Литература
-
Бинарный урок (история + литература) "Загадки «Повести временных лет»" 2016
Урок построен в форме путешествия по ленте времени. Цель путешествия: определение литературных и исторических особенностей шедевра древнерусской литературы «Повести временных лет». Учащиеся попытаются разгадать тайны этого произведения, побывают в роли статистиков, хронометристов, летописцев, историков. В ходе урока учащиеся составляют кластер «Значение памятника древнерусской культуры «Повести временных лет»».
-
Урок по литературному чтению «С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"». 4-й класс 2016
Урок по литературному чтению в 4-м классе знакомит с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова, обогащая словарный запас учеников, воспитывая любовь и уважение к родителям. На уроке отрабатываются навыки выразительного чтения, выборочного пересказа.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная А.С.Пушкину, "В садах лицея" 2016
Литературно-музыкальная композиция, посвящённая лицейским годам А.С.Пушкина.
-
Детская книга войны 2016
Работа посвящена 70-летию Великой Победы. А как быть с теми, кто попал в плен, в концлагерь к фашистам, остался в блокадном Ленинграде? А если это дети?! Как им хотелось домой к маме. О том, что чувствовали, переживали, думали, мечтали ребята, посвящена презентация.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Б.Машука «Горькие шанежки». 7-й класс 2016
Цели урока: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления и словесного образа; обогащать словарный запас.
-
Сценарий литературно-музыкального салона, посвященного С.Т.Аксакову, "Талант, отражавший правду жизни" 2016
Разговор пойдет об удивительной эпохе первой половине XIX века, в которой жил и творил замечательный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Чародей слова, проникновенный поэт природы, тонкий психолог - таким вошёл в сердце русского читателя автор «Семейной хроники» и «Детских годов Богрова-внука» С.Т.Аксаков. Его произведения дороги нам, как чистый родник поэзии, неиссякаемый источник познания жизни, красоты окружающего нас мира природы.
-
Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы и во внеурочное время как эффективная технология в работе с одаренными детьми в условиях сельской школы 2016
Цель работы: поделиться опытом работы с одаренными детьми на уроках литературы и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы.
-
Технологическая карта урока по изучению темы «Два лодыря» (сербская народная сказка). 2-й класс 2016
Урок литературного чтения во 2-м классе по УМК «Планета знаний» развивает творческие способности детей через чтение по ролям и работу в группах, способствует воспитанию трудолюбия, определяет собственное отношение к лени.
-
Сравнительный анализ сонетов У.Шекспира и А.А.Ахматовой 2016
В статье предлагается сравнительный анализ сонетов У.Шекспира и А.А. Ахматовой. Сравнивая данный стихотворный жанр двух великих поэтов, как учителя, так и учащиеся найдут схожесть и различие в эмоциональной окрашенности текстов, в выразительно-художественных средствах, в отношениях и поступках лирических героев.
-
Внеклассное мероприятие по литературе (литературно-музыкальная композиция) "Как это было, как совпало…", посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 2016
Методическая разработка представляет собой сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой Великой Отечественной войне. Программному изучению литературы в значительной степени сопутствует внеклассная работа, расширяющая возможности общения студентов с миром искусства слова. В представленном сценарии отражена поэзия о Великой Отечественной войне, её вдохновляющая, поддерживающая роль и общественное, литературное, духовно-нравственное значение.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО + музыка) «С.Есенин "Я последний поэт деревни…"». 6-й класс 2016
Нестандартная форма урока помогает развивать самостоятельное творческое мышление, навыки самостоятельной работы с различной информацией; формировать художественно-эстетический вкус; совершенствовать навыки анализа лирического текста; воспитывать уважение к личности С.Есенина; воспитывать любовь к природе и национальной культуре.
-
Итоговое сочинение (алгоритм написания). 11-й класс 2016
Цели урока: научить детей последовательной работе над сочинением; сформировать навыки написания переходных частей сочинения. Задачи урока: определить ключевые пункты отработки материала к сочинению; проанализировать готовые фрагменты ученических сочинений.
-
Методическая разработка интегрированного занятия по теме «Проблема счастья» (на примере поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо») 2016
Занятие направлено на повторение, обобщение и систематизацию материала по дисциплинам "Литература" и "Обществознание". Через повторение и систематизацию темы "Духовная сфера" рассматривается проблема "счастья" в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
-
Урок-экспедиция в 7-м классе «Остров жизненной мудрости Д.Дефо» 2016
Урок посвящен жизни и творчеству Д.Дефо. Обсуждение его жизненной позиции и философских взглядов проводится на основе известного романа «Робинзон Крузо». Обучающимся представляются видеофрагменты, отрывки из текста на языке оригинала, предлагается участие в интерактивной игре «Спаси соотечественника». Итогом урока является написание мини-эссе по одному из известных афоризмов Д.Дефо.
-
Сказочные мотивы в русской лирике 2015
Урок проводится в форме игры: учащиеся делятся на группы, а задания даются таким образом, чтобы сохранить элемент соревнования. При этом учащиеся сами формулируют вопросы, тогда как учитель лишь направляет их деятельность. Работа в группе позволяет проявить себя каждому: кто-то подает идею, кто-то оформляет ее. Данная форма работы немаловажна в системе новых ФГОСов.
-
Урок литературного чтения «И.А.Крылов "Слон и Моська"». 3-й класс 2015
Урок литературного чтения в 3-м классе по басням А.И. Крылова разработан с целью обучения учащихся определять басню как литературный жанр по характерным признакам. На уроке дети учатся находить мораль в произведении, соотносить поведение человека с поведением литературных героев, переносить их характер и поступки на себя, анализировать своё отношение к описанной ситуации и делать вывод об актуальности произведения в современном мире.
-
Сценарий урока литературы "Запечатлённое слово". 8-й класс 2015
На уроке исследуются способы восприятия визуального образа и образа поэтического слова; отрабатываются навыки работы с художественной деталью, отбора литературного материала для последующего его комментирования; развиваются способности преобразовывать информацию, формулировать проблему, самостоятельно создавать способы решения задач творческого характера; предоставляется возможность для творческой самореализации обучающихся, самооценки.
-
Интегрированный урок-диалог (история + литература), построенный на основе литературного материала "О времени большевиков" 2015
Главной целью урока в 11-м классе было показать эпоху сталинизма с точки зрения официальной и скрытой хроники событий. При рассмотрении данной темы основной задачей было подвести детей к осмыслению событий и правильной их оценки с точки зрения нравственных ценностей. На основе диалога истории и литературы создать образ того времени.
-
"Вставай, страна огромная!" (Поэзия Великой Отечественной войны) 2015
Урок изучения нового учебного материала знакомит учащихся с поэзией периода Великой Отечественной войны, выявляя причину популярности этого жанра литературы. В задачу урока входит определить, что значила война для её участников, и какую роль сыграла поэзия в победе над фашистской Германией.
-
Урок-лабораторное занятие на тему "Судьба человека в тоталитарном государстве (по книге В.Т.Шаламова "Колымские рассказы")". 11-й класс 2015
Урок построен на анализе литературного произведения «Последний бой майора Пугачева», который раскрывает тяжелую нравственно-психологическую атмосферу послевоенных лет в зоне ГУЛАГа. Учитель использует широкие возможности урока для постижения учащимися не только нравственных уроков, но и литературных приемов, составляющих характерные особенности авторского стиля и манеры В.Т. Шаламова.
-
Урок литературы "Человек трудом славится" (по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"). 6-й класс 2015
Цель урока: исследовать связь образа Вакулы с темой труда в повести; показать, как в повести отразилась мечта Гоголя о сильной, гармоничной натуре, созданной для свободного, творческого труда; развивать умение следить за сюжетом, характеризовать литературного героя на основе его поступков, отношения к окружающему; отбирать нужные для анализа эпизоды; побудить к творчеству; воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда, творческое отношение к труду, эстетическое чувство.
-
Технологическая карта урока чувашской литературы на основе дифференцированного обучения (по рассказу Марфы Трубиной "Курица и кошка"). 5-й класс 2015
Технологическая карта урока чувашской литературы в 5-м классе на основе дифференцированного обучения (по рассказу Марфы Трубиной «Курица и кошка»). Представленная разработка одного из уроков главы «Животные – наши друзья» по произведению чувашского писателя Марфы Трубиной «Курица и кошка» содержит основные этапы урока для обучающихся разных уровней обученности. На данном уроке используются технологии развития критического мышления, интегрированного обучения, сотрудничества.
-
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы 2015
Проекты по русскому и литературе я практикую на уроке и во внеурочной работе давно и считаю эту технологию очень эффективной для повышения результативности в усвоении программного материала. В процессе этой работы повышается личная мотивации учащихся, стимулируется познавательный интерес, формируется деятельностный подход к решению проблемы, развиваются универсальные учебные действия.
-
Интегрированный урок (литература + окружающий мир) по произведению В.Даля "Старик-годовик". 2-й класс 2015
Цели урока: познакомить детей с творчеством В.И. Даля; развивать навыки выразительного чтения; развивать творческое мышление, внимание, речь, память; учить работать в группе, в парах; закрепить знания о природных изменениях в природе; воспитывать любовь к природе.
-
Урок литературного чтения "А.Блок "На лугу". 2-й класс 2015
Цель урока: вовлечь учащихся в деятельность, направленную на формирование умения понимать на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления средствами стихотворения А.Блока «На лугу».
-
Исследовательская работа "И дум высокое стремленье…" (героической судьбе декабристов посвящается) 2015
Цель работы: расширение знаний по истории декабризма, формирование на примере декабристов таких нравственных качеств, как чувство национальной гордости, патриотизма.
-
Формирование информационной культуры через комплексные познавательные пятиминутки на уроках русского языка и литературы 2015
Работа посвящена решению вопроса о формировании информационной культуры обучающихся. Есть идея, что она может быть сформирована через комплексные познавательные пятиминутки на уроках русского языка и литературы. Каждый комплекс включает 3 пятиминутки по одной теме, в которых отражается триада «Познаю – Делаю – Размышляю», позволяющая, во-первых, усвоить школьникам необходимые знания, во-вторых, применить их на практике, в третьих, осмыслить качество их присвоения.
-
"Чтобы вовек во мне твоя свеча горела…" 2015
В рамках года литературы мы открываем литературную гостиную под общим названием «Пока горит свеча». В цикл литературных встреч вошли писатели, поэты, авторы известных произведений, которые своим творчеством внесли огромный вклад в культурное развитие России.
-
Открытый урок литературы "Любовная лирика Ф.И.Тютчева". 10-й класс 2015
Цели урока: помочь учащимся понять чувства лирического героя, проследить динамику переживаний, эмоций лирических персонажей; совершенствовать умение выразительно читать поэтические тексты, анализировать текст по плану; воспитывать любовь к прекрасному.
-
Интегрированный урок «Русский язык и литература» по теме «Русское слово и экология души» (два урока) 2015
Цель урока – формирование отношения к русскому языку и к слову, как общенациональной духовной, нравственной и культурной ценности; повышение интереса учащихся к роли языка в жизни каждого человека.