«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…». Роль обособленных членов предложения в стихах К.Бальмонта

Разделы: Литература


Цели: закрепить навыки обособления определений, приложений и обстоятельств, выяснить их роль в текстах художественного стиля.

Оборудование: репродукции картин И.Левитана "Весна. Большая вода", "Март", портрет К.Бальмонта, аудиозапись П.И.Чайковского "Времена года" (Апрель)

Ход урока

1. Орг.класса. Приветствие.

2. Вступительное слово учителя.

Пожелание учащимся. Настрой на работу. Цель урока: Какую роль играют обособленные члены предложения в текстах художественного стиля?

Инструктаж: работа на карточках.

3. Этап первичного восприятия, создание настроения.

Звучит музыка Чайковского. Напишите ассоциации к слову "весна" (30 сек.)

Проверка 1 мин.

Запись темы урока: "Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце..."

(Роль обособленных членов предложения на в стихах К.Бальмонта).

Работа с цитатами.

Проверка дом. задания. Выписать весенние строчки из стихов русских поэтов или названия стих. о весне (1 мин.)

Учитель: А вот как красиво назвал весну Константин Дмитриевич Бальмонт. "Весна-улыбка сердца в ясный май сквозь изумруд застенчивый апреля".

Биографическая справка (1 мин.): Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) - поэт Серебряного века начала XX века. Писатель И.Бунин, поэты А.Блок, В.Брюсов, С. Есенин, А.Ахматова - современники К.Бальмонта.

А сам он был кумиром читающей России тех лет. Была в нем иступленная любовь к поэзии, "Тонкое чутье к красоте стиха", - так говорил о Бальмонте В.Брюсов.

Он же дал высокую оценку поэту, с которым мы знакомимся: "В течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией. Другие поэты или покорно следовали за ним, или, с большими усилиями, отстаивали свою самостоятельность, от его подавляющего влияния". (2, с.175-176)

Чтение отрывка из воспоминаний К.Бальмонта. Отрывок 2 а) по карточке читает выразительно 1 ученик (соблюдая интонацию при обособленных членах предложения), 2 б) - про себя.

  • Какой текст вам больше понравился? Почему? Назовите правильно обособленные члены предложения как в разборе (Ответ: обособленные согласованные распространенные определения, выраженные причастным оборотом).

4. Работа с текстом стихотворения "Зарождающаяся жизнь"

Выразительное чтение стих. "Зарождающаяся жизнь" учителем.

Тема или основная мысль выражена в заглавии?

  • Какие весенние природные образы изобразил поэт? Называем их.
  • Отметим не только прекрасный пейзаж Бальмонта, но и осязательные и звучащие образы.
  • Назовите основные краски пейзажа и настроение.

Выполним грамматическое задание.

А) Найдем в стихотворении Бальмонта слова, относящиеся к высокому стилю (лик - лицо (1, с.318), отрада - утеха, услада, утешение, успокоение, наслаждение (1,480), сень - покров, укрытие, образуемое кронами деревьев, из ветвями, листвой (1, с.735)).

Б) Разберем слово бестрепетной по составу. (Трепет - легкое дрожание, мелкая дрожь (1, с. 842))

В) Дадим характеристику выделенного предложения (Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, двусоставное, осложнено обособленными согласованными нераспространенными однородными определениями, выраженными одиночным прилагательным и причастием)

Г) Найдите в стихотворении предложения с обособленным несогласованным определением (с улыбкой неземной); с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (склоняясь к воде)

Сделаем вывод: какую роль играют обособленные члены в стихотворении? (помогают изобразить пейзаж, для выразительности)

5. Работа с текстом стихотворения "Я вольный ветер..."

Выразительное чтение стих. учителем.

Дайте название этому отрывку(Ветер. Музыка ветра) Обращаем внимание на ритм - музыкальные стихи.

Решаем тест. Какое выразительное средство не встречается в данном отрывке? (4) гипербола)

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? (1 вариант по 1 строфе - 3), 2 вариант по 2 строфе - 2))

Сделаем вывод об особенностях стиля Бальмонта: природные образы, музыкальность (Бальмонт - "Паганини русского стиха" (2, с. 176)), звукопись.

6. Рефлексия.

На доске вы видите картину Исаака Левитана. Послушаем о художнике 1 подготовленный ученик.

Распространите текст обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами на карточке.

Проверка.

7. Домашнее задание.

М.Пришвин однажды заметил: "Все прекрасное на земле - от солнца". Так будем как солнце! Напишите сочинение-миниатюру по предложенным темам или составьте 5-6 предложений на тему "Весна - улыбка сердца...".

8. Итоги урока. Спасибо за урок. Оценки.

Список литературы.

1. Современный толковый словарь русского языка/ Гл.ред. С.А.Кузнецов. - М.: Ридерз Дайджест, 2004.

2. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности: Учеб.-метод.пособие. - М.: Дрофа, 2003.

1) ВЕСНА

2) а) Моя первая любовь - деревня, усадьба, где я родился и вырос. Моя первая любовь - весеннее утро, насыщенное Солнцем, и я сам, лет четырех, сидящий на родном балконе и любующийся душистыми большими кустами лиловой и белой сирени... Душа моя и сейчас насыщается тем первым утром, той первой любовью, способностью любить мир и живые существа, выросшей из этого бессмертного утра. (К.Бальмонт)

б) Моя первая любовь - деревня, усадьба, где я родился. Моя первая любовь И.Левитан. Озеро. Русь. -весеннее утро и я сам. Душа моя и сейчас насыщается тем первым утром,

1898-1900 г. той первой любовью, способностью любить мир и живые существа.

3) Зарождающаяся жизнь

Еще последний снег в долине мглистой
На светлый лик весны бросает тень,
Но уж цветет душистая сирень,
И барвинок, и ландыш серебристый.
Как кроток и отраден день лучистый,
И как приветна ив прибрежных сень.
Как будто ожил даже мшистый пень,
Склонясь к воде, бестрепетной и чистой.
Кукушки нежный плач в глуши лесной
Звучит мольбой, тоскующей и странной.
Как весело, как горестно весной,
Как мир хорош в своей красе нежданной,
Контрастов мир, с улыбкой неземной,
Загадочный под дымкою туманной.
К.Бальмонт. 1894

  • Найдите в стихотворении Бальмонта слова, относящиеся к высокому стилю, выпишите их.
  • Разберите слово по составу: бестрепетной
  • Характеристика простого предложения
Найдите в стихотворении предложения

А) с обособленным несогласованным определением.

Б) с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

4)

Я вольный ветер(1)я вечно вею(2)
Волную волны (3) ласкаю ивы (4)
В ветвях вздыхаю(5) вздохнув(6) немею(7)
Лелею травы (8) лелею нивы.
Весною светлой (1) как вестник мая(2)
Целую ландыш(3) в мечту влюбленный(4)
И внемлет ветру лазурь немая(5)
Я вею(6) млею(7) воздушный(8) сонный...
К.Бальмонт.1897

Какое средство выразительности не встречается в данном отрывке?

1) Аллитерация

2) Параллелизм

3) Олицетворение

4) Гипербола

5) Эпитет

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

1 вариант 2 вариант
1) 1,2,5,7,8

2) 1,2,3,4,7,8

3) 1,2,3,4,5,6,7,8

1) 1,2,5,6,7

2) 1,2,3,4,5,6,7,8

3) 3,4,6,7,8

Любовь к весне, Солнцу объединяет стихи К.Бальмонта , . . . . . . . . . . , и полотна И.Левитана, . . . . . . . . . . . Мы , ......., восхищаемся палитрой весенних красок этих мастеров. В лесу,...................., дышится легко и свободно. Воздух, ..............., еще стынет от утренних заморозков. На сучьях деревьев , . . . . . . . , уже заметны набухшие почки. Солнце , . . . . . . . . . . , вступает в свои права. Его золотым светом пронизано все вокруг. ............,пейзажи этих мастеров кажутся олицетворением пробуждения, начала жизни, духовного подъема.

И.Левитан.Март.1895 г.

5) Распространите текст обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами.

6) Д.З. Напишите сочинение - миниатюру (7-10 предложений) на тему по выбору: "Люди Солнце разлюбили, надо к Солнцу их вернуть..."; "Весна - улыбка сердца в ясный май сквозь изумруд застенчивый апреля", используйте обособленные члены предложения.