Цель урока: показать особенности притчи как жанра, сформулировать понятие соавторства в притче, рассмотреть притчу как одну из форм самовыражения личности.
Задачи урока
- обучающая: анализ притчи как жанра, повтор основных литературоведческих понятий, решение проблемы читателя и автора в рамках литературы;
- воспитательная: гармоническое развитие личности, формирование его мировоззрения, духовности;
- развивающая: навыки логического пространственного мышления, методика сравнительно-сопоставительного анализа, навыки работы со специальной литературой.
Оборудование урока:
- презентация «Притчи»;
- тексты притч;
- опросные листы;
- притчи в исполнении Светланы Копыловой (диск).
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Человек всегда жаждет знания, стремится к духовному очищению, исцелению. В трудностях, проблемах ищет совета и наставления. Простые уроки здравого смысла преподают нам притчи. Размышления над притчами помогут нам сегодня, ребята, вспомнить особенности этого жанра, рассмотреть притчу как одну из форм самовыражения личности, увидеть, понять соавтора в притче, т.е. расширить ваше представление о притче.
– Где щедро представлен этот древнейший жанр (в Священном Писании и в Святом предании). Жанр притчи возник на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями.
– Вспомним, что такое аллегория?
Аллегория от греческого allos – иной, agoreno – говорю глубокое философское значение.
– Где мы встречаем приёмы аллегории? (Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил», «Легенда о Данко», в баснях, притчах). Абрамов «О чём плачут лошади».
– Чем отличается притча от басни?
2) Слайд
Вывод: Притча – маленький, нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, прямого наставления. В обычной житейской ситуации скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей. Да увидеть этот смысл дано не всем, а очень немногим. «Кто имеет уши да услышит», «Кто имеет глаза да видит», – слышим мы в Христовых притчах.
Итак, Священное писание знакомит нас с притчами. Иисус Христос говорил притчами, Иисус вышел в путь, чтобы проповедовать, учить и наставлять людей на путь истинный. И странствуя по селениям и городам, учил людей, рассказывая простые житейские истории.
– Притча о Святителе (читает уч-ся А.Патрикеева)
Анализ притчи
1) С чем сравнивал Спаситель душу человека? (С землёй).
2) Что значит семя в этой притче и кто Святитель? (семя – слово Божье, Святитель – Бог, Иисус Христос).
3) Что нужно делать, чтобы слово Божье сохранилось в нашей душе? (Внимательным быть, жить по заповедям Бога, готовить нашу душу, заботиться о душе ...).
В чём актуальность этой притчи?
Учитель: Вот и вас учат, все вам толкуют, но одни учатся хорошо, сразу вбирают слова учителей в себя, а другие – плохо. Есть и третьи, как и в этой притче, которые слушают внимательно, но как вышли из школы – сразу всё забыли.
Какие вы ещё знаете?
4) Притча «О блудном сыне».
5) Притча «О милосердном самарянине».
Какой урок можно из них извлечь?
(уметь прощать, быть терпеливым, милосердным, как Бог готовым принять и простить каждого).
Учитель: Библейские сюжеты, притчи можно встретить в русском языке и литературе. Это Пушкин «Станционный смотритель». Абрамов «О чём плачут лошади?»
Послушайте стихотворение И.Бунина «Цветы и шмель»
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной ...
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным колосьям припав.
Притча отражает мир, в котором мы живём, в этом и есть её универсальность, актуальность.
Работа в группах (три группы по 8 человек)
Задание: Каждая группа должна представить по одной маленькой притче: сюжет, какая проблема поднимается в притче, чему учит притча.
Отдельные учащиеся в группе (индивидуальное домашнее задание) выступают с рисунками к притчам.
Инструкция по работе в группах:
- Распределите обязанности (кто читает, кто отвечает на вопросы, кто выступает с рисунком).
- Выступление учащихся в группе.
Притча № 1 «Гвозди»
Притча № 2 «Следы на песке», «Я на руках тебя нёс»
Притча № 3 «Всё в твоих руках»
Пока дети работают в группах, учащиеся слушают песни-притчи в исполнении Светланы Копыловой.
Учитель о песнях-притчах Светланы Копыловой
В один из осенних дней я в группе паломников отправлялась в поездку в Сергиево-Троицкую Лавру. Осенняя погода ... Длительная дорога на автобусе .... И вдруг руководитель группы включает диск с удивительными по содержанию, мелодичными песнями-притчами Светланы Копыловой. Таким было моё первое знакомство с её притчами. Потом я стала искать её песни на сайте, ближе узнала об этом удивительном человеке.
Притчи Светланы Копыловой похожи на глоток чистой родниковой воды в жаркой пустыне. Они помогают по – новому, совершенно другими глазами взглянуть на многие вещи, собственную жизнь ....
Выводы выступающих в группах
Первая притча «Гвозди»
Вспыльчивость ни к чему хорошему не приводит. Гнев – плохой помощник человеку. Притча учит контролировать своё поведение, воспитывать самообладание, волю.
«Учитесь властвовать собою» (А.Дементьев)-звучит стих.в исполнении уч-ся.
Вторая притча «Следы на песке»
В жизни любого человека бывают сложности, трудности, вехи, испытания. Но нужно верить. Вера спасает человека. Господь помогает нам нести свой крест, если только мы не отвергаем Его.
Третья притча «Всё в твоих руках»
Зависть часто поражает наши души, рождает злобу в наших сердцах, приводит к глупым поступкам. Надо учиться радоваться за другого человека, учиться быть мудрее.
Учитель: Ваши рисунки, выступления показали, что вы смогли по-своему понять притчи, увидеть её универсальность. Это небольшое художественное произведение позволяет каждому из нас увидеть себя в мире, увидеть мир сквозь притчу, понять и принять моральные и нравственные принципы, о которых говорится в притчах, которые заповедал нам Иисус Христос. Русская земля, о которой ещё одна песня-притча Светланы Копыловой, богата народной мудростью, это кладезь, помогающий нам познавать мир, стать лучше и добрее, любить свою Родную землю.
«Русская земля» (песня-притча в исполнении С.Копыловой).
Домашнее задание: сочинение на тему: «Каким я вижу мир, читая притчи?».