Цели: закрепить навыки обособления определений, приложений и обстоятельств, выяснить их роль в текстах художественного стиля.
Оборудование: репродукции картин И.Левитана "Весна. Большая вода", "Март", портрет К.Бальмонта, аудиозапись П.И.Чайковского "Времена года" (Апрель)
Ход урока
1. Орг.класса. Приветствие.
2. Вступительное слово учителя.
Пожелание учащимся. Настрой на работу. Цель урока: Какую роль играют обособленные члены предложения в текстах художественного стиля?
Инструктаж: работа на карточках.
3. Этап первичного восприятия, создание настроения.
Звучит музыка Чайковского. Напишите ассоциации к слову "весна" (30 сек.)
Проверка 1 мин.
Запись темы урока: "Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце..."
(Роль обособленных членов предложения на в стихах К.Бальмонта).
Работа с цитатами.
Проверка дом. задания. Выписать весенние строчки из стихов русских поэтов или названия стих. о весне (1 мин.)
Учитель: А вот как красиво назвал весну Константин Дмитриевич Бальмонт. "Весна-улыбка сердца в ясный май сквозь изумруд застенчивый апреля".
Биографическая справка (1 мин.): Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) - поэт Серебряного века начала XX века. Писатель И.Бунин, поэты А.Блок, В.Брюсов, С. Есенин, А.Ахматова - современники К.Бальмонта.
А сам он был кумиром читающей России тех лет. Была в нем иступленная любовь к поэзии, "Тонкое чутье к красоте стиха", - так говорил о Бальмонте В.Брюсов.
Он же дал высокую оценку поэту, с которым мы знакомимся: "В течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией. Другие поэты или покорно следовали за ним, или, с большими усилиями, отстаивали свою самостоятельность, от его подавляющего влияния". (2, с.175-176)
Чтение отрывка из воспоминаний К.Бальмонта. Отрывок 2 а) по карточке читает выразительно 1 ученик (соблюдая интонацию при обособленных членах предложения), 2 б) - про себя.
- Какой текст вам больше понравился? Почему? Назовите правильно обособленные члены предложения как в разборе (Ответ: обособленные согласованные распространенные определения, выраженные причастным оборотом).
4. Работа с текстом стихотворения "Зарождающаяся жизнь"
Выразительное чтение стих. "Зарождающаяся жизнь" учителем.
Тема или основная мысль выражена в заглавии?
- Какие весенние природные образы изобразил поэт? Называем их.
- Отметим не только прекрасный пейзаж Бальмонта, но и осязательные и звучащие образы.
- Назовите основные краски пейзажа и настроение.
Выполним грамматическое задание.
А) Найдем в стихотворении Бальмонта слова, относящиеся к высокому стилю (лик - лицо (1, с.318), отрада - утеха, услада, утешение, успокоение, наслаждение (1,480), сень - покров, укрытие, образуемое кронами деревьев, из ветвями, листвой (1, с.735)).
Б) Разберем слово бестрепетной по составу. (Трепет - легкое дрожание, мелкая дрожь (1, с. 842))
В) Дадим характеристику выделенного предложения (Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, двусоставное, осложнено обособленными согласованными нераспространенными однородными определениями, выраженными одиночным прилагательным и причастием)
Г) Найдите в стихотворении предложения с обособленным несогласованным определением (с улыбкой неземной); с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (склоняясь к воде)
Сделаем вывод: какую роль играют обособленные члены в стихотворении? (помогают изобразить пейзаж, для выразительности)
5. Работа с текстом стихотворения "Я вольный ветер..."
Выразительное чтение стих. учителем.
Дайте название этому отрывку(Ветер. Музыка ветра) Обращаем внимание на ритм - музыкальные стихи.
Решаем тест. Какое выразительное средство не встречается в данном отрывке? (4) гипербола)
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? (1 вариант по 1 строфе - 3), 2 вариант по 2 строфе - 2))
Сделаем вывод об особенностях стиля Бальмонта: природные образы, музыкальность (Бальмонт - "Паганини русского стиха" (2, с. 176)), звукопись.
6. Рефлексия.
На доске вы видите картину Исаака Левитана. Послушаем о художнике 1 подготовленный ученик.
Распространите текст обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами на карточке.
Проверка.
7. Домашнее задание.
М.Пришвин однажды заметил: "Все прекрасное на земле - от солнца". Так будем как солнце! Напишите сочинение-миниатюру по предложенным темам или составьте 5-6 предложений на тему "Весна - улыбка сердца...".
8. Итоги урока. Спасибо за урок. Оценки.
Список литературы.
1. Современный толковый словарь русского языка/ Гл.ред. С.А.Кузнецов. - М.: Ридерз Дайджест, 2004.
2. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности: Учеб.-метод.пособие. - М.: Дрофа, 2003.
1) ВЕСНА
2) а) Моя первая любовь - деревня, усадьба, где я родился и вырос. Моя первая любовь - весеннее утро, насыщенное Солнцем, и я сам, лет четырех, сидящий на родном балконе и любующийся душистыми большими кустами лиловой и белой сирени... Душа моя и сейчас насыщается тем первым утром, той первой любовью, способностью любить мир и живые существа, выросшей из этого бессмертного утра. (К.Бальмонт)
б) Моя первая любовь - деревня, усадьба, где я родился. Моя первая любовь И.Левитан. Озеро. Русь. -весеннее утро и я сам. Душа моя и сейчас насыщается тем первым утром,
1898-1900 г. той первой любовью, способностью любить мир и живые существа.
3) Зарождающаяся жизнь Еще
последний снег в долине мглистой
|
Найдите в стихотворении
предложения А) с обособленным несогласованным определением. Б) с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 4) Я вольный ветер(1)я вечно вею(2) Какое средство выразительности не встречается в данном отрывке? 1) Аллитерация 2) Параллелизм 3) Олицетворение 4) Гипербола 5) Эпитет В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
|
|||||
Любовь к весне, Солнцу объединяет стихи К.Бальмонта , . . . . . . . . . . , и полотна И.Левитана, . . . . . . . . . . . Мы , ......., восхищаемся палитрой весенних красок этих мастеров. В лесу,...................., дышится легко и свободно. Воздух, ..............., еще стынет от утренних заморозков. На сучьях деревьев , . . . . . . . , уже заметны набухшие почки. Солнце , . . . . . . . . . . , вступает в свои права. Его золотым светом пронизано все вокруг. ............,пейзажи этих мастеров кажутся олицетворением пробуждения, начала жизни, духовного подъема. |
И.Левитан.Март.1895 г. |
5) Распространите текст обособленными определениями, приложениями, обстоятельствами.
6) Д.З. Напишите сочинение - миниатюру (7-10 предложений) на тему по выбору: "Люди Солнце разлюбили, надо к Солнцу их вернуть..."; "Весна - улыбка сердца в ясный май сквозь изумруд застенчивый апреля", используйте обособленные члены предложения.