Цель и задачи урока. Исследуя идейно-художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина, доказать, что жанр сказки позволяет писателю в завуалированной форме обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народа. Вызвать интерес к сказкам Салтыкова-Щедрина и нравственным проблемам, поднятым в сказках, формировать исследовательскую позицию учащихся.
Оборудование урока. Материалы для групповой работы (карточки с заданиями и справочным материалом, таблички с литературоведческими терминами), портрет М. Е. Салтыкова – Щедрина, бумага, фломастеры, мультимедийный проектор для демонстрации презентации, подготовленной учащимися к уроку.
Этапы урока: мотивация, осмысление, рефлексия.
...то, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению;
его сказки – та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства...
I. Мотивация.
1. Вступительное слово учителя сопровождается мультимедийным показом.
Дома вы читали сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Творчество Салтыкова-Щедрина разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, рассказы, статьи, рецензии.
Сказки – итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. Писателем написано 32 сказки " для детей изрядного возраста". Щедрин не предназначал свои сказки для детей, однако и для взрослых они были непросты. Значителен и тот факт, что печатались сказки нелегально. Цензура в печать их не пропускала.
Возникают вопросы: Почему сказки Салтыкова-Щедрина не разрешали печатать? В чем их своеобразие?
На эти и другие вопросы мы будем вместе искать ответы.
2. Обозначим тему нашего урока: “Своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина”.
3. Главной целью работы на уроке определим исследование данной темы.
4. Выскажите ваши предположения.
Почему сказки Салтыкова-Щедрина не печатали?
Каковы особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина?
Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?
Ребята предполагают, что в сказках есть сатира на современную М.Е. Салтыкову-Щедрину действительность, сочетание вымысла и реальности, фантастического и комического с элементами фольклора. Отмечают, что необычная форма и содержание продиктованы необходимостью обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни России XIX века и обойти цензуру.
5. Обращение к эпиграфу урока.
Цензор Лебедев дал такое заключение: “…то, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки – та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства”.
(Зачитывается эпиграф.)
6. Гипотеза. (Гипотезу формулируют сами учащиеся.)
Предположим, что сказки Салтыкова-Щедрина – едкая сатира, направленная против общественных пороков и общественного устройства России второй половины 19 века. Жанр сказки позволяет писателю в завуалированной форме обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту интересов народа.
Данную гипотезу мы можем доказать или опровергнуть в ходе исследования.
II. Осмымсление.
Начнём исследование.
Учащиеся предлагают начать работу с определения задач, затем продолжить исследование в группах.
Учитель предлагает применить приём “Зигзаг”: начинается исследование в рабочих группах, продолжается – в группах экспертных.
Определим задачи исследования.
Ребята предлагают задачи:
- провести анализ художественной формы и идейного содержания сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина;
- выявить особенности формы и содержания сказок, сопоставив сказки писателя с народными;
- обобщить полученные результаты и сделать вывод;
- представить (защитить) результаты исследования.
Исследование в рабочих группах.
Пять рабочих групп, сформированных ранее (по желанию учащихся), дома читали сказки: “Дикий помещик”, “Премудрый пескарь”, “Коняга”, “Карась – идеалист”, “Самоотверженный заяц”.
Каждая рабочая группа на уроке анализирует одну сказку, доказывая или опровергая гипотезу.
Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме.
Рабочие группы становятся экспертами в области изучения определенной сказки.
Рабочая группа, выявив особенности сказки Салтыкова-Щедрина, обсуждает и планирует эффективные способы передачи информации вновь созданным (экспертным) группам.
Для облегчения решения исследовательской задачи для каждой группы учителем подготовлен справочный материал и задания (Приложение 1.).
Исследование в экспертных группах.
Экспертные группы создаются из представителей рабочих групп. Вновь созданные группы выслушивают каждого эксперта, заполняют схему "Общее – особенное", делают вывод, подтверждают или опровергают гипотезу.
III. Рефлексия.
Подтверждение или опровержение гипотезы.
Составление синквейна по теме “Сказки Салтыкова-Щедрина”.
Домашнее задание.
Подготовить ответ по теме урока, используя одну из предложенных форм: кластер, эссе, устное сообщение, презентации.