Литература
-
Литературный хоккей по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". 5-й класс 2014
В условиях перехода на второе поколение ФГОС от ученика требуется сознательное и активное присвоение нового социального опыта. Данный урок с использованием игровой технологии (по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник") в 5-м классе способствует этому. На уроке в игровой форме проверяются знания учащихся. Учащиеся заинтересованы в результатах игры и принимают активное участие и при составлении вопросов, и при ответах на вопросы противника в ходе игры.
-
Открытое занятие к Единому методическому дню по технологии проблемного обучения 2014
Систематизация и обобщение знаний по теме исследования "Историческая память в творчестве В.А. Солоухина и влияние писателя на возрождение духовной культуры". Цели: осмысление роли творчества писателя в литературном процессе и и его влияние на духовное возрождение Родины; развитие познавательной активности и совершенствование навыков исследовательской деятельности; воспитание патриотизма, уважения и почитания традиций духовной культуры.
-
Интегрированный урок (русский язык + риторика + экономическая география) по теме "Деловой этикет и рыночные отношения" 2014
Интегрированный урок по русскому языку, риторике и экономической географии проходит в форме заседания бизнес-клуба. Участники работают в группах, используются индивидуальные опережающие задания (работа с различными видами словарей и справочной литературой), отрабатываются этикетные формулы общения в различных жизненных ситуациях, проводится анализ текстов, представлена инсценировка по деловому этикету с последующим анализом языковых средств.
-
Природа и человек в произведении К.Г. Паустовского "Заячьи лапы". 5-й класс 2014
Урок проводится с целью формирования умения анализировать художественное произведение. Задачи урока – показать мысль автора об ответственности человека перед природой, лиризм описаний, яркость и точность языка, композиционное своеобразие и умение К.Г. Паустовского видеть необычное в обычном; определить роль природы и человека в рассказе; воспитать гуманное отношение ко всем живым существам, предотвращение проявления жестокости по отношению к домашним животным и ограждать их от страданий.
-
Изучение норм международного гуманитарного права на уроках литературы "Вокруг тебя – мир…" 2014
Цель пособия – эмоционально подготовить учащихся к осознанному восприятию норм МГП, которые в системе будут изучаться в старших классах. Опыт работы с данным комплексом показал, что детей больше привлекают изучаемые тексты, а не правовые нормы. Поэтому существует необходимость разрешить данную проблему, разработав систему методов, форм и приемов, которые обеспечивали бы не только эмоциональную подготовку к восприятию норм МГП, но и мотивировали бы интерес учащихся к самостоятельным открытиям нового и полезного для себя.
-
Урок литературы. Дж. Лондон "Любовь к жизни". 6-й класс 2014
В статье представлен урок, направленный на формирование навыков работы с текстом на примере произведения Джека Лондона "Любовь к жизни". В ходе урока ученики анализируют текст, а дома составляют цитатный план.
-
Урок-игра по литературе "Заседание художественного совета" по теме "Сатира 39-х годов ХХ века, ее актуальность" 2014
Цель урока: обобщить материал по теме; выявить, какие проблемы волновали писателей-сатириков 30-х годов 20 столетия, как решали в своих произведениях эти проблемы; дан оригинальный подход к прочтению литературных произведений М.Булгакова, М.Зощенко, В.Маяковского.
-
Рабочая образовательная программа по литературе для 5-го класса 2014
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.
-
Викторина "Николай Васильевич Гоголь" 2014
Предлагаются вопросы для проведения викторины по произведениям Н.В. Гоголя.
-
Интегрированный урок по теме "Музыка и А.П. Чехов". 7-й класс 2014
Цели урока: показать музыкальное своеобразие рассказов А.П. Чехова "Контрабас и флейта", "Тоска"; определить "музыкальный штрих" в рассказе "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника"; показать значение художественных деталей в рассказах; формировать нравственную позицию учащихся, развивать эмоциональную отзывчивость школьников, интерес к творчеству писателя, к искусству.
-
Нравственные уроки рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор" 2014
По Солженицыну, «смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души». С этой идеей связано понимание писателем роли литературы, ее связи с христианской традицией. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповеди истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ. Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества.
-
Урок развития речи на тему "Создание фанфика по мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»". 6-й класс 2014
Урок посвящён ознакомлению учащихся с одним из популярных жанров современной литературы – фанфиком. Получив опыт творческой переработки классического произведения, школьники овладевают технологией создания фанфика. Выбор произведения, ставшего основой для индивидуальной интерпретации, определён программой по литературе. Урок целесообразно проводить по итогам изучения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» для комплексной проверки полученных знаний и пробуждения культуры «активного читателя».
-
Исследовательский проект на тему "Изображение русского национального характера в русской литературе второй половины XIX века на примере творчества Н.С. Лескова" 2014
Представлен исследовательский проект. В повестях «Левша» и «Очарованный странник» писатель глубоко и всесторонне раскрыл характеры Платова и Флягина. На примере Платова писатель показал настоящий патриотизм русского человека, а на примере Флягина – этапы становления, душевного противоборства человека.
-
Урок литературы по теме "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева" 2014
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева.
-
Урок внеклассного чтения. Сказка О.Уайльда "Мальчик-звезда". 6-й класс 2014
Цели урока: проанализировать идейно-художественные особенности произведения; познакомить учащихся с новыми литературоведческими терминами и проверить степень владения ранее изученными.
-
Составление сценария по прочитанному произведению. И.Бунин "Темные аллеи" 2014
Составление киносценария по прочитанному произведению как форма сегодня актуальна и очень востребована. В данной разработке учителя смогут найти готовый материал, универсальный для работы по любому произведению. Урок для 8-го класса разработан в соответствии с новой программой по литературе И.Сухих.
-
Интегрированный урок (химия + литература) по теме "Художественный образ в описании химического процесса – реакции окисления" 2014
Урок направлен на расширение и обобщение знаний об основных понятиях химии, химических реакциях и химической символике, применение навыков анализа художественного текста и произведений других видов искусства, способствующих формированию аналитического мышления учащихся.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Восстание декабристов. Судьба его участников". 8-й класс 2014
На уроке создается картина восстания декабристов в 1825 г. Рассматриваются причины, ход восстания, итоги, прослеживаются судьбы участников после его поражения. Учащиеся размышляют над тем, что побудило жен декабристов отправиться в Сибирь вслед за мужьями; работают со схемой восстания, изучают текст «Манифеста к русскому народу», обращаются к поэме Н.Некрасова «Русские женщины».
-
Урок литературы на тему "Такташ – кɵчле талант, шигърият чишмǝсе" 2014
Урок посвящен татарской литературе.
-
Урок литературы по теме "Познание характера русского человека (народа). Сказ «Левша» Н.С. Лескова". 6-й класс 2014
На примере произведения Н.С. Лескова учащиеся осмысливают идейно-художественное содержание сказа, подводятся к пониманию основной идеи автора – патриотизм и талантливость народа противостоят безответственности и преступному отношению властей; изучают авторское отношение к персонажу произведения. Раскрывается талант и мастерство героя, его судьба.
-
Литературно-историческая викторина "Лики истории". 6-й класс 2014
Литературно-историческая викторина подготовлена учителями истории и литературы для учащихся 6-х классов. Актуальность данного мероприятия обосновывается тем, что оно проходит в новом формате, отличном от классических форм обучения, так как в данной викторине используются интерактивные материалы сразу двух учебных дисциплин — истории и литературы, способствует расширению уровня знаний детей по учебным дисциплинам и их кругозора в целом.
-
Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма 2014
Эпистолярный жанр (от греч. эпистола – послание, письмо) – один из древнейших жанров в литературе. На уроке учащиеся знакомятся с данным жанром, пробуют свои силы в составлении посланий.
-
Литературная игра по теме "История России в произведениях А.С. Пушкина". 7-й класс 2014
Творчество А.С. Пушкина в программе 7-го класса представлено следующими произведениями: балладой «Песнь о вещем Олеге», поэмой «Медный всадник», трагедией «Борис Годунов» и поэмой «Полтава». Именно на эти произведения ориентирована большая часть заданий. Как показывает практика, тема урока вызывает живой интерес у детей разных возрастов, а игровая форма урока не оставит равнодушным ни одного ученика.
-
Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус". 6-й класс 2014
«Парус» – очень непростое стихотворение даже для взрослого человека. В нем глубокий философский подтекст. Оно проникнуто сложными, противоречивыми чувствами. В нем заложено огромное богатство мыслей. В стихотворении есть символика, разноплановость, обобщения. Шестиклассникам трудно его понять, задача учителя – помочь осмыслить произведение.
-
Урок литературы по теме "Философские вопросы в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»". 8-й класс 2014
Урок изучения нового в рамках проблемно-диалогической технологии. На изучение данного произведения по программе А.Г. Кутузова отводится один урок, поэтому главная цель – выявление ключевых тем сложной философской сказки-притчи через анализ художественного текста.
-
Интегрированный урок (литература + история + немецкий язык) по теме "Ф.И. Тютчев и немецкая литература" 2014
Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта.
-
Система творческих заданий по изучению повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". 7-й класс 2014
В статье представлен опыт автора по изучению повести «Тарас Бульба». Автор работает по программе «В мире литературы» под редакцией А.Г. Кутузова. В основе этой программы лежит принцип творческой деятельности учителя и ученика.
-
Устный журнал по теме "Жизнь и творчество С.А. Есенина" 2014
В статье представлен обобщающий урок о жизни и творчестве великого поэта. Ученики слушают сообщения товарищей, читают стихотворения. Работа проиллюстрирована презентацией.
-
Урок литературы по теме "Сопоставительный анализ поэтических текстов" 2014
Задачи занятия: повторить необходимые для анализа термины, выучить новые; освоить универсальные учебные действия, выполняемые на каждом этапе работы по сопоставительному анализу поэтических текстов.
-
Урок литературы по теме "Баллады В.А.Жуковского". 9-й класс 2014
Урок составлен на основе деятельностного подхода и призван выявить идейно-художественное своеобразие баллад Жуковского, развивать эмоциональное восприятие прекрасного, творческое мышление; формировать интерес к поэзии; приобщать к отечественному культурному наследию.