Возрастная категория учащихся – ученики 6 класса.
Основополагающие вопросы – Какое место занимает притча в жизни людей? Можем ли мы ее использовать в своей речи?
ЦЕЛИ УРОКА:
Учебные:
- знать особенности притчи как жанра;
- знать близкие к притче жанры и уметь использовать эти знания при создании собственных текстов;
- знать приёмы сжатия и разворачивания текста.
Развивающие:
- формирование навыков работы в команде;
- развивать умения (комплексного анализа) исследовать заданный текст, аргументировать свои выводы;
- уметь использовать в своей работе приёмы сжатия и разворачивания текста;
- продолжить работу над формированием и развитием умений и навыков создавать текст типа рассуждения;
- умение использовать притчу в речи.
Воспитывающие:
- формирование чувства доброжелательности ко всем участникам проекта;
- воспитание любви к родному языку;
- вызвать восхищение безграничными возможностями языка.
Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.
Класс делится на 5 групп (деление осуществляется после анализа результатов психологического мониторинга для того, чтобы в каждой группе оказались учащиеся с разными способностями и возможностями).
Первая группа – “Исследователи строения притчи”.
Вторая группа – “Исследователи персонажей притчи”.
Третья группа – “Исследователи морфологических средств выразительности притчи”.
Четвёртая группа – “Исследователи лексики притчи”.
Пятая группа – “Исследователи синтаксиса притчи”.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- сформулировать цели своей работы;
- сформулировать гипотезу (предположение результата);
- определить притчи для исследования (есть рекомендации учителя);
- выделить объекты исследования.
Для исследования рекомендованы классические басни Эзопа:
“Лев и лисица”, “Растолстевшая лисица”, “Зимородок”, “Дровосек и Гермес”, “Крестьянин и его дети”, “Лисица и козёл”, “Черепаха и заяц”, “Львица и лиса”, “Больной лев, лисица и олень”, “Тень осла”, “Воин, лиса и оруженосец”, “О жаворонке”, “Заяц и лиса”. Возможно использование и других притч.
Каждой группе предложено прочитать и обсудить все рекомендованные притчи, выбрать несколько для своих исследований.
Урок-презентация.
- Речевая разминка. (Тренируем свободное дыхание, зарядка для языка и губ. Проговаривание скороговорок.)
- Работа с эпиграфом к уроку. (Создаётся эмоциональный настрой на совместную учебную работу)
- Презентация. Каждая группа представляет результат своего исследования в форме электронной презентации и выразительного чтения наизусть притчи. (Выступления оцениваются с точки зрения содержания, оформления и представления).Приложения.
- На этапе сотворчества создаём цельный Портрет притчи.
- Какое место занимает притча в жизни людей? Можете ли вы использовать притчу в своей речи? Чтобы притча стала частью вашей речи, надо научиться использовать её в своей речи, сжимая или разворачивая текст. Для этого используем приёмы сжатия – разворачивания текста.
- Практическая работа. Каждому ученику выдаётся притча, напечатанная на отдельном листе. Задания к притчам дифференцированы.
- Подведение итогов. Учащиеся высказывают своё мнение о работах, услышанных и увиденных на уроке. Что для себя вы почерпнули на этом уроке?
- Домашнее задание.
Подготовить пересказ понравившейся притчи, используя приёмы сжатия или разворачивания текста (на выбор). Попробуйте сочинить притчу (по желанию).