Литературное кафе "Она была поэтом" (Анна Ахматова)

Разделы: Литература


Ход мероприятия

Гости рассаживаются за столами, на каждом – свеча. На сцене стоит невысокий столик, на котором стоит портрет Ахматовой, освещенный пламенем свечи, лежит красная роза, томик стихов ее. За одним из столиков начинается беседа:

– Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей?

– Правильно, они давно исписались.

– Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны.

– Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет.

– А в войну из блокадного Ленинграда сбежала. И ни одного стихотворения о наших воинах не написала.

– Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах работы невпроворот, а она про любовь...

– Правильно, правильно. Ахматова, что-то фамилия знакомая...

– Какая-то странная фамилия.

– Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова — фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.

Голос за сценой:

Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на Север — в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самые сильные впечатления этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет.

Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама.

Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно.

В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Отзвуки революции Пятого года глухо доходили до отрезанной от мира Евпатории. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую я окончила в 1907 году.

Я поступила на Юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела.

Разговор за одним из столиков:

– Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию.

– Конечно, декадентские настроения сказались...

Голос за сценой (на фоне музыки Шуберта «AveMaria»).

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час...
Но в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас.

Разговор за столиками продолжается:

– К вашему сведению, у нас возникла поэтическая Академия символизма. Её возглавил Иванов. Блок, Мандельштам, Гумилёв, Ахматова вначале были с ним, а затем создали свой "Цех поэтов", своё поэтическое течение — акмеизм.

Анна Ахматова вчера выступала в Академии. Успех полный.

– Да что она вообще собой представляет?!! Видел как-то: вся в чёрном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу...

– Простите, а что она читала?

– "Русалку". Ну, помните, "У пруда русалку кликаю...".

На сцене появляется ученица, представляющая Ахматову, в черном платье.

Звучит музыка Бетховена «К Элизе».

Я пришла сюда, бездельница,
Всё равно мне, где скучать!
На пригорке дремлет мельница.
Годы можно здесь молчать.
Над засохшей повиликою
Мягко плавает пчела;
У пруда русалку кликаю,
А русачка умерла.      
Затянулся ржавой тиною
Пруд широкий, обмелел,
Над трепещущей осиною
Лёгкий месяц заблестел.
Замечаю всё как новое.
Влажно пахнут тополя.
Я молчу. Молчу, готовая
Снова стать тобой, земля.

Разговор возобновляется.

– Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль...

– Да что вы всё: Ахматова, Ахматова. Кто ока вообще?

Под музыку Бетховена (соната "Патетическая") звучит голос за сценой:

Я — голос ваш, жар вашего дыханья,
Я — отраженье вашего лица
Напрасных крыл напрасны трепетанья,—
Ведь всё равно я с вами до конца.
Вот отчего вы любите так жадно   
Меня в грехе и в немощимоей,
Вот отчего вы дали неоглядно
Мне лучшего из ваших сыновей.
Вот отчего вы даже не спросили    
Меня ни слова никогда о нём
И чадными хвалами задымили
Мой навсегда опустошённый дом.
И говорят — нельзя теснее слиться,
Нельзя непоправимее любить...
Как хочет тень от тела отделиться,
Как хочет плоть с душою разлучиться,
Так я хочу теперь — забытой быть.

Появляется человек в военной форме.

– Забытой? Никогда... Разрешите представиться: Евгений Добин, в прошлом военный журналист, сейчас — литературовед.

В начале 1943 года по пути к фронту я и один писатель-моряк застряли на три дня в Ташкенте. Спеша на вокзал, мы проходили тенистой малолюдной улочкой. Из-за угла появились две женщины. Мы столкнулись. В одной я узнал (по портретам) А. Ахматову. Вытянуться в струнку, отдать честь по всем правилам было делом одной секунды. В тот момент я действовал безотчётно.

Два года спустя в библиотеке ленинградского Дома писателя Ахматова зорко вгляделась в меня и припомнила эту встречу: "Я шла с Фаиной Раневской, мы поравнялись с двумя флотскими офицерами, один из них громко сказал: "Это Ахматова". Раневская, кажется, была чуточку уязвлена: "В первый раз узнают не меня, а тебя".

Голоса из зала.

– Большая радость: узнали! Уехала из блокадного Ленинграда, и ни одного патриотического стихотворения.

– Неправда.

Друг за другом из-за столиков встают чтецы — звучат стихотворения из цикла "Ветер войны" (под "Лунную" сонату Бетховена). "Щели в саду вырыты...", "Победителям", '"Птицы смерти в зените стоят...", "Клятва", "Мужество" и т. д.

Голос за сценой.

Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолёте в Москву.

До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях; читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А ещё я узнала, что такоечеловеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостныхнадежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград.

Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе.

Звучит песня А. Розенбаума "На дороге жизни".

Разговор за одним из столиков.

– Простите. Все спорят-спорят о чём-то, а я так и не пойму, какой же была Ахматова?

– А что вас интересует: внешность или стихи?                            

– Всё. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной.

– Она была поэтом.

Одна из учениц встаёт из-за столика, читая стихи М. Цветаевой,медленно подходит к портрету Анны Ахматовой, кладёт к нему красную розу.         

О муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты чёрную насылаешь метель на Русь.
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.
И мы шарахаемся, и глухое: ох! —
Стотысячное — тебе присягает.—Анна
Ахматова! — Это имя — огромный вздох,
И вглубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами — то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моём купола горят,
И спаса светлого славит слепец бродячий...
И я дарю тебе свой колокольный град.
Ахматова! — и сердце своё в придачу.

Разговор за тем же столиком продолжатся.

– Итак, вы хотите знать, какой была Ахматова?

Чтецы (не вставая из-за столиков, как бы беседуя между собою, делясь воспоминаниями).

«Характерный рот с резко выраженной верхней губой. Тонкая и гибкая, как ивовый прутик, с очень белой кожей. В царскосельской купальне она прекрасно плавала и ныряла. Она казалась русалкой, случайно заплывшей в тёмные и недвижные воды царскосельских прудов».
В. Срезневская

Но рассеянно внимая всем словам,
Кругом звучащим,
Вы задумываетесь грустно.
А. Блок

В пол-оборота, о печаль!
На равнодушных поглядела.    
О. Мандельштам

«У Ахматовой наметилась одна главная черта ее личности: величавость. Неспесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость».
К. Чуковский

В начале века профиль странный,
Истончён он и горделив,
Возник у лиры.
С. Городецкий

Прожектор высвечивает человека, сидящего за одним из столиков и печатающего на машинке.

Я, писатель Виленкин, был, нескажудругом, но хорошим знакомым Анны Андреевны. Общение с ней всегда было нелёгким. Трудность эта даже переходила в какую-то тяжесть. В её беседах полностью отсутствовала болтовня и чувствовалась какая-то невольная ответственность за свои слова. В свои миры впускала с большой осторожностью, только на мгновение. А знаете, какой у неё был постоянный тост? Выпьем за то, что мы опять сидим вместе, что мы опять встретились.

Голос за сценой.

Я пью за разорённый дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоём,
И за тебя я пью,—
За ложь меня предавших губ,
За мёртвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб.
За то, что бог не спас.

Писатель продолжает свои воспоминания.

А знакомство с Ахматовой у меня состоялось на одном званом обеде. Анна Андреевна вошла в столовую, и мы встали ей навстречу. Первое, что запомнилось, то ощущение лёгкости маленькой, узкой руки, протянутой явно не для пожатия, но при этом удивительно просто, совсем не по-дамски; сначала мне померещилось, что она в чём-то нарядном, но то, что я было принял за оригинальный выходной костюм, оказалось чёрным шёлковым халатом с какими-то вышитыми драконниками и очень стареньким. В этом своём странноватом халате Анна Андреевна, по-видимому, чувствовала себя среди нас, парадно выходных, как в самом элегантном туалете. Всегда, когда Ахматова приходила в гости, она спрашивала: "А музыка будет?". Ей было всё равно, что ставили. Но всё же больше всего любила Стравинского, Прокофьева, Моцарта, Бетховена. Часто под музыку сочиняла стихи.

Голос за сценой.

В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах её края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвёл глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.

Разговор за столиком.                                                                   

– Ахматова была всегда горделиво прекрасна.

– Да, говорят, что даже мёртвая, она вызывала чувство преклонения.

Когда у Николы Морского
Лежала в цветах нищета,
Смиренное чуждое слово
Светилось темно и сурово
На воске державного рта.                     
А. Тарковский

Звучит песня Вероники Долиной "Формула".

Разговор за одним из столиков.

– Наверное, главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким.

– Да, она умела не только сама глубоко любить, но и выразить это, чувство в стихах.                                                                                                      

Звучат стихотворения: "Сжала руки под тёмной вуалью...", "Я и плакала, и каялась...", "Ты поверь, не змеиное, острое жало...", "Настоящую нежность не спутаешь...", "Проводила друга до передней...". (Можно использовать музыкальную иллюстрацию Свиридова к повести Пушкина "Метель").

Чтец.

Ахматова написала самую короткую в мире балладу "Сероглазый король". Сама она эту балладу не любила. Почему? Неизвестно. Первым эти стихи доло­жил на музыку А. Вертинский. Он выступал на фоне чёрного бархатного занавеса, на котором были изображены две скрещенные руки.

Звучит запись "Сероглазого короля" в исполнении А. Вертинского.

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал.
“Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой”.
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушёл.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки её погляжу.
А за окном шелестят тополя:
“Нет па земле твоего короля... “

Разговор за столиком продолжается.

– Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Гумилёва.

– Кажется, что все стихотворения А. Ахматова пишет о себе и о Гумилёве.

– Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык. Трипутешествия в Африку Гумилёв предпринял на собственные средства.

Поэт был обвинен в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Остались его стихи. Многие из них посвящены Ахматовой.

На сцене появляется ученик в военной форме, представляющийГумилева. На фоне музыки «История Любви» он читает стих:

Застонал я от сна дурного
И проснулся, тяжко скорбя;
Снилось мне — ты любишь другого
И что он обидел тебя
Я бежал от моей постели,
Как убийца от плахи своей,
И смотрел, как тускло блестели
Фонари глазами зверей.
Ах, наверно таким бездомным
Не блуждал ни один человек.
В эту ночь по улицам темным,
Как по руслам высохших рек
Вот стою перед дверью твоею,
Не дано мне иного пути,     
Хоть и знаю, что не посмею        
Никогда в эту дверь войти.
Он обидел тебя, я знаю,
Хоть и было это лишь сном,
Но я всё-таки умираю
Перед твоим закрытым окном.

Музыка продолжается, рядом появляется Ахматова, они долго смотрят друг на друга, затем расходятся в разные стороны.

Разговор за столиком.

– У Анны Андреевны остался сын Лев.

– Да, его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, всё-таки выжил.

Голос за сценой.

Легкие летят недели.
Что случилось, не пойму,
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.

Продолжается разговор за столиком.

– Как-то Ахматова стояла в длинной очереди к тюремному окошку, чтобы передать сыну тёплые вещи и продукты. Какая-то женщина с синими губами спросила её: "Говорят, Вы стихи пишете? А вот об этом Вы могли бы написать?"

– Да, я знаю, Ахматова ответила, что могла бы.

Голос за сценой.

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу.
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек
И долго ль казни ждать.

Из-за столика, который стоит рядом с портретом А. Ахматовой, поднимается девушка.

"Реквием". Долгие годы Анна Ахматова хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах, полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материнский голос, необходимо было всё мужество поэтессы.

Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретают эпический характер. "Посвящение", написанное в марте 1940 года, рассказывает о судьбе матери, у которой отняли сына: "Звёзды смерти стояли над нами, и безвинная корчилась Русь под кровавыми сапогами и под шинами чёрных марусь".

Горе матери беспредельно. И гнев матери беспределен. Но трагедия развёртывается в Истории, и оттого остаётся Надежда, ибо преступления влекут за собою неминуемое Возмездие.

Голос за сценой.

Ни сына страшные глаза —  
Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,
Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдалённый лёгкий звук —
Слова последних утешений.

На сцене появляется Ахматова.

Один из учеников обращается к ней:

– О, госпожа Ахматова. Думаете ли вы, что после революции люди стали счастливее?

– Я не очень компетентна в том, что касается счастья, об этом надо ещё кого-нибудь спросить. Но одно знаю. У нас люди научились теперь гораздо больше помогать друг другу, чем прежде.

Из-за столиков шумно поднимаются окололитературные сплетники.

– Да что вы кричите Ахматова, Ахматова.

– Ерунда, ничего особенного.

– Стих неплохой, но мысли, мысли маловато.

– Это всё для слезливых.

– Да кем она вообще была-то, Ахматова?

Голос из зала.

– Она была поэтом.

Все поднимаются со своих мест и подходят к сцене, на которой стоит ученица, представляющая Ахматову. Один из учеников дарит ей розу.

Под музыку «AveMaria» звучат стихи:

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество.
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня.
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание чёрных марусь.
Забыть, как постылая хлопала дверь.
И выла старуха, как раненый зверь,
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слёзы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.