Цель: формирование знаний об особенностях сказа и разнообразии горных пород и минералов.
Задачи:
Образовательные
- закрепить понимание жанровых особенностей сказа, отличие сказа от сказки;
- дать представление о разнообразии горных пород и минералов;
- продолжить формирование умения работать с текстом;
- развивать способность к самостоятельной деятельности;
- активизировать познавательную активность.
Воспитательные
- совершенствовать навыки общения;
- вовлекать в активную практическую деятельность;
- воспитывать бережное отношение к природе и красоте окружающего мира;
- формировать уважение к людям труда, талантливым мастерам своего дела.
Развивающие
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- научить работать с источниками информации;
- развивать коммуникативные навыки работы в группе;
- формировать навык сжатого изложения информации
Место урока географии. Тема "Литосфера", урок №2 "Разнообразие горных пород и минералов"
Место урока литературы: "Литературное краеведение"
Предварительное задание:
прочитать сказы П.П.Бажова "Каменный цветок", "Горный мастер", "Хрупкая веточка".Оборудование:
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока.
Учитель литературы.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с необычный урок. На одном занятии встретятся, как добрые друзья, два школьных предмета: литература и география. Мы отправляемся в путешествие. Поможет нам совершить это путешествие учитель географии Людмила Васильевна. Мы поговорим о знаменитом писателе, чья жизнь и творчество тесно связана с нашим краем. "Колдун уральский бородатый",- сказал об этом писателе Д. Бедный. Перед вами портрет. Кто изображен на нем?
Ответы детей
2. Актуализация знаний.
Конечно, это Павел Петрович Бажов. На прошлом уроке вы познакомились с его биографией и творчеством, а дома вы самостоятельно прочитали сказы.
Что вас удивило в биографии и творчестве Бажова? Прошу вас ответить на этот вопрос только одним или двумя словами.
Дети выходят к доске и пишут на доске ответ и комментируют их.
Посмотрите как необычна жизнь и творчество Павла Бажова.
Слово сказ очень похоже на слово сказка. Скажите, пожалуйста, это один и тот же жанр?
Ответы детей.
3. Закрепление понимания жанровых особенностей сказа
Чем же отличается бажовский сказ от сказки?
Детям раздаются таблицы, в которых заполнена только левая колонка. В ходе беседы заполняется вторая колонка на листочка и доске.
Сказка | Сказ |
1) Начинается с зачина 2) Образа рассказчика нет. 3) Волшебные герои или добрые, или злые 4) Присутствуют волшебные заклинания. 5) Нет реальной основы. |
1) Нет зачина. 2) Есть образ рассказчика. 3) Нет деления на добро и зло. 4) Волшебная сила присуща героям изначально. 5) Имеет реальную основу 6) Особенная речевая манера |
Вывод.
Сказ - сюжетное произведение, в котором повествование ведется от лица рассказчика - человека определенного социального положения, национальности, жизненного уклада, обладающего собственной речевой манерой. В сказе нередко сочетаются быль и вымысел, реальные и фантастические события.
О каких горах пишет П.П.Бажов?
Ответы детей.
4. Изучение нового материала.
Разнообразие горных пород и минералов
Учитель географии. Могучий горный хребет вдоль границы Европы и Азии, протянувшись с севера на юг более чем на 2000 км от берегов студеного Карского моря до сухих казахстанских степей, растянулась огромная горная страна - Урал. Урал - край удивительной красоты, сказочных природных богатств, а Уральские горы в своих недрах хранят несметные сокровища. Издавна интересовались русские люди красотой и силой камня. Любой мастер-камнерез должен уметь познать его скрытые свойства. Именно здесь, на Урале, жили и живут мастера: горщики, камнерезы, рудокопы, рудознатцы, медеплавильщики, гранильщики, чеканщики и др.
Учитель литературы. Одним из ярких образов сказов является сама хозяйка Медной горы. Она хранительница сокровищ, а еще покровительница смелых и мужественных людей.
Встречайте медной горы Хозяйку
Хозяйка (заранее подготовленная ученица)
Если на палитру разложить
Все сияние камней Урала,
Можно целый мир из них сложить,
Чтобы заблистало
Яркое свечение изумрудов,
Подчеркнуло красоту лесов.
В каждой горке дымкою покрыта
Зелень теплая змеевиков.
Я пещер таинственное чудо
Яшмой разноцветной укажу,
Хрупких хрусталей насыплю груду,
Лазуритом речку запружу,
Яркий лучик селенита сверху,
Родонита розовый закат.
Посмотрите, какие богатства хранятся в недрах Уральских гор.
Показывает коллекцию горных пород и минералов, дети рассматривают.
Учитель литературы. Много мастеров-ювелиров на Урале. Далеко за его пределами знают их имена. Среди нас есть один очень искусный мастер
Выходит Данила-Мастер.
Данила (заранее подготовленный ученик)
Малахитовая шкатулка -?
Это недра Уральских гор,
Самоцветам бажовских сказов
И фантазиям здесь простор.
Чтобы так понимать душу камня,
Всю его красоту показать,
Чтоб раскрылись все его тайны,
Надо камень любить и знать.
Мастер демонстрирует изделия из камней. Потом учитель приглашает всех учеников к оформленной выставке. Дети рассматривают коллекции.
Учитель литературы. В малахитовую шкатулку Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности - украшения из самоцветных камней. Перед нами сейчас другая "Малахитовая шкатулка", и она ничуть не хуже: в ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова, уральского сказочника, настоящего мастера своего дела. Каждый его сказ - это маленькая драгоценная вещь. В ней столько добра и любви к людям. Как интересно он описывает обычаи и приметы старого Урала, его легенды и небылицы:
На уроке мы обратимся лишь к некоторым сказам Бажова, с которыми вы познакомились самостоятельно - к сказам "Каменный цветок", "Горный мастер", "Хрупкая веточка".
У нас три группы. Каждая группа будет работать только с одним сказом. 1-я группа - сказ "Каменный цветок", 2-я - "Горный мастер" и 3-я - "Хрупкая веточка"
Раздать карточки. (Приложение 2)
5. Самостоятельная и практическая деятельности учащихся. Работа по карточкам.
Учитель литературы. Первое задание. Работа с текстом сказа. Выпишете все встречающиеся в вашем сказе названия камней и минералов.
Дети самостоятельно находят названия, выписывают и зачитывают.
Учитель географии. Второе задание. (Приложение 3) На прошлом уроке мы познакомились с внутренним строением Земли и земной коры. На сегодняшнем уроке познакомимся с разнообразием горных пород и минералов. Выполняем программную практическую работу "Изучение свойств горных пород". Описываем горные породы и минералы по типовому плану. Для каждой группы предложены образцы тех горных пород, которые вы нашли в текстах ваших сказов.
Дети выполняют практическую работу.
Учитель литературы.
Какие красивые камни, и названия у них очень необычные. Мы отметили как одну из особенностей сказов колоритность языка. На прошлом уроке вы отметили, что сказ для чтения и восприятия сложен. Почему? Много непонятных слов, особенные построения предложений.
Какие необычные слова вам запомнились? (Парун, робили, одежа, обробеть, вечор, звосияло, галились:).
Эти слова относятся к общеупотребительной лексике?
Как называются слова, употребляемы жителями той или иной местности? (Диалектизмы). Третье задание заключается в том, что из текста вашего сказа вы выписываете 3 диалектных слова и объясняете их значение.
6. Обобщение .
О чем заставляют задуматься читателей сказы? (Учит любить и уважать труд, быть упорным, смелым и честным человеком, не нарушать данных обещаний. Любить природу, получая доступ к природным богатствам человек должен знать меру, должен беречь и охранять природу.) Встретиться с Хозяйкой суждено не каждому, но тот, кто ее встречает, кому она оказывает свое покровительство, толкает на новые поиски, поселяет в их душах вечную творческую неудовлетворенность. Человек живет трудом. Как хранительница природных богатств, она наказывает, гневается за варварское отношение людей к природе. В Гумешках ":все богатство ровно пропало:, а потом их и вовсе затопило". Не смог Степан забыть Малахитницу, все тосковал, ходил к Красногорскому руднику, там и нашли его мертвым.)Хозяйка медной горы не только владеет природными богатствами и охраняет их. С теми, кто стремиться превратить ее богатства в прибыль и деньги, превращает труд рабочих в рудниках и шахтах в "подземную" каторгу, она сурова и беспощадна
Мастер и мастерство - главные герои сказов Бажова. А мудрость, талант , трудолюбие , доброта - главные их свойства .
Сегодня мы соединили географию с литературой, все мы вместе побывали у хозяйки Медной горы. Узнали, какие сокровища хранит в себе Урал, как добывались и добываются эти сокровища.Мы убедились, что нужно бережно относиться к природе.
Учитель географии.
В природе шагу не ступить,
Чтоб тотчас, так ли сяк,
Ей чем-нибудь не заплатить
За этот самый шаг... (А. Твардовский)
Таким образом, Твардовский выразил мысль о бережном отношении к природе. Мы должны беречь богатства нашего края. Вы обратили внимание, какие разные горные породы и минералы. Почему одни мягкие, что воды рек их размывают, а другие такие твердые, что кайло горщика искры выбивает.
7. Рефлексия.
Вы изучили сказы, свойства горных пород и минералов. Я хотела бы, чтобы вы, уходя с урока выложили из понравившихся вам камней слово "УРАЛ".
Учитель географии.
Подарок от Хозяйки Медной годы кусочки волконскоита из Частинского района Пермского края. Мастера, создавая свои изделия, вкладывали в них чувства и свое настроение. Если камень красивый, яркий, то у вас хорошее настроение и вам урок понравился. А если серый, блеклый - вам на уроке было не интересно.
8. Домашнее задание.
Учитель географии. Объяснить разнообразие горных пород минералов.
Учитель литературы. Выполнить иллюстрацию к прочитанному сказу.
Список литературы:
- Литературное краеведение в школе. Сборник статей, Пермь, ПОИПКРО, 2002.
- Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал, сост. В.В.Духно, О.В.Сухова. - Волгоград, Волгоград, Учитель, 2009.
- Бажов П.П. Малахитовая шкатулка, Москва.
- Бажов П.П. Сказы, Москва, Советская Россия, 1986.
- www.urok.1sept.ru.