Литературно-музыкальный вечер, посвященный женским образам поэтов – А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.Есенина

Разделы: Литература


Цели:

Познавательные:

  • познакомить учащихся с основными этапами личной жизни поэтов. Научить видеть гениальность поэтов не только в поэзии, но и в любви. Раскрыть красоту, благородство, искренность чувств поэтов.
  • обобщить знания учащихся по любовной лирике отдельно взятых поэтов;

Развивающие:

  • развить самостоятельное творческое мышление; навыки самостоятельной работы с различной информацией.
  • развить навыки выразительного чтения стихотворений учащихся и умения выступать перед аудиторией;
  • формировать гармонично развитую личность современного общества; формировать художественно-эстетический вкус. Совершенствовать навыки анализа лирического текста.

 Воспитательные:

  • воспитать нравственные качества учащихся, уважение к личности поэтов, внимание к художественному слову. Пробуждать интерес к богатейшим возможностям музыкального языка.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология проведения урока: личностно-ориентированная ; проектный метод с использованием компьютерных технологий.

Оформление не должно быть громоздким, главное,- чтобы в зале царила располагающая к размышлениям атмосфера. Столики образуют полукруг, на каждом из них поставлена свеча.

На стенах – репродукции живописных портретов кисти известных художников, а также экран, на который будут проецироваться слайды, иллюстрации, портреты. Выступающие не объявляются, а сразу после слов учителя встают со своих мест и начинают свое выступление.

Оборудование: проект, портреты А.Пушкина и Н.Гончаровой, М.Лермонтова и В.Лопухиной, С.Есенина и Айседоры Дункан, музыка Е.Доги, иллюстрации на тему любви.

Опережающее задание:

  1. Прочитать указанные главы рекомендованной литературы и подготовить сообщения.
  2. Выучить наизусть стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Есенина и стихотворения современных поэтов.
  3. Подобрать афоризмы о любви для эпиграфов.
  4. Найти портрет В. Лопухиной работы художника В. Боровиковского, ответить на ряд вопросов.
  5. Выучить песни М. Звездинского «Очарована, околдована…», «Я тебя никогда не забуду…» из спектакля «Юнона и Авось», романс «Эхо любви» А. Пахмутовой и подготовить к исполнению.
  6. Подобрать музыку композитора Е. Доги.

Ход мероприятия

Под музыку Ф. Шуберта

Учитель. Слово «любовь» на всех языках мира понятно без перевода. Чувство любви - самое поэтическое, возвышенное, чистое, прекрасное. Тема любви неисчерпаема в литературе, музыке, искусстве. Она всегда нова и неповторима для каждого приходящего в этот мир.

Эпиграфом сегодняшнего вечера мы взяли высказывание из статьи Л. Жуховского «Счастливыми не рождаются»: «Формула настоящей любви: как хорошо, что ты есть на этой земле…»

Сегодняшний вечер приоткроет завесу тайны над личной жизнью поэтов, познакомит нас с прекрасными возлюбленными, которые вдохновляли поэтов на создание стихов о любви.

На фоне музыки Свиридова «Метель»

Ведущий: (читает стихотворение Р. Рождественского «Всё начинается с любви»).

Недавно на дне моря нашли греческое судно, утонувшее еще до нашей эры. За два тысячелетия соленая вода выела все, что было на судне, даже скульптуру из мрамора. Только одна вещь сохранилась: серебряное колечко с бирюзой. Внутри колечка женским почерком было написано: «Я отдала тебе все…»

Ученица: Несколько тысячелетий назад археологи нашли гробницу египетского фараона Тутанхамона. Он умер совсем молодым, девятнадцатилетним, а за месяц до смерти женился на пятнадцатилетней девочке. Сохранились очень странные, совсем не «царственные» изображения: девочка и мальчик перебрасываются яблоками, у бассейна брызгают друг друга водой.

Фараона похоронили, как положено, в дорогих одеждах, в головном уборе из золота. А когда этот символ власти приподняли, под ним оказалось маленькое чудо: венок из полевых цветов. Кто мог, кто имел право положить его на лоб мертвому фараону? Только пятнадцатилетняя девочка,которая, плача, ходила по полю и собирала эти цветы.

 Чтение стихотворения В. Катаева «Позови меня» 

Ведущая. «Любовь – это капля яда на остром жале красоты»,- говорили древние. И действительно, в исторических источниках можно найти немало примеров ее всесильного дыхания любимая дочь римского императора Сервия Тулия полюбила юношу, который сам мечтал стать императором. И вот когда он на площади в Риме убивает ее отца, то дочь на колеснице на полном скаку переезжает тело убитого императора.

Да! Под натиском сильной, привлекательной, но порочной страсти разум и воля слабеют.

Свою возлюбленную Марию Гамильтон Петр 1 приговорил к казни за ее любовь к денщику. Ни после пыток, ни на эшафоте от своей любви к Ивану Орлову она не отказалась. Собственноручно рубивший непокорные головы стрельцов, Петр на этот раз казнь поручил палачу. Осужденная, опираясь на руку царя, взошла на эшафот и присела в реверансе, как когда-то впервые она присела в реверансе на ассамблее, когда император пригласил ее к танцу. Петр рывком привлек Марию к себе, но увидев в ее глазах лютую ненависть, дрогнул, осознавая свое бессилие. Понял, что чувство к Орлову сильнее смерти, « Нельзя любить по приказу – по приказу можно только умереть». Молодая шотландка смело подошла к помосту и склонила голову к плахе. А потом на виду у толпы с окровавленного эшафота Петр поднял отрубленную голову той, кого безумно любил, поцеловал в губы и повелел навеки сохранить в кунсткамере …

Чтец:

Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь.
И растворилась в воздухе до срока
А срока было – сорок сороков…
(В. Высоцкий )

«Чистейшей прелести чистейший образец» в жизни А.С. Пушкина

На фоне «Сентиментального вальса» П.И. Чайковского

Ведущий: «Любви все возрасты покорны», – сказал когда-то А.С. Пушкин.

Любовь – это крылья. Недаром говорят: «Все влюбленные талантливы». Мы знаем примеры подлинной красоты любви - любви

единственной, на всю жизнь, любви не всегда разделенной, но возвышающей и облагораживающей: Данте и Беатриче, Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Арбенин и Нина, Чернышевский и Ольга Сократова,А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова, Варенька Лопухина и М.Лермонтов, Айседора Дункан и С.Есенин.

Ведущая. Много было в дворянской России очаровательных женщин, без кого не появились бы шедевры любовной лирики 19 века. Все они отличались удивительной гармонией внешнего и внутреннего облика, несли в себе свет, радость, романтику. Это возвышало мужчин, охраняло их от душевного очерствения, грубости, отчаяния. Нам предстоит окинуть беглым взглядом галерею женских портретов, неразлучных с биографией Пушкина, Лермонтова, Есенина.

Любовь для Пушкина – прекрасное, животворящее начало жизни, чувство, которое приподнимает человека над обыденностью, созидает его душу по законам красоты и гармонии, помогает по- настоящему ощутить полноту и многообразие жизни.

Тема любви занимает в творчестве А. Пушкина важное место.

Ведущий Дон-Жуанский список А.С. Пушкина открывается именем Натальи, «жрица Тальи», т.е. актриса. Послание «К Наталье», «К молодой актрисе» относятся к 1814 г.

Жрица Талия.

 

Только в следующем году сердце Пушкина было серьезно затронуто. Теперь предметом его мечтаний явилась Екатерина Павловна Бакунина. Ей поэт посвятил около 30 стихотворений. В набросках 9 главы «Евгения Онегина» всплывает ее образ:

В те дни… в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую взволновала кровь
И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал ее следов,
Об ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастья тайных мук узнал…

Ведущая: Весь Одесский период жизни Пушкина определяют именем Амалии и Элизы.

.

Мечтая о близости Амалии Ризнич поэт пишет стихотворение «Ночь».

Описывая в 6 главе «Онегина» ревнивую вспышку Ленского, поэт вдруг вспомнил Ризнич: в 6 главе вые мечты"поэт пишет стихотворение Ночь.

Да, да ведь ревности припадки –
Болезнь, так точно, как чума,
Как черный сплин, как лихорадки,
Как повреждение ума.

Связь с Ризнич прервалась после отъезда из Одессы из-за ее болезни. Амалия Ризнич скончалась в 1825 году. Но поэт узнал об этом только летом 1826г.

Ведущая: После возвращения государем в Москву Пушкина познакомили с Екатериной Ушаковой. Она должна была стать женой поэта, и судьба поэта могла быть иной. Вот запись известного пушкиниста П.И. Бартнева «Является Пушкин в Москву, видит Екатерину Ушакову, влюбляется…Завязывается тесная сердечная дружба и наконец…Она соглашается выйти замуж. В это время в Москве жила гадальщица, у которой некогда бывал и государь Александр Павлович. Пушкин не раз высказывал желание встретиться с ней. Но Катенька постоянно отговаривала его. Однажды Пушкин пришел к Ушаковым и…сообщил, что был у гадалки. Та предсказала ему, что умрет от жены своей. Катенька восприняла это с ужасом и объявила Пушкину, раз он не послушал ее и был у гадалки, то она сомневается в силе его любви, к тому же такое страшное предсказание заставило бы ее постоянно опасаться за себя и за жизнь безгранично любимого человека, которому она станет женой. Поэтому она и решается на героическую отвагу (отказать ему, для его же пользы)…И дело разошлось. Знал ли Пушкин, что в день венчания его с Натали Гончаровой, Катенька металась, не находя себе места… И что бы никто не видел ее смятения, нашла предлог уйти из дома. Любовь к Пушкину она сохранила до могилы.

Полностью текст статьи представлен в Приложении.