Пояснительная записка
Элективный курс по русскому языку «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ» предназначен для учащихся 10-11 классов.
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или эссе, – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Актуальность данного элективного курса заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания, позволяют подготовить учащихся к ЕГЭ (часть С) по русскому языку в 11 классе. А также в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием художественного и публицистического текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Программа элективного курса предназначена для обучающихся 10-11 класса и рассчитана на 34 часа.
Цель курса: создание условий для формирования у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; развитие речемыслительного потенциала выпускника, подготовка к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
Задачи курса:
- развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;
- овладение нормами русского литературного языка;
- обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развивать умение выявлять, осмыслять и интерпретировать содержащуюся в исходном тексте смысловую информацию;
- формировать умение определять личностную позицию по поводу прочитанного и собственное отношение к содержанию исходного текста;
- обучение работе над сочинением в соответствии с требованиями ЕГЭ;
- воспитание способности воспринимать и оценивать мастерство художника слова.
Ожидаемые результаты. учащиеся должны
знать:
- теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;
уметь применять такие коммуникативные умения как умение:
- интерпретировать содержание исходного текста;
- последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;
- выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;
- создавать свой текст определённой модели, соответствующий требованиям выполнения части С;
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
владеть:
- коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.
Формы изучения курса: групповая и индивидуальная; работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ, использование различных каналов поиска информации.
Содержание программы
Введение (2 ч.)
Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Текст (3 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи (2 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами.
Функциональные стили речи (2 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работа с текстами.
Изобразительно-выразительные средства языка (3 ч.) Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры. Работа с текстами.
Коммуникативная компетенция (21 ч.)
Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств. Работа с текстами.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами.
Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типовые конструкции для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами.
Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. Типовые конструкции для комментирования проблемы. Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами.
Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». Структура аргумента. Источники аргументации. Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами.
Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами.
Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН элективного курса «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ».
№ п/п | Тематика курса | кол-во часов | теоретич. часть | практич.часть |
1 | Введение | 2 | 2 | - |
2 | Языковые нормы | 1 | 1 | - |
3 | Текст | 3 | 2 | 1 |
4 | Функционально-смысловые типы речи | 2 | 1 | 1 |
5 | Функциональные стили речи | 2 | 1 | 1 |
6 | Изобразительно-выразительные средства языка | 3 | 2 | 1 |
7 | Коммуникативная компетенция. | 21 | 8 | 13 |
Всего в 11 классе | 34 | 17 | 17 |
Методическое обеспечение программы.
Программа составлена таким образом, чтобы большую часть знаний, навыков и умений обучающий получал в результате практической деятельности.. Практические занятия - работа с текстами, со схемами, составление плана, конспектирование, работа с дополнительными источниками, поиск и отбор материала, написание сочинений, очерков, будут способствовать формированию устойчивого интереса к изучению родного языка,
Техническую оснащённость курса обеспечивают телевизор, магнитофон, мультимедийный проектор, компьютер, видеозаписи.
Учебно-методическое обеспечение: таблицы, комплекты карточек, тексты.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
- Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Выполнение части 3 (С). М.: Экзамен,2008.
- Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С) М: Экзамен, 2011.
- Е.С. Симакова. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение». М.: АСТ Астрель, 2008.
- И.П. Цыбулько ЕГЭ Русский язык. Выполнение заданий А, В, С. Актив-тренинг. М: Национальное образование, 2011.
- Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011.
- Т.Н. Сокольницкая Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ элективного курса «Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ»
№ п/п | Тема заняти я(34 часа) | К-во час. |
I | Введение | 2 |
1 | Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. | 1 |
2 | Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения. | 1 |
2 | Языковые нормы | 1 |
3 | Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка. | 1 |
3 | Текст (3 ч.) | 3 |
4 | Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. | 1 |
5 | Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. | 1 |
6 | Основная и дополнительная информация микротекста. | 1 |
4 | Функционально-смысловые типы речи | 2 |
7 | Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. | 1 |
8 | Предупреждение ошибок при определении типов речи. Работа с текстами. | 1 |
5 | Функциональные стили речи | 2 |
9 | Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи | 1 |
10 | Предупреждение ошибок при определении стиля текста. Работас текстами. | 1 |
6 | Изобразительно-выразительные средства языка | 3 |
11 | Речь. Языковые средства выразительности. | 1 |
12 | Тропы, их характеристика. | 1 |
13 | Стилистические фигуры. Работа с текстами. | 1 |
7 | Коммуникативная компетенция | 21 |
14 | Виды информации в тексте. Информационная обработка текста. | 1 |
15 | Употребление языковых средств. Работа с текстами. | 1 |
16 | Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы. Работа с текстами. | 1 |
17 | Формулировка проблем исходного текста. Типы проблем. Способывыявления проблемы. | 1 |
18 | Типовые конструкции для формулирования проблемы.Типичные ошибки при формулировании проблемы. авторской позиции по проблеме. Работа с текстами. | 1 |
19 | Комментарий к проблеме. Типы информации в тексте. | 1 |
20 | Введение цитат в текст сочинения. Прямая и косвенная речь. | 1 |
21 | Типовые конструкции для комментирования проблемы.Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами. | 1 |
22 | Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. | 1 |
23 | Средства выражения позиции автора.. Автор и рассказчик. | 1 |
24 | Типовые конструкции для выражения авторской позиции.Типовые ошибки при формулировании авторской позиции. Работа с текстами. | 1 |
25 | Выражение собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность». | 1 |
26 | Структура аргумента. Источники аргументации. | 1 |
27 | Типичные ошибки аргументации. Создание «банка аргументов». Работа с текстами. | 1 |
28 | Композиция сочинения. Композиционное единство при создании собственного текста. | 1 |
29 | Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | 1 |
30 | Основные средства связи между предложениями в тексте. | 1 |
31 | Виды и формы вступления. Виды заключения. Работа с текстами. | 1 |
32 | Речевое оформление сочинения. Точность и выразительность языка. Соблюдение орфографических, пунктуационных, этических, языковых и речевых норм современного языка. | 1 |
33 | Соблюдение фактологических норм в фоновом материале. Работа с текстами | 1 |
34 | Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. | 1 |
ИТОГО: | 34 ч. |