Чем развитее, разнообразнее по своим талантам,
самобытнее и сильнее личности,
тем выше и общество из них составленное.
В.П. Вахтеров.
Развитие современного общества ориентирует школу на формирование личности с учетом её индивидуальных особенностей.
Закон “Об образовании” говорит о том, что в настоящее время важнейшими задачами школы является “создание условий, обеспечивающих возможность выявления, развития и реализации склонностей и способностей личности для её успешной социализации” [1].
В настоящее время в рамках приоритетного национального проекта “Образование” осуществляется переход от Комплексного проекта модернизации образования к инициативе “Наша новая школа”. Одно из направлений этой инициативы – поддержка талантливых детей.
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость в настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей является одним из главных направлений системы работы с такими детьми.
В классе чаще всего находятся дети с разным уровнем подготовки и разными возможностями. Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, построить работу на уроке так, чтобы она была направлена на максимальное развитие способностей каждого ребёнка.
В основу такой работы должны быть заложены принципы образовательных технологий открытого типа, как-то: дифференцированное, развивающее, проблемное обучение, развитие критического мышления, проекты, дебаты и творческие мастерские.
Работать с одарёнными детьми и сложно, и интересно. К кропотливой, однообразной работе они быстро теряют интерес, поэтому требуется постоянная смена деятельности. Им интересно в поиске, исследовании. Задача учителя – создать проблемную ситуацию.
Система работы с одаренными детьми может включать следующие этапы:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, творческие проекты).
Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности. Опыт показывает, что общие для всего класса задания не могут быть доступны одинаково для всех учащихся. Необходимо предъявлять “достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивая их максимальное интеллектуальное развитие и в т то же время создавать условия для успешного развития менее подготовленных учащихся”. [7]
Для этого можно использовать систему дифференцированных заданий. Каждый ученик самостоятельно выбирает уровень сложности, оценивая собственные силы. Для работы над новой темой создаются индивидуальные маршруты (карточки – информаторы), рассчитанные на разные возможности учеников. Работая с параграфом учебника, сильный ученик самостоятельно составляет опорную схему-конспект и предлагает её классу. Важное место на уроках литературы и русского языка и во внеурочное время принадлежит технологии домашних (дифференцированных и индивидуальных: по желанию обучающихся) заданий.
Составление схем-конспектов, опорных таблиц, алгоритмов, кластеров, презентаций вовлекает ученика в активную деятельность, которая направлена не только на запоминание или воспроизведение заученного, но и на размышление, установление причинно-следственных связей.
Благодатной почвой для развития творческих способностей является работа с текстом:
- дополнение текста (написание вступления и заключения),
- трансформация текста (разного уровня сложности),
- восстановление деформированного текста (разного уровня сложности),
- составление текста по модели.
- создание собственного текста. [2]
Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, формирует навыки участия в дискуссии (если работа носит проблемный характер) Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают организаторами работы в группе, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал, так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому члену группы высказаться.
Одним из важных направлений в работе учителя с одарёнными детьми является проектная технология. Она позволяет сделать для каждого учебный процесс значимым, даёт возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность, самостоятельность. Ученики с 5 класса создают словари, “Копилку правил”, сборники собственных стихов, иллюстрируют книги. Уже в 6 классе способные дети сами придумывают темы исследовательских работ. Это особенно важно потому, что знания не столько передаются, сколько получаются в процессе деятельности.
Элементы технологии критического мышления позволяют развивать аналитические и творческие навыки. Мини – сочинения, эссе, синквейны формируют умение грамотно выстраивать письменное монологическое высказывание. Такую работу можно проводить на любом этапе урока. Она помогает выработать у учащихся приёмы эффективной переработки информации. Размышляя о проделанной работе, дети осознают приобретённый опыт и стараются его использовать на практике. Когда домашнее задание дается на выбор, ученики делают чаще творческие работы. Это позволяет говорить о формировании самостоятельности выбора и творческом потенциале учеников.
Огромную роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность к добыванию знаний. “Игра” – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”, – писал В.Сухомлинский. [6]
Применение игр возможно для школьников любого возраста.
От учителя зависит активность учащихся на уроке. Думаю, что работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии.
В процессе работы с занимательными играми развивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности.
Игра вызывает у детей чувство удивления, “живой интерес к процессу познания, помогает ученикам усвоить любой учебный материал. В связи с этим у детей более активно развивается способность к языковой догадке”. [8]
В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в различных формах, что повышает качество знаний. Сложные учебные задачи решаются при использовании разных игровых моделей уроков. КВН по мифологии, по лексике, по фразеологии, викторины по творчеству того или иного писателя. Традиционно пользуются успехом игры – путешествия, а также ребусы, шарады, кроссворды, метаграммы.
Работа со способными учениками не может ограничиваться рамками урока. Внеурочная деятельность позволяет реализовывать её в полной мере. Для этого есть много возможностей:
- предметные недели, в том числе и конкурсы чтецов;
- научно-практические конференции;
- олимпиады по предмету разных уровней;
- участие в конкурсах исследовательских работ;
- участие в конкурсе “Русский медвежонок”, “Сказка в новогоднюю ночь” и др.;
- конкурсы рисунков;
- телекоммуникационные проекты и др.
Каждое из предложенных направлений развивает способности ребёнка. Олимпиады позволяют выявить способных и одаренных детей. При подготовке к олимпиадам различного уровня мы обращаемся как к репродуктивным методам обучения, так и к тем, которые максимально развивают ученика: аналитическим и творческим. Учитель может сформировать навыки сравнительного анализа, интерпретации художественного текста, учит грамотно выстраивать письменное монологическое высказывание.
Важную роль играет участие в различного рода конкурсах исследовательских работ, где ребенок в максимальной степени проявляет свои возможности, выступает в так называемой роли начинающего ученого.
Участвуя в конкурсах рисунков, чтецов талантливые дети отражают свое видение мира, образа, проявляют свои художественные и актёрские способности.
Охотно творчески одарённые дети принимают участие в дистанционных конкурсах, сочиняя стихи, рассказы, создавая рисунки.
Требования к современной школе нацеливают каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.
Список использованной литературы:
- Закон РФ “Об образовании” от 2 февраля 2011 г. http://529spb.edusite.ru/DswMedia/zakon_obr.pdf Купцова Е.Ю. Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы – http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/rabota-s-odarennymi-detmi-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – rudocs.exdat.com›docs/index-425361.html
- Харламова Е.А. Современные образовательные технологии http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1305 Николаева О.А. Развитие творчества и самостоятельности ребенка через проектную деятельность https://urok.1sept.ru/articles/413528/
- Колмагорова Е.Е. Духовно-нравственная составляющая деятельности В.А. Сухомлинского(1918–1970 гг) 68.uralschool.ru›dialogs/get_file.php?…file&id=547
- Тицкая Л.А. Современные образовательные технологии выявления и поддержки талантливых детей – http://www.numi.ru/downloadrus.php?id=43822
- Платонова Г.Ф. Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы. – http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/