Начало урока – вступительное слово учителя
Интрига урока....
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это .... Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”. Ребята, а почему же он наш?
Наверное, и сейчас многие из вас знают ответ на этот вопрос. Но не станем спешить... Ответим на него в конце урока.
Итак, в путь...
РОТАЦИЯ по трем зонам (по 10 минут). 3 минуты начало, 8-финал, 3-переходы. За компьютером по 10-11 мин (СанПин!)
Схема урока по зонам (Р — формирование регулятивных УУД, П — познавательных, К — коммуникативных)
Этапы | УЧИТЕЛЬ | КОМПЬЮТЕР | САМОСТОЯТЕЛЬНО |
фронтально | |||
1 | Р | П | К |
2 | П | К | Р |
3 | К | Р | П |
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Рубрика “Это интересно”.
Происхождение фамилии Бажов. Познакомьтесь с
историей происхождения фамилии знаменитого
прозаика. Сам П. Бажов так объяснял происхождение
своей фамилии: “бажи?ть — самое ходовое
северное слово, означает ворожить, но не
угадывать, а предвещать, накликать”. На Руси
таких людей ещё называли кудесниками, волхвами,
ворожеями. Кому-то из предков писателя приписали
такое умение, потому фамилия и стала Бажо?в.
Эвристическая беседа. Демонстрация репродукции картины В. Васнецова. Встреча Олега с кудесником. Ситуация активного незнания: определение границ учебной задачи, сопоставление, логические связи, выдвижение личной гипотезы и самореализации в доказательстве сходства репродукции с происхождением фамилии Бажов (может быть признание в невозможности самостоятельном решении учебной задачи) А знаете ли вы историю происхождения вашей фамилии? Разобраться в этом вам помогут словари, энциклопедии и, конечно, справочные страницы интернет-сети. |
Рефлексия по итогам самостоятельной
работы (что такое палеха?). Опережающее задание. Рубрика “Это интересно”. Иллюстрации к сказам П. Бажова. Внимательно рассмотрите иллюстрации к сказам Бажова. Как вы думаете, почему большинство художников-иллюстраторов выбрали для оформления книги Бажова стиль русского народного промысла — Палеха? Составление фишбона: проблемный вопрос — голова аргументы, факты — кости, вывод — хвост. |
Устная рефлексия учащихся по итогам
работы с текстом “Антилопья башня” и его
обсуждение. Сравните эти две сказки. Увидели ли
вы сходства и различия в сюжете этих сказок? Какое изречение П. Бажова как нельзя лучше подходит для сказки про Золотую антилопу? Почему это изречение нельзя применить к героям сказа “Серебряное копытце”? Составление синквейна СКАЗ |
Траектория для группы, для которой первоочередная задача – совершенствование коммуникативных УУД.
Коммуникативные
- речевая деятельность (и слушание)
- навыки сотрудничества (в группе, с учителем и т.д.)
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- строить монологические высказывания,
- осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Порядок прохождения зон и задания (создаю инструкции)
самостоятельная | киберзона (работа с компьютером) | работа с учителем |
Работа с текстом “Антилопья башня” (материалы СДО “Телешкола”: рубрика Мой проект) Сравните эти две сказки. Увидели ли вы сходства и различия в сюжете этих сказок? |
Рубрика Мой проект, гиперссылка
Изречение (расширение понятий, работа с
текстовой информацией, формирование
монологических ответов на вопросы, продумывание
аргументации своих умозаключений) Составление синквейна СКАЗ |
Устная рефлексия учащихся по итогам
работы самостоятельной и кибер, монологические
высказывания-ответы. Работа с высказываниями. Какое изречение П. Бажова как нельзя лучше подходит для сказки про Золотую антилопу? Почему это изречение нельзя применить к героям сказа “Серебряное копытце”? Презентация синквейна. Обоснование выбора ключевых слов. |
Траектория для группы, для которой первоочередная задача – совершенствование познавательных УУД
Познавательные
- работа с информацией,
- работа с учебными моделями,
- использование знако-символических средств, общих схем решения;
- выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие.
- осознавать познавательную задачу;
- читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
киберзона | работа с учителем | самостоятельная |
Работа с электронным словарем (что такое ПАЛЕХА?), прослушав правильное произношение (СДО “Телешкола”. Рубрика Это интересно, 6 стр.) | Рефлексия по итогам самостоятельной
работы. Полилог. Учитель: Как вы думаете, почему большинство художников-иллюстраторов выбрали для оформления книги Бажова стиль русского народного промысла — Палеха? Почему вы так решили, аргументируйте свои умозаключения. |
Составление фишбона. Презентация фишбона. Проблемный вопрос — голова; аргументы, факты — кости; вывод — хвост. |
Траектория для группы, для которой первоочередная задача – совершенствование личностных и регулятивных УУД
Личностные положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. |
Регулятивные принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. |
||
работа с учителем | самостоятельная | киберзона | |
Рубрика “Это интересно”.
Происхождение фамилии Бажов. Познакомьтесь с
историей происхождения фамилии знаменитого
прозаика. Сам П. Бажов так объяснял происхождение
своей фамилии: “бажи'ть — самое ходовое
северное слово, означает ворожить, но не
угадывать, а предвещать, накликать”. На Руси
таких людей ещё называли кудесниками, волхвами,
ворожеями. Кому-то из предков писателя приписали
такое умение, потому фамилия и стала Бажо?в.
Эвристическая беседа. Демонстрация репродукции картины В. Васнецова. Встреча Олега с кудесником. |
Репродукция картины В.Васнецова.
Встреча Олега с кудесником. Что может быть общего
между кудесником и Бажовым? Ситуация активного незнания: определение границ учебной задачи, сопоставление, логические связи, выдвижение личной гипотезы и самореализации в доказательстве сходства репродукции с происхождением фамилии Бажов (может быть признание в невозможности самостоятельном решении учебной задачи) |
А знаете ли вы историю происхождения вашей фамилии? Разобраться в этом вам помогут словари, энциклопедии и, конечно, справочные страницы интернет-сети. |
Финал урока
- Продолжите ответ на вопрос: Почему Бажов наш?
- Синквейн Сказ
- Рыбка “Почему именно фольклорное оформление книг?”.
Рефлексия учащихся:
- урок понравился, потому...
- урок не понравился, потому...