Цели:
- учить чтению и восприятию русской народной сказки, пониманию смысла.
- создание условий для развития познавательных способностей учащихся средствами литературного чтения.
Задачи:
- познакомить с русской народной сказкой и ее особенностями;
- учить читать текст по ролям и понимать смысл сказки; воспитывать способности определять свое отношение к героям сказки, любовь к искусству;
- Развивать речь, словарный запас, творческое мышление учащихся;
- развивать интерес, навыки выразительного чтения.
Оборудование: учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве» книга для чтения в 3 классе, 2 часть, аудиозапись "Вальс" из кинофильма "Мой ласковый, нежный зверь"; отрывок из стихотворения Ю. Энтина «В мире сказок»; таблички со словами, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
У.: Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня друг другу?
У.: Глубоко вдохните и выдохните… Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
У.: Каким бы вы хотели видеть сегодня урок чтения?
У.: Чтобы урок получился таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.
Какими должны быть на уроке ученики?
У.: Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть?
– Начнем урок с нашей речевой разминки
Какие пословицы и поговорки вы сегодня приготовили?
А я приготовила вам такую поговорку:
Работа с поговоркой: (Слайд 1)
Вздох – на выдохе произносим слова, чётко проговаривая звуки [с], [з]:
СКАЗКА КРАСНА СКЛАДОМ, А ПЕСНЯ – ЛАДОМ.
– Как вы понимаете поговорку, которую только что прочитали? («Красна» – хороша, красива; «склад» – логическая связь, смысл; «лад» – мелодичность.)
– Прочитайте, что у вас получилось?
СКАЗКА ХОРОША СМЫСЛОМ, А ПЕСНЯ – МЕЛОДИЧНОСТЬЮ.
– Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (О сказках)
– Как называется раздел учебника, который мы начали на прошлом уроке?
«И кот ученый свои мне сказки говорил…» (Слайд 2)
– Откуда эта цитата?
(Из вступления к поэме «Руслан и Людмила»)
– А какие цели нашего урока?
– Сегодня наша задача обобщить всё, что вы знаете о сказках.
– Познакомимся с новой сказкой, будем учиться выразительно читать её, научимся понимать смысл сказки, анализировать и читать по ролям.
На прошлом уроке мы читали стихотворение – сказку Г.Сапгира «Леса – чудеса».
Чтение стихотворения – сказки Г.Сапгира «Леса-чудеса» наизусть.(1 ученик)
Актуализация знаний и включение в деятельность.
Повторение. Беседа по теме «Что такое сказка?»
– Нам необходимо вспомнить, что мы с вами знаем о сказках.
– Для этого мы должны построить «Терем сказок». У нас имеются «волшебные кирпичики», каждый из которых что-то «сообщает» о сказках. Чтобы расположить «кирпичики» в правильном порядке, необходимо быть очень внимательным и правильно отвечать на вопросы. (Слайд 3)
– Какие бывают сказки по авторской принадлежности?
– Кто умело рассказывал сказки?
– Назовите виды сказок.
Чтение отрывка из стихотворения Ю. Энтина "В мире сказок" (Слайд 4)
Согласны ли вы с Ю. Энтиным, что без сказок прожить нам нельзя?
В мире сказок грустных и смешных.
Нам нельзя без света, нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
– Действительно, сказки необходимы человеку. С раннего детства, мы, как зачарованные, погружаемся в мир сказок. Этот мир интересен, увлекателен, поэтичен. Каждая сказка неповторима и поучительна.
– Какая сказочная примета упоминается в стихотворении?
(Добро побеждает зло.)
Назовите известные нам сказочные приметы. (Слайд 5)
Физкультминутка для глаз.
Новый материал. Сказка «Кот и лиса»
Работа до чтения.
– Как называется сказка? Прочитайте. («Кот и лиса») (Слайд 6)
– Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой – кот? «Напуганный медведь и волки» Какой характер у кота в сказках? (Защитник, умный, иногда хитрый.)
– Сказок, где главный герой лиса, превеликое множество. Какая лиса в сказках? (Хитрая, умная, плутовка, обманщица, ловкая, находчивая, изобретательная, сообразительная и т. д.)
Обратите внимание на иллюстрацию к сказке.
Кого вы видите на ней? Что он несет?
Как вы думаете, кто в мешке?
Комментированное чтение 1-й части сказки.
Беседа
– Каков характер кота в данной сказке? (Озорной, вредный.)
– Как жилось коту в лесу? Подтвердите своё высказывание цитатой из сказки. («И горя ему мало»)
– Почему лиса никогда прежде не встречала котов? (Лиса – дикое животное, житель леса.)
– Что вы можете сказать о коте? О лисе? (Кот – находчивый, лиса – сообразительная, хитрая.)
– Какие изменения произошли в жизни кота? (Кота стали величать Котофеем Ивановичем.)
– Сравните имена: Котофей, Тимофей, Еремей. Данные имена встречаются редко. Подумайте, о чём может это говорить? (Сказке очень много лет.)
– Какие устаревшие слова встретились в отрывке? Как вы можете их объяснить? (Бурмистр – управляющий; потчевать – кормить, угощать; али – если; величать – называть, оказывать уважение.) (Слайд 7)
Чтение про себя 2-й части (подготовиться к чтению по ролям)
Чтение по ролям 2-й части сказки.
– Найдите и прочитайте фрагменты встречи лисы с волком, медведем. Постарайтесь передать характеры героев сказки.
– Что можно сказать о лисе, прочитав вторую часть сказки? (Заботливая, находчивая, сообразительная.)
– Встретились ли нам в сказке строчки, в которых описываются волк, медведь? Какие строчки помогают представить волка, медведя. Подтвердите цитатами из сказки.
– Предположите, сообразят ли волк и медведь, кто такой Котофей Иванович на самом деле? (Высказывания детей.)
– Какие устаревшие слова встретились в отрывке? Как вы можете их объяснить? (Коли – если; схорониться – спрятаться; да – и; ступай – иди.) (Слайд 8 )
Физминутка (видеоролик у автора)
Чтение 3-ей части сказки в парах. Пересказ отрывка.
– Назовите имена героев. Как вы думаете, что особенного в звучании их имён? (Лизавета созвучно со словом «лиса», Михайло – «миша», «медведь»)
– Кто оказался самым смелым? (Заяц.)
– Расскажите, как кот напугал волка и медведя? (Пересказ отрывка.)
Работа в парах
Дайте характеристику лисе и коту, используя слова, которые находятся у вас на партах. Это черты характера героев сказки.
Кот | лиса |
Хитрость | хитрость |
Изворотливость | ум |
Ум | пренебрежительность |
Приспособляемость | лживость |
Лень | находчивость |
Лживость |
– Почему же кот стал над всеми животными главенствующим и все звери стали бояться его? (От того, что у страха глаза велики)
Выводы.
– Понравилась ли вам сказка? Почему?
– Сформулируйте главную мысль сказки.
– Придумайте своё название сказки.
– О чём сегодня говорили на уроке? (О сказках, сказочных персонажах, сказочных чудесах, сказочных приметах и др.)
– Что такое сказка?
Сказка – жанр устного народного творчества. (Слайд 9 )
Рефлексия.
Получился ли у нас урок такой , как мы хотели? Как работал класс?
Оцените каждый свою работу, поставьте простым карандашом себе оценку.
Прочитайте сказку своим близким.