Литература
-
Интегрированный урок по теме "Музыка и А.П. Чехов". 7-й класс 2014
Цели урока: показать музыкальное своеобразие рассказов А.П. Чехова "Контрабас и флейта", "Тоска"; определить "музыкальный штрих" в рассказе "Толстый и тонкий", "Смерть чиновника"; показать значение художественных деталей в рассказах; формировать нравственную позицию учащихся, развивать эмоциональную отзывчивость школьников, интерес к творчеству писателя, к искусству.
-
Нравственные уроки рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор" 2014
По Солженицыну, «смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души». С этой идеей связано понимание писателем роли литературы, ее связи с христианской традицией. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповеди истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ. Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества.
-
Урок развития речи на тему "Создание фанфика по мотивам повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»". 6-й класс 2014
Урок посвящён ознакомлению учащихся с одним из популярных жанров современной литературы – фанфиком. Получив опыт творческой переработки классического произведения, школьники овладевают технологией создания фанфика. Выбор произведения, ставшего основой для индивидуальной интерпретации, определён программой по литературе. Урок целесообразно проводить по итогам изучения повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» для комплексной проверки полученных знаний и пробуждения культуры «активного читателя».
-
Исследовательский проект на тему "Изображение русского национального характера в русской литературе второй половины XIX века на примере творчества Н.С. Лескова" 2014
Представлен исследовательский проект. В повестях «Левша» и «Очарованный странник» писатель глубоко и всесторонне раскрыл характеры Платова и Флягина. На примере Платова писатель показал настоящий патриотизм русского человека, а на примере Флягина – этапы становления, душевного противоборства человека.
-
Урок литературы по теме "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева" 2014
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева.
-
Урок внеклассного чтения. Сказка О.Уайльда "Мальчик-звезда". 6-й класс 2014
Цели урока: проанализировать идейно-художественные особенности произведения; познакомить учащихся с новыми литературоведческими терминами и проверить степень владения ранее изученными.
-
Составление сценария по прочитанному произведению. И.Бунин "Темные аллеи" 2014
Составление киносценария по прочитанному произведению как форма сегодня актуальна и очень востребована. В данной разработке учителя смогут найти готовый материал, универсальный для работы по любому произведению. Урок для 8-го класса разработан в соответствии с новой программой по литературе И.Сухих.
-
Интегрированный урок (химия + литература) по теме "Художественный образ в описании химического процесса – реакции окисления" 2014
Урок направлен на расширение и обобщение знаний об основных понятиях химии, химических реакциях и химической символике, применение навыков анализа художественного текста и произведений других видов искусства, способствующих формированию аналитического мышления учащихся.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Восстание декабристов. Судьба его участников". 8-й класс 2014
На уроке создается картина восстания декабристов в 1825 г. Рассматриваются причины, ход восстания, итоги, прослеживаются судьбы участников после его поражения. Учащиеся размышляют над тем, что побудило жен декабристов отправиться в Сибирь вслед за мужьями; работают со схемой восстания, изучают текст «Манифеста к русскому народу», обращаются к поэме Н.Некрасова «Русские женщины».
-
Урок литературы на тему "Такташ – кɵчле талант, шигърият чишмǝсе" 2014
Урок посвящен татарской литературе.
-
Урок литературы по теме "Познание характера русского человека (народа). Сказ «Левша» Н.С. Лескова". 6-й класс 2014
На примере произведения Н.С. Лескова учащиеся осмысливают идейно-художественное содержание сказа, подводятся к пониманию основной идеи автора – патриотизм и талантливость народа противостоят безответственности и преступному отношению властей; изучают авторское отношение к персонажу произведения. Раскрывается талант и мастерство героя, его судьба.
-
Литературно-историческая викторина "Лики истории". 6-й класс 2014
Литературно-историческая викторина подготовлена учителями истории и литературы для учащихся 6-х классов. Актуальность данного мероприятия обосновывается тем, что оно проходит в новом формате, отличном от классических форм обучения, так как в данной викторине используются интерактивные материалы сразу двух учебных дисциплин — истории и литературы, способствует расширению уровня знаний детей по учебным дисциплинам и их кругозора в целом.
-
Эпистолярный жанр в литературе. Сочинение в форме письма 2014
Эпистолярный жанр (от греч. эпистола – послание, письмо) – один из древнейших жанров в литературе. На уроке учащиеся знакомятся с данным жанром, пробуют свои силы в составлении посланий.
-
Литературная игра по теме "История России в произведениях А.С. Пушкина". 7-й класс 2014
Творчество А.С. Пушкина в программе 7-го класса представлено следующими произведениями: балладой «Песнь о вещем Олеге», поэмой «Медный всадник», трагедией «Борис Годунов» и поэмой «Полтава». Именно на эти произведения ориентирована большая часть заданий. Как показывает практика, тема урока вызывает живой интерес у детей разных возрастов, а игровая форма урока не оставит равнодушным ни одного ученика.
-
Изучение стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус". 6-й класс 2014
«Парус» – очень непростое стихотворение даже для взрослого человека. В нем глубокий философский подтекст. Оно проникнуто сложными, противоречивыми чувствами. В нем заложено огромное богатство мыслей. В стихотворении есть символика, разноплановость, обобщения. Шестиклассникам трудно его понять, задача учителя – помочь осмыслить произведение.
-
Урок литературы по теме "Философские вопросы в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»". 8-й класс 2014
Урок изучения нового в рамках проблемно-диалогической технологии. На изучение данного произведения по программе А.Г. Кутузова отводится один урок, поэтому главная цель – выявление ключевых тем сложной философской сказки-притчи через анализ художественного текста.
-
Интегрированный урок (литература + история + немецкий язык) по теме "Ф.И. Тютчев и немецкая литература" 2014
Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта.
-
Система творческих заданий по изучению повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". 7-й класс 2014
В статье представлен опыт автора по изучению повести «Тарас Бульба». Автор работает по программе «В мире литературы» под редакцией А.Г. Кутузова. В основе этой программы лежит принцип творческой деятельности учителя и ученика.
-
Устный журнал по теме "Жизнь и творчество С.А. Есенина" 2014
В статье представлен обобщающий урок о жизни и творчестве великого поэта. Ученики слушают сообщения товарищей, читают стихотворения. Работа проиллюстрирована презентацией.
-
Урок литературы по теме "Сопоставительный анализ поэтических текстов" 2014
Задачи занятия: повторить необходимые для анализа термины, выучить новые; освоить универсальные учебные действия, выполняемые на каждом этапе работы по сопоставительному анализу поэтических текстов.
-
Урок литературы по теме "Баллады В.А.Жуковского". 9-й класс 2014
Урок составлен на основе деятельностного подхода и призван выявить идейно-художественное своеобразие баллад Жуковского, развивать эмоциональное восприятие прекрасного, творческое мышление; формировать интерес к поэзии; приобщать к отечественному культурному наследию.
-
Элективный курс "Волшебный край…": "От Эсхила до Вампилова (история мировой драматургии)" 2014
Настоящий курс предназначен в качестве элективного для учащихся старших классов гуманитарного профиля. Его можно использовать в 1-м и 2-м полугодиях 10-го и 1-м полугодии 11-го класса. Программа состоит из трех блоков, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельный курс. Цель курса: сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития мировой драматургии; познакомить учащихся с историей развития театрального искусства.
-
Урок внеклассного чтения: "Учитель, кто заслуживает это имя?" А.В. Костюнин "Рукавичка", И.И. Зюзюкин "Под знаменем цвета надежды". 6-й класс 2014
Урок внеклассного чтения в 6-м классе с использованием презентации проводится после изучения рассказа В. Распутина «Уроки французского». На уроке происходит знакомство с рассказом А.В. Костюнина «Рукавичка» и литературным очерком И.И. Зюзюкина «Под знаменем цвета надежды»; производится сопоставительный анализ образов и проблематики произведений; развитие интегративных качеств мышления и художественного восприятия, творческих способностей, эмоционально-нравственной сферы учащихся.
-
Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс 2014
Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности.
-
Урок литературы по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце": "Эксперимент профессора Преображенского". 11-й класс 2014
Этот урок поможет узнать учащимся о сложной творческой судьбе повести, понять философский и нравственный подтекст произведения, провести параллель между современностью и 20 годами ХХ века, когда была написана сатирическая фантастика, понять, о чем предупреждает Булгаков и почему так живучи Шариковы.
-
Времена года Федора Ивановича Тютчева (к 120-летию со дня рождения поэта) 2014
Главная цель урока – выявление основных особенностей изображения Ф.И. Тютчевым природы в разные времена года. Данный урок направлен на формирование навыков анализа стихотворного произведения, воспитание интереса к поэзии в целом и к поэзии Тютчева в частности. В работе используются элементы технологии проблемного обучения.
-
Опыт анализа стихотворения Анны Ахматовой "Лотова жена". 11-й класс 2014
В работе представлен один из вариантов анализа стихотворения А.А. Ахматовой «Лотова жена». Работа опирается на системно-субъектный подход, и целью ее является с помощью анализа текста стихотворения, в котором раскрываются прямооценочная и косвенно-оценочная точки зрения, показать позицию автора стихотворения как субъекта, организующего лирический текст, и соотнести его с реальным автором – А.А Ахматовой.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Гласные в приставках пре–при". 6-й класс 2014
Урок разработан в соответствии с требованиями Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, предполагающих использование технологий исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, индивидуальной и коллективной проектной деятельности. Цель урока: на примере слов из литературного текста (А.С. Пушкин «Дубровский») определить условия написания гласных Е – И в приставках ПРЕ – ПРИ.
-
Урок по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма" 2014
Учащиеся размышляют над содержанием рассказа, поведением героев и стараются понять основную мысль рассказа, делают для себя определенные выводы.
-
Урок-беседа по роману Юрия Осиповича Домбровского "Факультет ненужных вещей" 2014
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью Ю.О. Домбровского. Закрепить понятие "тоталитарный режим", выяснить причины его возникновения, раскрыть суть тоталитарного режима, влияние его на жизнь советских людей. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за своих соотечественников, способствовать сохранению памяти о жертвах политических репрессий.