Комбинированный урок с использованием логико-смыслового моделирования по теме "Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова"

Разделы: Литература


Цель: познакомить учащихся с биографией М.А. Шолохова, проследить творческий путь писателя.

Задачи.

Образовательные: создать условия для активной учебно-познавательной деятельности учащихся на основе опорных знаний и творчества М. А. Шолохова, для освоения техники логико-смыслового моделирования ответа; способствовать закреплению навыков работы над анкетой писателя.

Развивающие: способствовать развитию потребности в самообразовании, в определении необходимых источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в сети Интернет.

Воспитывающие: содействовать воспитанию интереса к произведениям русской классической литературы, используя нестандартные решения поставленных задач.

Ожидаемый результат: учащийся научится формулировать ответы на поставленные вопросы; сочетать самоконтроль и взаимоконтроль для установления правильности выполнения задания; использовать навыки монологической речи.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Средства обучения:

  • портреты писателя;
  • выставка книг;
  • мультимедиа;

План урока

I. Постановка цели урока.

II. Активное усвоение знаний.

  1. Проверка домашнего задания. Логико-смысловое моделирование ответа.
  2. Сообщении помощника учителя. Работа на лучах К2 и К3.
  3. Объяснение учителя. “Ориентировка” в произведениях писателя.
  4. Фронтальный опрос: по теме “Тематика произведений”.

III. Рефлексия учебной деятельности.

  1. Осмысление знаний. Работа на луче К6.
  2. Составление портфолио писателя

IV. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

Постановка цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова. Его творчество соединяет начало и середину XX века. Современниками М.А. Шолохова были все без исключения известные писатели XX века: М.Горький, А. Серафимович, А. Солженицын и др. С каждым из них у него были свои отношения: это были единомышленники и противники, друзья и враги. На большую жизнь М. А.Шолохова и событий пришлось немало. Перечислим самые важные исторические события, оказавшие влияние на жизнь и творчество писателя.

Учащиеся:

1905 г. – Кровавое воскресенье, ставшее началом Революции.

1914 – 1918 гг. – Первая Мировая война.

1917 – Октябрьская Революция, установление советской власти на территории бывшей Российской империи.

1917 – 1923 гг. – Гражданская война.

1941 – 1945 гг. – Великая Отечественная война.

II. Активное усвоение знаний.

1. Проверка домашнего задания. Логико-смысловое моделирование ответа.

Учитель: Да, М.А. Шолохов был современником многих трагических событий, всю жизнь он трудился и прославился как выдающийся писатель России, оставил большое литературное наследие. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся понять, как произошло рождение великого русского писателя. Запишите в тетради тему урока.

Основная работа выполняется на шаблоне формата А4, который раздается ученикам в начале урока.<Рисунок 1>

Учитель: Обратимся к шаблону логико-смыслового моделирования. Луч К1 – “Детство и юность”. На нем отмечены основные координаты. Ваша задача прослушать выступление помощника учителя, заполнить этот луч.

Выступление ученика у интерактивной доски.

Ученик: 24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил. До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был “усыновлён” собственным отцом.

Мать Шолохова происходила из крестьянской семьи, отец был выходцем из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. В 1910 году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хутора.

В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения, но проучился там недолго. В связи с болезнью глаз Александр Михайлович повёз сына в Москву, в известную глазную больницу доктора Снегирёва, там Мишу определили в частную гимназию имени Г. Шелапутина.

Затем в 1915 году Александр Михайлович перевёл его в Богучаровскую мужскую гимназию, Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару, занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую [1].

Учитель: Как видите, детство и юность М.А. Шолохова были непростыми. Проверим, как вы заполнили луч К1.

(Проверка заполнения луча К1, эталон ответа проецируется на интегративной доске <Рисунок 2>)

2. Сообщение помощника учителя. Работа на лучах К2-К3.

Учитель: Обратимся к лучам К2 и К3. Расскажите о 20-х годах жизни и творчества писателя, о поиске жизненного пути и первых литературных опытах.

Ученик: В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Почти год работал в Каргинском станичном исполкоме. В 1921 году был зачислен помощником бухгалтера заготконторы №32.

23 февраля 1922 года распоряжением Доноблпродкома Михаил Шолохова в составе группы продработников командировали в Ростов на продкурсы. Окончив их 4 мая 1922 года, он 12 мая вернулся домой и сразу отправился на продовольственную работу в станицу Букановскую.

В конце 1922 года, в 17 лет, Михаил Шолохов приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак и был вынужден трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.

Встречается здесь с поэтами и писателями группы “Молодая гвардия”. В 1923 году в газете “Юношеская правда” публикуется его первый фельетон “Испытание”. В следующем году – рассказ “Родинка”.

В начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую, и женился на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской учительнице. Молодые венчались в Букановской церкви. В 1924 году некоторые время молодожены жили в Москве. Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.

В 1925 году состоялась встреча Шолохова с А.Серафимовичем, который высказал “слова одобрения и признания”. На всю жизнь сохранил писатель благодарность Серафимовичу, считая его одним из первых своих из учителей.

В этом же году умер отец писателя – Александр Михайлович Шолохов. А в феврале 1926 года родилась дочь Светлана.

Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах, проникновенное восприятие душевных движений, стремление “сопрячь” мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы “Нахалёнок”, “Председатель Реввоенсовета республики” (1925) , “Чужая кровь” (1926), “Червоточина (1926) [1].

(Проверка заполнения лучей К2 – К3, эталон ответа проецируется на интерактивной доске <Рисунок 3>)

3. Объяснение учителя. “Ориентировка” в произведениях писателя.

Работа ведётся одновременно на лучах К4–К7.

Учитель: В 1924 году журналах появляются рассказы М.Шолохова, объединенные впоследствии в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь” (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.

Уже в “Донских рассказах”, подготовивших “Тихий Дон”, гражданская война изображена “антиромантично”, без прикрас. “Страницы рассказов густо окрашены кровью”,- писал Бирюков. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Шолохов показывает, как “безобразно просто” умирали люди [2].

В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман “Тихий Дон” (1928–1940), первая книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание и восторженные отзывы М.Горького и А.Серафимовича. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга “Тихий Дон”.

Роман принес писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.

Работа над завершением третьей книги прерывается, так как Шолохов начинает работу над романом “Поднятая целина” (первоначальное название “С потом и кровью”), вышедшим в 1932 году и ставшим событием в литературной жизни страны.

“Тихий Дон” охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912–1922); “Поднятая целина” (1932–1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни: раскулачивание и коллективизация нашли отражение в романе.

В марте 1941 года роман “Тихий Дон” отмечен Государственной (Сталинской) премией 1 степени [3].

Во время войны начал публикацию глав из нового романа “Они сражались за Родину” (доработанный вариант опубликован в 1969 году).

Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композиционный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа “Они сражались за Родину”.

Рассказ “Судьба человека” (1956–1957) стал знаменитым явлением в литературе. Трагическая история жизни взята в её связи с событиями войны – историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что даёт возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма.

В 1960 году выходит вторая книга “Поднятой целины”. Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передаёт на строительство школы в станице Каргинской.

В 1965 году М.А.Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман “Тихий Дон” [2].

(Выборочная проверка заполнения лучей К4 и К7. <Рисунок 4>)

Учитель: Что можно рассказать о последних годах жизни писателя? Работаем на К8 – “Последние годы”.

Отвечает ученик, называет основные моменты из жизни писателя и отмечает их на координате у доски.<Рисунок 5>

Ученик: Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом “Правды”, “Красной звезды”, часто выезжал на фронт. Активно продолжал заниматься писательской деятельностью. Его очерки “На Дону”, “На Смоленском направлении”, рассказ “Наука ненависти” публиковались в разных изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги.

21 февраля 1984 года Михаил Александрович Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова.

Дополнение учителя к ответу ученика: Беседу о жизни и творчестве Михаила Александровича Шолохова хотелось бы закончить словами Константина Федина, произнесёнными в честь 60-летия Михаила Александровича.

“Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…” (К. Федин). Эти слова во многом определяют характер творчества нашего великого современника [4].

4. Фронтальный опрос по лучу К5 “Тематика произведений”.

Учитель: Проверим, как вы поработали с лучом К5. Назовите основные темы произведений М. А. Шолохова.

Ученик: 1. Гражданская война на Дону, место человека в социальных сдвигах; 2. Жизнь донского казачества в годы Первой Мировой войны; 4. Революционный перелом в жизни деревни, коллективизация; 5. Подвиг народа в Великой Отечественной войне; 6. Трагическая история жизни отдельного человека в годы Великой Отечественной войны. <Рисунок 6>

III. Рефлексия учебной деятельности.

1. Осмысление знаний. Работа на луче К6.

Учитель: Трудно представить литературный Олимп без имени М.А. Шолохова, велики его заслуги перед русской литературой. А вы можете определить, в чём новаторство писателя?

Ученик: М.А. Шолохов как никто иной умел раскрывать правду действительности, проникновенно описывал внутренний мир своих героев. Его произведения отличает смелость в изображении борьбы прошлого и настоящего. <Рисунок 7>

(После заполнения всех координат на экране появляется вся модель, чтобы ученикам была видно проделанная работа, у учащихся есть возможность что-то скоординировать в своих записях. <Рисунок 8>)

2. Составление портфолио писателя.

Учитель: Что узнали на уроке? Вам предстоит составить портфолио Михаила Александровича Шолохова. Заполните анкеты.

Анкета

  1. ФИО______________________________________________________
  2. Годы жизни________________________________________________
  3. Семья_____________________________________________________
  4. Образование_______________________________________________
  5. Яркие жизненные впечатления________________________________
  6. Современники писателя______________________________________
  7. Первые печатные произведения_______________________________
  8. Наиболее известные произведения писателя____________________
  9. Основные темы творчества___________________________________
  10. Жанровое своеобразие творчества_____________________________
  11. Особенности мировоззрения (в чём видел задачу своего творчества?)
  12. Какие факты из жизни (творчества) вас удивили или показались интересными?

IV. Домашнее задание.

  1. Подготовить связный ответ о творческой биографии романа “Тихий Дон”, опираясь на ЛСМ.
  2. Определить жанр романа. Какие семьи находятся в центре повествования? Как описывает Шолохов хутор?
  3. Индивидуальное задание: Доклад по истории казачества (или сообщение учителя, в зависимости от уровня класса.)

Список литературы

  1. М.А. Янковский. Шолохов в школе: Книга для учителя. - Москва: Дрофа, 2001.
  2. Л.И. Пугаченко, В.В. Васильев, Н.И. Иващенко. Шолоховская весна: Учебно-методич. пособие. – Воронеж, 2006.
  3. Ф. Кузнецов. “Тихий Дон”. Судьба и правда великого романа. - Москва: Просвещение, 2005.
  4. Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе 20 века, 11 класс, 2 полугодие / Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва: “ВАКО”, 2010.