопоставление героев разных произведений, рефлексия.
-
Литературно-музыкальная композиция к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова "Страницы мятежной жизни" 2014
История русской и мировой литературы богата трагическими судьбами писателей и поэтов. Участь Лермонтова может быть причислена к самым трагическим и в то же время и самым блистательным. Литературно-музыкальная композиция посвящена некоторым фактам из жизни поэта.
-
Урок по теме "Становление личности в эпохе. (Образ Петра I)" 2014
Цель урока: помочь учащимся проникнуть в новый для них мир чувств, мыслей, образов; познакомить с проблемами, поставленными писателем; эмоционально воспринимать произведения и более глубоко понимать его идейное содержание.
-
Урок-исследование по теме "Отражение эстетики "чистого искусства" в творчестве А.А. Фета" 2014
Урок расширяет знания основных теоретико-литературных и эстетических категорий, необходимых для анализа литературного произведения. Урок-исследование решает главную задачу − сотворчество учителя и ученика, удовлетворяющее их потребность совместно открывать новые истины и учиться друг у друга.
-
И.Крылов – баснописец. Басня как литературный жанр. Музыка в баснях 2014
Урок литературы проходит в игровой форме. Благодаря эмоциональному воздействию снимается эмоциональное напряжение учеников, повышается интерес к предмету. Цель урока: повторение и расширение знаний учащихся о баснях Крылова; знакомство с понятиями «квартет», «бас», «альт», «прима», «втора»; взаимопроникновение музыки и литературы, взаимообогащение двух видов искусств.
-
Урок литературы по теме "Война и мир в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон". 11-й класс 2014
Урок литературы показывает гражданское и писательское мужество М.Шолохова, одного из первых сказавших правду о Гражданской войне как трагедии народа.
-
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С.А. Есенина 2014
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С.А. Есенина, проведена в декаду русского языка и литературы с целью развития языкового и эстетического представления о «прекрасном идеале в речи». Мероприятие воспитывает любовь и уважение к русскому к слову, формирует бережное отношение к нему; формирует осознанный интерес к чтению; развивает словарный запас детей.
-
Литературная игра как одно из условий развития уровня образования 2014
Автор статьи поднимает актуальную проблему приобщения учащихся к чтению. Выходом из сложившейся ситуации учитель считает литературные игры. В статье представлен материал общешкольного внеклассного мероприятия для параллели 7-х классов по роману Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ». Автор сформулировал цель игры с учетом введения новых ФГОС ООО, этапы. Задания к отдельным конкурсам можно увидеть в приложениях.
-
Работа в группах как эффективный способ освоения материала на уроках литературы 2014
На примере урока-исследования по творчеству И.С. Тургенева рассмотрен один из способов эффективной работы на уроках литературы – работы в группах. Групповая работа на уроках развивает творческий потенциал учащихся, а это повышает уровень образования. В групповых исследованиях у детей появляется мотивация к самостоятельному добыванию материала, его обработке, обмену полученной информацией. Работа в группах дает возможность не перегружать учащихся заданиями, учит быстро мыслить и делать краткие, но точные выводы.
-
Открытый урок литературы на тему "…Этот мир очарований, этот мир из серебра". 11-й класс 2014
Цель: приобщить старшеклассников к духовным поискам литературы Серебряного века через осознание индивидуальностей поэтического мира поэтов, пробудить интерес к личностям этого периода, показать многогранность в творчестве поэтов, связь поэзии с живописью и музыкой. Развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать поэтические произведения, способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников, развивать творческие способности.
-
Урок литературного чтения по рассказу А.Н. Толстого "Сугробы". 3-й класс 2014
Цель урока: познакомить с повестью А.Н. Толстого «Детство Никиты», формировать аналитическое мышление, исследовательские способности, проконтролировать навыки выразительного сознательного чтения, создать условия для развития интереса к чтению, пополнять словарный запас учеников, развивать речь и творческое воображение, умение видеть и ценить красоту родной земли, познакомить с картиной В.И. Сурикова «Взятие Снежного городка», традициями русского народа.
-
"…Я дитя века, дитя неверия и сомнения…" Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма (по биографии Ф.М. Достоевского) 2014
Предлагаемая мастерская по биографии Ф.М. Достоевского создана в рамках экспериментальной работы по формированию интереса старшеклассников к чтению художественной литературы при изучении биографий писателей. Это новая методическая форма изучения биографии, оказывающая эффективное воздействие на ученика, его интерес к личности писателя и чтению.
-
Неоромантизм в русской литературе 2014
Материал урока знакомит с отличительными признаками неоромантизма от других литературных направлений. Учащиеся получают первоначальное представление о литературных героях неоромантизма. В ходе урока определяются черты неоромантизма и сопоставляются с другими литературными направлениями.
-
Технология педагогических мастерских. Тема урока: "Базаров – свободный человек? Что такое свобода?" 2014
В ходе урока у учащихся формируется понимание характера Базарова, его поступков и их влияния на окружающих; создается представление о том, что такое свобода.
-
Урок литературы по теме "Быть человеком" (по рассказу Л.Улицкой "Бумажная победа"). 5-й класс 2014
Цель урока: духовно-нравственное развитие личности, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий, критического мышления в чтении и письме.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Своя игра" (по творчеству Н.Гоголя) 2014
Урок проводится после изучения поэмы «Мертвые души» в 9-м классе. Для участия в игре требуются знания, полученные на уроках литературы при изучении творчества Н.В. Гоголя.
-
М.Ю. Лермонтов "Бородино" 2014
«Бородино» – первое печатное стихотворение М.Ю. Лермонтова. Написано к 25-й годовщине Бородинского сражения. О великой битве рассказывает простой русский солдат. Он вспоминает, как в день решающей схватки русские воины поклялись «головой постоять за родину», преодолеть натиск врага, преградить ему дорогу на Москву и как сдержали в бою «клятву верности». Произведение наполняет сердца читателей гордостью за славное героическое прошлое нашей родины, учит горячей любви к Отчизне.
-
Урок внеклассного чтения по анализу рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка "Приемыш" на основе клоуз-тестов. 5-й класс 2014
Урок литературы с клоуз-тестов при анализе художественных произведений – один из способов приобщения учащихся к чтению. Клоуз-тесты обогащают словарный запас и активизируют речевую деятельность учащихся.
-
«А он, мятежный, просит бури…» (М.Ю. Лермонтов «Парус»). Урок литературы в 6-м классе 2014
На уроке учащиеся работают с текстом стихотворения "Парус", анализируют его. Все выводы записывают в технологические карты. Вспоминают, что такое эпитет, олицетворение, антитеза. Знакомятся с инверсией. Сопоставляют лирическое произведение с музыкальным и живописным произведениями. Находят связь между автором и его героем, героем Лермонтова и декабристами.
-
Урок по рассказу А.Вампилова "Солнце в аистовом гнезде" с технологией критического мышления 2014
Цель: познакомить учащихся с разными приемами осмысления текста и переработки информации, обучающего письма, рефлексии; обучить способам добычи знаний; создать условия для личностного роста учащихся в школе, коллективе.
-
Тема урока: "Две жизни – две судьбы" (по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама") 2014
На уроке подробно исследуется внутренний мир героев, анализируются мотивы поступков, причины поражения Германа. Рассматриваются разные пути к достижению цели на примере судеб Германа и Лизы. Проводится фронтальная, парная, групповая работа. Материал обобщается, систематизируется и оформляется в виде опорной схемы.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) по теме "Диалог двух культур: некоторые образцы английской литературы и их переводы" 2014
Интегрированный урок (литература + английский язык) в 7−8-х классах (разновозрастные группы) проводится в форме турнира-игры с элементами театрализованного действия, развивает творческие способности учителя и учащихся. Результаты, полученные на нестандартных уроках, свидетельствуют о том, что личность учащихся развивается эмоциональной, духовно-нравственной, интеллектуальной и социализированной.
-
Урок-анализ рассказа Л.С. Петрушевской «Грипп». 11-й класс 2014
Урок-анализ рассказа Л.С. Петрушевской «Грипп» дает дополнительную информацию о постмодернизме в литературе, его основных стилистических особенностях; закрепляет навыки анализа прозаического текста, выявляет его художественное своеобразие, идейно-нравственную, философскую проблематику.
-
Тема урока: "А.С. Пушкин. Стихотворный цикл «Подражание Корану». Композиция и жанровое своеобразие" 2014
Цель урока: осмыслить пушкинские «Подражания …» как цикл, качественно новое жанровое образование для пушкинского творчества и русской литературы; обосновать необходимость обращения к циклу как обязательному для изучения по новым стандартам по литературе в старшей школе; разрушить стереотип восприятия Ислама как религии жесткой и жестокой; помочь учащимся понять, что Коран, Библия, иудейская Тора как священная книга любой религии исповедует общечеловеческие ценности.
-
"Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок" 2014
Цель урока: создать условия: для включения каждого ученика в деятельность, формирование и развитие познавательных потребностей; применение индивидуальных эталонов оценивания; развивать монологическую речь, навыки выразительного чтения; воспитывать уважение к русской народной и литературной сказке, прививать любовь к национальным истокам русского народа; формирование читательского интереса.
-
Урок-диалог "Цена идеи − жить по Наполеону" (Наполеон Андрея Болконского и Родиона Раскольникова) 2014
Урок-диалог «Цена идеи − жить по Наполеону» предполагает диалоги эпох, поколений, взглядов, учителя и ученика. У урока открытый финал. Учащиеся должны уйти с занятия с вопросами, которые поставили перед ними романы и ответы, на которые они должны искать в жизнени.
-
Жестокие игры (по повести В.Железникова "Чучело") 2014
Урок-педагогическая мастерская по повести В.Железникова “Чучело”, изучаемой в рамках внеклассного чтения, с элементами исследования. Проблемы, решаемые в этом произведении, актуальны для семиклассников. Умная, добрая книга, доверительный совместный диалог, большая подготовительная, но интересная домашняя работа воспитывают ребенка, будят мысль и душу, заставляет многих ребят по-новому взглянуть на взаимоотношения в классе, свое поведение.
-
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (по рассказам В.Тендрякова "Хлеб для собаки" и "Пара гнедых"). 11-й класс 2014
Рассказы В.Тендрякова изучаются в контексте других произведений о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве. В ходе урока предполагается ответить на вопросы, каким предстает время конца 20-х – начала 30-х годов XX века в рассказах, в чем абсурдность и трагизм существования простого человека в описываемую эпоху.
-
Интегрированный урок истории с материалами по литературе на тему "Английская революция середины XVII в. Творчество Джона Мильтона" 2014
Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отрабатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками.