Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
Н.Гумилев
Николай Степанович Гумилев – русский поэт. В 1910 годы он был одним из ведущих представителей акмеизма. Для его стихов характерны апология сильного человека, воина и поэта, декоративность, изысканность поэтического языка.
Когда меня отправят под арест
Без выкупа, залога и отсрочки
Не глыба камня, не могильный крест,
Мне памятником будут эти строчки…
В.Шекспир
Шекспировские строки полностью раскрывают особенности творчества поэта Н.Гумилева. Почти семь десятилетий читателя испытывали Гумилевым. Читатель испытание выдержал. Многолетние запреты на поэзию и на самого поэта сняты. И вовсе не Гумилев возвращается к нам. Это мы возвращаемся к нему, к самим себе и к великой русской поэзии Серебряного века – нерукотворному свидетельству подлинности бытия, не случайности мира и человека.
Стихи Гумилева – “высокое косноязычье” самой судьбы. В длинной череде законных и скучных “противостояний – поэзия и правда”, “поэт” и “эпоха”, “поэт” и “общество” – лишь “поэзия и судьба” обладает магическим присутствием истины. Общество можно любить, ненавидеть или бежать от него; “эпоха и правда” преодолимы для поэзии. Но “от судеб защиты нет” – потому в трудах и днях Гумилева столь высоки притязания и надежды, так властно-мужествен выбор жребия, ясен удел, непоколебима вера:
Не спасешься от доли кровавой
Что земным предназначена твердь
Но молчи: несравненное право-
Самому выбирать свою смерть
(“Выбор”, 1908г.)
“Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни; они то учат, то зовут, то благословляют; среди них есть ангелы-хранители, мудрые вожди, искусители-демоны и милые друзья. Под их влиянием люди любят, враждуют и умирают. Для многих отношений они являются высшими судьями, вроде тотемов…”
Луна плывет, как круглый щит
Давно убитого героя,
А сердце ноет и стучит,
Уныло чуя роковое.
(“Одержимый”, 1910 г.)
В статье “Какие должны быть стихи?” Г.Адамович дал определение, какими же должны быть “настоящие” стихи.
Стань нынче вещью, богом бывши,
И слово веще возгласи,
Чтоб шар земной, тебя родивший,
Вдруг дрогнул на свое оси…–
такими должны быть стихи! Чтобы каждое слово значило то, что значит, а все вместе слегка двоилось, чтобы нечего было добавить, некуда было уйти, чтобы за душу взяло…” Эти, чарующие “последней правдой”, строки Г.Адамовича невольно припоминаются, когда читаешь стихи Гумилева. Они вот такой природы. Как, впрочем, вся поэзия, Слово поэта.
Я не прожил, я протомился
Половину жизни земной
И.Господь, вот Ты мне явился
Невозможной такой мечтой.
(“Я не прожил, я протомился”, 1915 г.)
В пору, когда Николай Степанович лишь начинал, В.Брюсов догадливо отметил: “Гумилев…. принадлежит к числу писателей, вырабатывающихся медленно, а потому встающих высоко”.
Время, прошедшее с рождения поэта, свидетельствует – суждение Брюсова было пророческим указанием. Русская литература первой четверти двадцатого века непредставима без содеянного Гумилевым.
Всю жизнь Н.Гумилев был предан трезвому энтузиазму, вдохновенной и разнообразной деятельности, но без восторженности.
Еще царскосельским гимназистом он издает свою первую книгу”Путь конквистадоров” (1905г.). При неизбежной для юного поэта подражательности в книге было нечто “свое-гумилевское”: твердость, уверенность, картинная живость…
В 1908г. (в Париже) на свои средства поэт издает вторую книгу “Романтические цветы”. Книга имела посвящение Анне Андреевне Ахматовой.
“Жемчуга” – третья поэтическая книга Гумилева. Вышла в свет в 1910 г. с посвящением В.Брюсову. Второй и третий сборники поэта поощрительно оцениваются И.Анненским, В.Брюсовым, Вяч. Ивановым.
В 1912 г. вышла книга стихов “Чужое небо”. В сборник вошли оригинальные стихотворения, поэмы и переводы из Теофиля Готье, пьеса в стихах, абиссинские песни… Положительные рецензии книге дали Брюсов и Ходасевич.
“Колчан” (1916 г.) – сборник стихов, посвященный Татьяне Викторовне Адамович, сестре поэта и литературного критика Г.Адамовича.
С 1918 по 1921 гг. выходят лучшие стихотворные книги Н.С.Гумилева. “Костер” (1918г.) – книга стихов, названная одним из критиков “прекрасной и волнующей…” Книга свидетельствовала о зрелости и мощи дарования поэта.
“Шатер”, “Фарфоровый павильон”, “Огненный столп”– эти сборники вышли в свет в 1921 г. “Огненный столп” считается критиками и современниками “высшим художественным достижением поэта и одним из значительных явлений русской поэзии двадцатого века…” (Сборник имел посвящение второй жене поэта Анне Николаевне Гумилевой, урожденной Энгельгардт).
В 1906 г. Н.Гумилев уехал в Париж, где посещал лекции в Сорбонне, изучал французскую литературу, поэзию, живопись, театр… Завел многочисленные знакомства: М.Волошиным, О.Мандельштамом, Н.К.Рерихом, Е.С.Кругликовой, А.Н.Толстым. В Париже выпустил три номера журнала “Сириус”.
Ушла надежда, и мечты бежали,
Глаза мои открылись от волненья
И я читал на призрачной скрижали
Свои слова, дела и помышленья.
(“Думы”, 1906г.)
В 1908 г. Н.Гумилев путешествовал по Египту, позднее трижды ездил в Африку в 1909, 1910, 1913 гг., собирал песни, образцы изобразительного искусства, этнографические материалы…
Здравствуй, Красное море, акулья уха,
Негритянская ванна, песчаный котел!
На утесах твоих, вместо влажного мха,
Известняк, словно каменный кактус, расцвел.
(“Красное море”, 1918г.)
В 1908-1909 гг. Н.Гумилев обучался в Петербургском университете на юридическом факультете, затем на историко-филологическом. Печатается в газете “Речь”, журналах “Весы”, “Русская мысль”. Принимает активное участие в организации журнала “Аполлон”, в котором до 1917 г. ведет рубрику “Письма о русской поэзии”, снискавшую ему репутацию проницательного критика. “Его оценки всегда по существу: они выявляют в кратких формулах самую сущность поэта”– писал В. Брюсов о критических оценках Гумилева.
“Существенные оценки” Н.С.Гумилев дал А.Блоку, И.Анненскому, Ф.Сологубу, К.Бальмонту, В.Брюсову, Вяч. Иванову, Н.Клюеву, В.Хлебникову, М.Цветаевой, А.Ахматовой, Г.Иванову, М.Кузмину, В.Ходасевичу. Он высказал свое отношение к поэтической форме и ремеслу стихотворца. “Поэзия есть мысль, а мысль прежде всего движение и движение вперед”, писал Н.Гумилев в 1910 г.
Желание обновить русский Стихотворный лиризм приводит Н.С.Гумилева к созданию “Цеха поэтов”, в который вошли А.Ахматова, С.Городецкий, О.Мандельштам, М.Зенкевич, Г.Адамович, Г.Иванов и др. Они объявили о рождении нового направления– акмеизма. В своей статье “Наследие символизма и акмеизм” (1913г.) Гумилев призывал поэтов вернуться к “вечности” окружающего мира. По словам поэта, “акмеизм имеет собственные духовно-эстетические основания: верность живописно-зрительному миру, повышенное внимание к стихотворной технике, строгий вкус, цветущая праздничность жизни…”
Летящей горою за мною несется Вчера,
А Завтра меня впереди ожидает, как бездна,
Иду…Но когда-нибудь в Бездну сорвется Гора.
Я знаю, я знаю, дорога моя бесполезна.
(“Я верил, я думал...”, 1911г.)
На жизнь Гумилева выпала Первая война. Поэт поступил добровольцем в уланский полк. За отвагу и мужество был награжден двумя Георгиевскими крестами… По словам сослуживцев, его всегда влекло к опасности.
Как могли мы прежде жить в покое
И не ждать ни радостей, ни бед,
Не мечтать об огнезарном бое,
О рокочущей трубе побед…
(“Солнце духа”. к. 1914 – нач. 1915 г.)
Получив в 1916 г. чин прапорщика Н.Гумилев отправляется в русский экспедиционный корпус на Салоникский фронт, но до начала 1918 г. задерживается в Париже. Творчество поэта времени отмечено критиками, как “творчество высокого класса…”
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей диком плюще
(“Я и ВЫ”, 1917г.)
В 1918 г. Н.Гумилев снова на родине – в России, в городе Петрограде. Он сотрудничает в горьковском издательстве “Всемирная литература”, читает лекции в многочисленных студиях и художественных объединениях. Он – учитель и любимец тогдашней поэтической молодежи…
Но “смерть остановила эту жизнь в высшем звуке” (Баратынский).
У Н.С. Гумилева ощущение роковой своей поэтической и человеческой судьбы было отражением общей атмосферы эпохи, проникнутой настроениями надвигающейся катастрофы. 3 августа 1921 г. Н.Гумилев был арестован Петроградской Комиссией…
ВЫПИСКА из протокола заседания Президиума Петрогуб. ЧК от 24.08.21года: “Гумилев Николай Степанович, 35 лет, б. дворянин, филолог, член коллегии издательства “Всемирная литература”, женат, беспартийный, б. офицер, участник Петроградской боевой контрреволюционной организации, активно содействовал составлению прокламаций контрреволюционного содержания, обещал связать с организацией в момент восстания группу интеллигентов, кадровых офицеров, которые активно примут участие в восстании, получил от организации деньги на технические надобности”.
Верно: (справа приписка) Приговорить к высшей мере наказания – расстрелу.
24 августа был вынесен смертный приговор Н.С.Гумилеву, а ночью 25 августа 1921 года он был расстрелян на окраине Петрограда…
Н.С.Гумилев ввел в русскую поэзию “мужественный романтизм”, создал собственную традицию, опирающуюся на принцип аскетически строгого отбора поэтических средств, сочетание напряженного лиризма и патетики с мягкой иронией.
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города…
(“Слово”, 1919 г.)
aСтихи Гумилева полны смятения и веры, отчаяния и надежды, интимности и божественного гула… Нет повторения чувств, а есть обязанность всегда чувствовать себя в ответе за тех, кто будет читать его поэзию. За что хочется выразить Поэту с большой буквы свою благодарность словами М.Цветаевой: “Дорогой Гумилев, услышьте мою, от лица всей Поэзии, благодарность за двойной урок: поэтам – как писать стихи, историкам– как писать историю…”
Литература
- В.Смирнов. Гумилев. Н.С. Стихотворения. М.: Молодая гвардия.1989. 189с. – (XX век: поэт и время)
- Н.С.Гумилев. Письма о русской поэзии. / Сост. Г.М. Фридлендер. М.: Современник. 1990. – 383 с.
- Шеинберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. М.,1994.