Проблема гуманизации экологического образования в школе

Разделы: Русский язык, Литература


Современный этап развития общества характеризуется непрерывно усиливающимися процессами его экологизации и гуманизации. Значимость последних определяется с одной стороны — резким обострением целого комплекса экологических проблем, поставивших под угрозу существование всего человечества, а с другой — потребностью общества в гуманизации социальных отношений между людьми, всех видов деятельности человека. Поэтому целью образования становится необходимость формирования экологически культурной, ценностно-ориентированной личности каждого обучающегося, что является приоритетным направлением в жизни социума.

В то же время, несмотря на свою значимость и актуальность, идее гуманизации экологического образования до сих пор недостаточно уделяется внимания в теории и практике школьного обучения.

Проблема достижения полной гармонии во взаимоотношении природы и общества требует нового философского осмысления, научных поисков и более полного последовательного отражения аспектов экологии в образовании.

В настоящее время, учитывая требования ФГОС и общие представления о современном выпускнике общеобразовательной школы как о человеке любознательном, активно познающем мир, принимающем ценности семьи и общества, нужно особое внимание обратить на формирование мировоззрения у учащихся.

Мы считаем, что для успешного развития экологического сознания и целостного мировоззрения школьника необходимо применить интегративно - гуманитарную модель обучения, обеспечивающую единство естественнонаучных, гуманитарных и социокультурных знаний.

Становление экологически воспитанной личности в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство научных знаний в области природных и социальных факторов среды с ее чувственным восприятием, которое пробуждает эстетические переживания, создает стремление внести практический вклад в ее улучшение. Этот принцип экологического образования и воспитания ориентирует педагогов на сочетание в учебно-воспитательном процессе рационального познания с воздействием художественно-образных средств искусства и непосредственного общения с природной средой.

Учебное содержание, организованное на основе интеграции и гуманитаризации образовательного поля школьника, позволяет достичь высокой степени осознания экологической проблемы в личностном и глобальном аспектах.

Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания.

Методологической основой экологического образования является учение о единстве природы и общества, исторической взаимосвязи и социальной обусловленности отношения человека к природе.

Предметы гуманитарного и эстетического цикла содействуют развитию нравственно-эстетического восприятия учащимися окружающей среды, укреплению чувства добра и красоты при общении с природой.

С целью формирования экологической культуры школьника был разработан проект “Эколого-гуманитарная школа диалога и развития личности”.

Он нацелен на осуществление основных направлений развития личности: экологического, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного.

“Эколого-гуманитарная школа диалога и развития личности” включает в себя цикл интегрированных уроков для учащихся 9 - 11 классов и позволяет воспитать экологически культурную личность через углубленные знания по экологии, биологии, литературе, русскому языку, истории, обществознанию, краеведению, православной культуре, искусству.

Интегративный подход к организации учебной деятельности расширяет знания учащихся об окружающем мире, способствует формированию мировоззрения, включающего в себя систему научных знаний о природе и обществе, их неразрывной связи, позволяет человеку руководствоваться законами природы в своей личной жизни, общественной и трудовой деятельности, формирует у обучающихся чувство ответственности за свое поведение.

Интегрированные уроки “Многообразие форм жизни и их роль в природе”

(9 класс), “Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение” (9 класс), “Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования”

(10 класс), “Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы” (10 класс), “Всемирная стратегия сохранения природных видов”

(10 класс) позволяют обобщить и систематизировать экологические знания учащихся, формируют у школьников способность к прогнозированию возможных путей развития жизни и человечества, направленных на сохранение биосферы и здоровья людей.

В своей работе, используя возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, русского языка, обществознания, искусства, мы стремимся развивать чувство прекрасного, формировать художественный вкус, умение правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, что позволяет рассматривать её как объект высоко социальной, нравственно – эстетической, духовной и материальной ценности.

Так, например, в рамках урока “Родная природа в литературе, музыке и живописи” (10 класс) учащиеся подготовили презентации с использованием произведений искусства. В ходе проектной деятельности обучающиеся получили навыки анализа стихотворного произведения, научились собирать и систематизировать материал по теме, познакомились с изображением природы в русской поэзии, живописи, музыке, увидели в них её совершенство и красоту. В результате такой работы у них сформировался интерес к глубокому восприятию произведений искусства, что способствует развитию эстетического вкуса.

В лирике замечательных русских поэтов: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого - природа многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами, одухотворена, наделена человеческими чертами.

На интегрированных уроках “Человеческие расы, их родство и происхождение”

(9 класс), “Место человека в системе органического мира” (9 класс), “Влияние человеческой деятельности на природу Земли” (9 класс), “Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека” (10 класс) логически обоснованные рассуждения, например, о закономерном ходе эволюции биосферы, анализ факторов все усиливающегося воздействия на нее человека могут успешно дополняться восприятием первозданной красоты природы или отражением ее в произведениях искусства, выражающих любовь человека к ней. Это пробуждает потребность “впитать” образы природы, “очеловечить” их, соотнести с возвышенными качествами, олицетворяющими эстетический идеал, добро, истину.

Произведения замечательных писателей М. М. Пришвина и К. Г. Паустовского способствуют развитию у учащихся гармоничных взаимоотношений с природой.

М. М. Пришвин во всех подробностях рассказывает читателю о живой природе, чтобы показать тесную связь всех звеньев, ее составляющих, и предупреждает, что исчезновение хотя бы одного из этих звеньев обернется необратимыми нежелательными изменениями во всей биосфере.

В своем творчестве он пропагандирует идею сохранения флоры и фауны. В каждом произведении писателя звучит высокая любовь к природе.

К. Г. Паустовский, один из продолжателей пришвинских традиций в литературе, прекрасно знал природу, его пейзажи всегда глубоко лиричны.

Он прекрасно владел словом, являясь подлинным знатоком русского языка. Одним из источников этих знаний писатель считал природу: “Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувства этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает из-под куста лещины”.

Вот какую историю пересказал Паустовский со слов знакомого лесника: “Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется - течет через всю нашу матушку - землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой...”.

“Простые эти слова, - утверждает Паустовский, - открыли мне глубочайшие корни нашего языка. Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах”.

Паустовский рассказывает о сокровенной прелести природы людям, еще не понявшим, что “родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа”.

Сейчас, когда проблема охраны природы находится в центре внимания всего человечества, мысли и образы Паустовского имеют особую ценность и значимость.

Интегрированные уроки “Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы” (10 класс), “Этические аспекты развития исследований в биотехнологии”

(11 класс), “Живой мир и культура” (11 класс), “Время экологической культуры человека и общества” (11 класс), “Гуманистическое сознание и благоговение перед жизнью”

(11 класс) способствуют формированию у обучающихся гуманистического сознания, воспитывают патриотизм, гражданственность, любовь к природе, жизни, искусству, содержат в себе глубокий воспитательный потенциал, приобщают к нравственности как первооснове человека, устанавливают приоритет духовных ценностей, способствуют формированию человека нового типа, обладающего экоцентрическим сознанием, воспринимающего жизнь во всех её проявлениях как основную ценность.

Следует подчеркнуть нравственно-эстетическую сторону отношения личности к природе и ее воздействие на личность. Ведь природа – неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается ее отображением в художественных образах литературы и искусства, с которыми знакомятся школьники. Таким образом, нельзя отделить эстетическое воспитание от экологического.

Обращаясь к творчеству великих классиков русской литературы 19 века: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, которые раскрывают многообразие природы родного края, отражают характерные черты взаимодействия природы и человека, - мы создаем условия для формирования творческой, всесторонне развитой личности, воспитания у обучающихся бережного отношения к природе, к произведениям искусства.

Данные уроки несут в себе значительный воспитательный потенциал, способствующий формированию национального сознания, толерантности, планетарного мышления, социальной направленности личности через взаимодействие с миром природы и людьми.

На ученической конференции “Роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества в XXI веке” учащиеся представили проекты, акцентирующие внимание на экологические проблемы в Краснодарском крае и городе Армавире.

В ходе дискуссии старшеклассники пришли к выводу, что сегодня в мире сложилась парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в то же время само оказалось на краю гибели. Они подготовили обращение к жителям своего города, в котором призвали всех бережно относиться к природе, рационально использовать природные богатства и ресурсы, веря в то, что природа будет спасена человеком.

Обращаясь к лучшим произведениям советских и русских писателей ХХ века, обучающиеся открывают для себя, каким должно быть отношение человека к природе в бурный век научно-технической революции. Потребность человечества в природных ресурсах возрастает, и поэтому особенно остро встают вопросы защиты природы, так как экологически неграмотный человек в совокупности со сверхмощной техникой может нанести непоправимый урон окружающей среде.

Произведение Бориса Васильева “Не стреляйте в белых лебедей”, в котором каждая страница, каждая строка проникнута великой любовью к родной природе, заставило учащихся задуматься над проблемой ответственности каждого человека за будущее родной земли.

Природа для писателей не только среда обитания, но и источник доброты и красоты. Осознавая, что научно-технический прогресс остановить невозможно, в своих произведениях они ещё раз напоминают о важности духовно-нравственных ценностей в жизни человечества.

Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе реализации проекта “Эколого-гуманитарная школа диалога и развития личности”, позволяет нам сделать выводы о том, что интегративно - гуманитарная модель экологического образования является эффективной для формирования и развития экологического сознания учащихся, соответственно она может быть признана обязательным психолого-педагогическим условием развития экологического сознания старшеклассников.