Урок развития речи по теме "Красна речь с притчею". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 6


Возрастная категория учащихся – ученики 6 класса.

Основополагающие вопросы – Какое место занимает притча в жизни людей? Можем ли мы ее использовать в своей речи?

ЦЕЛИ УРОКА:

Учебные:

  • знать особенности притчи как жанра;
  • знать близкие к притче жанры и уметь использовать эти знания при создании собственных текстов;
  • знать приёмы сжатия и разворачивания текста.

Развивающие:

  • формирование навыков работы в команде;
  • развивать умения (комплексного анализа) исследовать заданный текст, аргументировать свои выводы;
  • уметь использовать в своей работе приёмы сжатия и разворачивания текста;
  • продолжить работу над формированием и развитием умений и навыков создавать текст типа рассуждения;
  • умение использовать притчу в речи.

Воспитывающие:

  • формирование чувства доброжелательности ко всем участникам проекта;
  • воспитание любви к родному языку;
  • вызвать восхищение безграничными возможностями языка.

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.

Класс делится на 5 групп (деление осуществляется после анализа результатов психологического мониторинга для того, чтобы в каждой группе оказались учащиеся с разными способностями и возможностями).

Первая группа – “Исследователи строения притчи”.

Вторая группа – “Исследователи персонажей притчи”.

Третья группа – “Исследователи морфологических средств выразительности притчи”.

Четвёртая группа – “Исследователи лексики притчи”.

Пятая группа – “Исследователи синтаксиса притчи”.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • сформулировать цели своей работы;
  • сформулировать гипотезу (предположение результата);
  • определить притчи для исследования (есть рекомендации учителя);
  • выделить объекты исследования.

Для исследования рекомендованы классические басни Эзопа:

“Лев и лисица”, “Растолстевшая лисица”, “Зимородок”, “Дровосек и Гермес”, “Крестьянин и его дети”, “Лисица и козёл”, “Черепаха и заяц”, “Львица и лиса”, “Больной лев, лисица и олень”, “Тень осла”, “Воин, лиса и оруженосец”, “О жаворонке”, “Заяц и лиса”. Возможно использование и других притч.

Каждой группе предложено прочитать и обсудить все рекомендованные притчи, выбрать несколько для своих исследований.

Урок-презентация.

  1. Речевая разминка. (Тренируем свободное дыхание, зарядка для языка и губ. Проговаривание скороговорок.)
  2. Работа с эпиграфом к уроку. (Создаётся эмоциональный настрой на совместную учебную работу)
  3. Презентация. Каждая группа представляет результат своего исследования в форме электронной презентации и выразительного чтения наизусть притчи. (Выступления оцениваются с точки зрения содержания, оформления и представления).Приложения.
  4. На этапе сотворчества создаём цельный Портрет притчи.
  5. Какое место занимает притча в жизни людей? Можете ли вы использовать притчу в своей речи? Чтобы притча стала частью вашей речи, надо научиться использовать её в своей речи, сжимая или разворачивая текст. Для этого используем приёмы сжатия – разворачивания текста.
  6. Практическая работа. Каждому ученику выдаётся притча, напечатанная на отдельном листе. Задания к притчам дифференцированы.
  7. Подведение итогов. Учащиеся высказывают своё мнение о работах, услышанных и увиденных на уроке. Что для себя вы почерпнули на этом уроке?
  8. Домашнее задание.

Подготовить пересказ понравившейся притчи, используя приёмы сжатия или разворачивания текста (на выбор). Попробуйте сочинить притчу (по желанию).

Приложения

Презентация