Урок "Музыка – сила, творящая чудеса" (по этюду В.Г.Короленко "Слепой музыкант")

Разделы: Литература


Цели:

  • показать взаимодействие литературы с музыкой
  • показать духовное обновление человека с помощью музыки
  • сформировать читательскую самостоятельность
  • научить грамотному анализу отдельных эпизодов

План урока:

  1. Вступление. Разговор о видах искусства, отражённых в литературе.
  2. Анализ стихотворения А.А. Блока «Я никогда не понимал».
  3. Прослушивание фрагмента произведения для органа Иоганна Себастьяна Баха Toccata and a fugue ре a minor.
  4. Анализ этюда В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (преображение героя, просветление его души с помощью музыки)
  5. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Музыка».
  6. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

1. Вступление 

Учитель: Литература является отражением нашей жизни. Она вбирает в себя нравы общества, его законы, ценности. Люди издавна восхищались прекрасным. Какие виды искусства вы знаете?
Ученики: Живопись, скульптура, балет, театр, архитектура, литература, музыка.
Учитель: В литературе переплетаются и находят выражение разные виды искусства: автор нас может перенести на театральные подмостки и показать закулисную жизнь. Приведите пример таких произведений.
Ученики: Ю. Олеша «Три толстяка», А. Алексин «Актриса».
Учитель: Авторы также могут нарисовать словами, описать прекрасные картины, которые висят в домах персонажей его произведений. Вы знаете, что такие детали интерьера помогают нам понять и раскрыть замысел писателя. Давайте вспомним, в домах каких героев были картины.
Ученики: А.С. Пушкин «Станционный смотритель» – «Возвращение блудного сына», Н.В. Гоголь «Портрет» – портрет старика в азиатских одеждах, В. Железников «Чучело» – портрет родственницы Машеньки.
Учитель: Согласитесь, что несложно описать картину, скульптуру или театральное действо, но как же быть с музыкой?
Ученик: Музыку передать словами очень сложно, так как у каждого человека она пробуждает различные эмоции, перед глазами встают картины, известные только одному человеку.

2. Анализ стихотворения А.А. Блока «Я никогда не понимал»

Учитель: Вы правы, музыка пробуждает у каждого человека свои, особенные чувства. Мастера слова, наши поэты восхищались этим свойством музыки. Давайте прочитаем стихотворение А.А. Блока «Я никогда не понимал»:

Я никогда не понимал,
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту
И те души моей волненья,
Что всю былую красоту
Волной приносят из забвенья.

Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.

О чём говорится в стихотворении?

Ученик: Поэт раньше не понимал музыки, но постепенно из хаоса звуков для него начинает выделяться сокровенный голос. Это можно увидеть с помощью лексических средств — контекстуальных антонимов «никогда» и «ныне». Музыка пробуждает в его памяти прекрасные картины прошлого и надежду на светлое будущее. Звуки дарят спокойствие и умиротворение.
Учитель: Что значит «сокровенный голос»?
Ученик: Сокровенный — свято хранимый, тайный, затаённый. То есть тот голос, который понимает и слышит только поэт, потому что он является эхом его души.
Учитель: Что же так пленило в музыке поэта?
Ученик: Те чувства и образы, которые пробуждает музыка: мечту, эмоции, которые он испытывал – «волненье», «былую красоту», но их поэт воспринимает по-другому: прошлое кажется «близким и ясным».
Учитель: Но можно ли до конца понять музыку?
Ученик: Нет, не случайно сильные позиции текста — начало и конец — имеют одинаковую смысловую наполненность – «Я никогда не понимал» и «То веет таинством прекрасным». Музыка – это тайна, как и её создание, так и её понимание, у каждого оно своё.

3. Прослушивание фрагмента произведения для органа Иоганна Себастьяна Баха Toccata and a fugue ре a minor.

Учитель: Мы с вами правильно поняли мысли А.А. Блока. А теперь прослушаем известное вам музыкальное произведение. Вам нужно будет назвать композитора и какие чувства навеяла эта мелодия.
Учитель включает фрагмент записи Иоганн Себастьян Бах Toccata and a fugue ре a minor. (Приложение 1)
Ученики: Это Иоганн Себастьян Бах. В ней звучала тревога / торжественности / сказочность / грандиозность.
Учитель: Действительно, это Иоганн Себастьян Бах. За свою жизнь он написал более 1000 произведений. Он рано лишился родителей, на воспитание его взял старший брат, который обучил его игре на органе и клавире. Бах не упускает возможности заниматься музыкой: обучаясь в гимназии, знакомится с произведениями немецких и французских композиторов.
После окончания обучения Бах занимает пост органиста церкви. В этот период он создаёт большую часть своих органных произведений. Он вынужден был переезжать из одного города в другой из-за политической обстановки, но никогда не прекращал писать своих произведений. Даже к концу жизни, когда Бах окончательно ослеп, он продолжал сочинять музыку, надиктовывая её своему зятю. Это подлинная преданность человека делу своей жизни.
Как вы думаете, почему мы обратились к творчеству именно этого композитора?
Ученики: Мы изучаем произведение В.Г. Короленко «Слепой музыкант», а Бах, даже будучи слепым, продолжал сочинять музыку, поскольку она делает светлыми души людей.

4. Анализ этюда В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

Учитель: Да, мы сегодня с вами поговорим о великой силе музыки, которая пробуждает чувства. Посмотрим, как мастерски В.Г. Короленко передаёт мелодии и звуки, которые слышит Пётр.
С самого детства Петра окружали звуки, которые он не мог соотнести с образами, поскольку он родился слепым. Как воспринимает маленький Петрусь всё многообразие звуков, неведомое им?
Ученик: Показательно описание звуков весны. Мы привыкли, что автор даёт пейзажные зарисовки пробуждающейся природы, а перед Короленко стояла сложная задача: ему необходимо было перенести читателя в состояние слепого, который может воспринимать мир только с помощью звуков, запахов.
Учитель: Прочитаем этот отрывок и выделим слова, которые помогают передавать звуки весны.
Ученик: «Для слепого мальчика она врывалась в комнату только своим торопливым шумом. Он слышал, как бегут потоки весенней воды, точно вдогонку друг за другом, прыгая по камням, прорезаясь в глубину размякшей земли; ветки буков шептались за окнами, сталкиваясь и звеня легкими ударами по стеклам. А торопливая весенняя капель от нависших на крыше сосулек, прихваченных утренним морозом и теперь разогретых солнцем, стучала тысячью звонких ударов. Эти звуки падали в комнату, подобно ярким и звонким камешкам, быстро отбивавшим переливчатую дробь. По временам сквозь этот звон и шум окрики журавлей плавно проносились с далекой высоты и постепенно смолкали, точно тихо тая в воздухе».
Учитель: А теперь закройте глаза, а я прочитаю только выделенные слова. Сможете ли вы «услышать» наступление весны?
«Весна врывалась шумом, он слышал, как бегут потоки, прыгая, прорезаясь, ветки шептались, сталкиваясь и звеня ударами по стёклам, торопливая капель стучала тысячью звонких ударов. Звуки падали подобно звонким камешкам, отбивающим переливчатую дробь. Сквозь звон и шум окрики журавлей проносились и смолкали»
Ученик 1: Много раз повторяется корень «звон», передавая радость прихода весны, обновление природы, ведь звон ассоциируется у нас с колокольным звоном, дарящим спокойствие и счастье.
Ученик 2: Также можно добавить, что Петрусь слышит очень резкие звуки, поэтому можем сделать вывод, что они для него новые, непривычные, они сливаются в шум, из которого он может различить окрики журавлей, птиц, символизирующих свет, солнце, весну, начало посевных работ. Как в прочитанном нами ранее стихотворении А.А. Блока «Я никогда не понимал» поэт смог сквозь музыку услышать сокровенный голос, символизирующий его прошлое.
Ученик 3: Но эти звуки очень непривычны для ребёнка, когда они выходят на прогулку с мамой и дядей Максимом мальчику стало плохо (читает, выделяя слова, обозначающие звуки): «Но для слепого это была только необъяснимая тьма, которая необычно волновалась вокруг, шевелилась, рокотала и звенела, протягиваясь к нему, прикасаясь к его душе со всех сторон неизведанными еще, необычными впечатлениями, от наплыва которых болезненно билось детское сердце <..> Но теперь они приносили с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелест распустившейся березки, то чуть слышные всплески реки. <..> И звуки летели и падали один за другим, все еще слишком пестрые, слишком звонкие... Охватившие мальчика волны вздымались все напряженнее, налетая из окружающего звеневшего и рокотавшего мрака и уходя в тот же мрак, сменяясь новыми волнами, новыми звуками... быстрее, выше, мучительнее подымали они его, укачивали, баюкали... Еще раз пролетела над этим тускнеющим хаосом длинная и печальная нота человеческого окрика, и затем все сразу смолкло.
Мальчик тихо застонал и откинулся назад на траву. Мать быстро повернулась к нему и тоже вскрикнула: он лежал на траве, бледный, в глубоком обмороке».
Ученик 4: Звуки не приносят радости мальчику, они не могут дать ему тех образов, которые мы привыкли соотносить с увиденным. Для Петра это вечная тьма, в которую волнами врываются звуки. Замечу, что образ волны, которая приносит «красоту из забвенья», был также в анализируемом стихотворении А.А. Блока «Я никогда не понимал». Музыка и звуки погружают нас в определённое состояние, но не навсегда, а лишь на миг, так как мелодия развивается дальше, и мы чувствуем, как всё новые и новые чувства и воспоминания готовятся нахлынуть, как волны.
Учитель: Но человек ко всему привыкает, осваивается. Кто помог мальчику разобраться в мире звуков?
Ученик 1: Дядя Максим. Он занялся воспитанием и обучением Петра, объясняя ему явления с помощью пространственных и звуковых представлений. Мальчик начинает постигать тьму, которая навсегда нависла над ним, гуляя, он прислушивается к происходящему вокруг него с особенным вниманием, так как это его единственный способ постичь мир. Мы знаем, что при потере одного чувства у человека обостряются другие.
Ученик 2: И это помогло ему почувствовать музыку, соотнести её со звуками природы — чистыми, первозданными, которые были уже понятны и различимы для мальчика.
«Когда дремота все гуще застилала его сознание, когда смутный шелест буков совсем стихал и он переставал уже различать и дальний лай деревенских собак, и щелканье соловья за рекой, и меланхолическое позвякивание бубенчиков, подвязанных к пасущемуся на лугу жеребенку, – когда все отдельные звуки стушевывались и терялись, ему начинало казаться, что все они, слившись в одну стройную гармонию, тихо влетают в окно и долго кружатся над его постелью, навевая неопределенные, но удивительно приятные грезы».
Учитель: что же создавало такую гармонию — благозвучие, стройность звуков?
Ученик 1: Такую гармонию создавали переливчатые тоны свирели, на которой играл конюх Иохим. Он сделал свирель своими руками.
Ученик 2: Иохим был воплощением природного начала, поэтому и музыка у него была понятная, созвучная знакомым для Петра звукам природы. Мальчик стал приходить вечером и слушать, как играет конюх, а вскоре и сам научился играть. «При этом каждая нота имела для него как бы свою особенную физиономию, свой индивидуальный характер; он знал уже, в каком отверстии живет каждый из этих тонов, откуда его нужно выпустить».
Учитель: Любая музыка вызывала у Петра восторженные чувства?
Ученик: Нет, Анна Михайловна, намереваясь прекратить вечерние походы её сына к Иохиму, вспомнила, что сама умела играть на пианино. Заказала лучший инструмент венского мастера, который должен быть затмить «нехитрую деревенскую дудку», но при первых же звуках мальчику стало плохо.
Учитель: Из-за чего это произошло, это же была тоже музыка?
Ученик 1: Мелодии Иохима были рождены из звуков природы, которые Петрусь слышал с детства, умел различать. Верба, из которой была сделана дудочка, впитала в себя эту музыку, а пианино хоть и было сделано из дорогого дерева, но было чужим, неродным.
Ученик 2: У матери было желание победить Иохима, завоевать внимание сына, возможно, она играла силой и напряжением, что передавалось в музыке, а конюх обладал особенным музыкальным чувством: «Его учила несложным напевам эта природа, шум ее леса, тихий шепот степной травы, задумчивая, родная, старинная песня, которую он слушал еще над своею детскою колыбелью <..> Тайна этой поэзии, кооторую не выучишь по нотам, состояла в удивительной связи между давно умершим прошлым и вечно живущею, и вечно говорящею человеческому сердцу природой, свидетельницей этого прошлого. А он, грубый мужик в смазных сапогах и с мозолистыми руками, носил в себе эту гармонию, это живое чувство природы».
Ученик 3: Но Анна Михайловна не сдалась. Она также играла по вечерам спокойную тихую мелодию, и постепенно Петрусь начал понимать и этот инструмент.
«Наконец его рука попала на гладкие клавиши. Тихий звук струны неуверенно дрогнул в воздухе. Мальчик долго прислушивался к исчезнувшим уже для слуха матери вибрациям и затем, с выражением полного внимания, тронул другую клавишу. Проведя после этого рукой по всей клавиатуре, он попал на ноту верхнего регистра. <..>
Но при этом казалось, что слепой придавал еще какие-то особенные свойства каждому звуку: когда из-под его руки вылетала веселая и яркая нота высокого регистра, он подымал оживленное лицо, будто провожая кверху эту звонкую летучую ноту. Наоборот, при густом, чуть слышном и глухом дрожании баса он наклонял ухо, ему казалось, это этот тяжелый тон должен непременно низко раскатиться над землею, рассыпаясь по полу и теряясь в дальних углах».
Учитель: С приходом музыки в жизнь Петра всё изменилось: «впечатления слуха получили первостепенное значение», он запоминал мотивы, песни, сочинял свои произведения, в которых соединялись народные мотивы и его личное творчество. Как помог его талант в обучении?
Ученик 1:  Мама старалась показать с помощью разницы звуков разницу в ярких и тёмных цветах. Когда Петрусь гладил своего аиста по белым перьям, Анна Михайловна ударяла по клавише, и раздавалась высокая нота, а когда рука мальчика доходила до чёрных перьев, женщина нажимала другую клавишу, и раздавалась низкая басовая нота.
Ученик 2: Позже дядя Максим вспоминает об этом детском опыте и вместе с Эвелиной пытается с помощью звуков показать различие оттенков цветов.
«Что такое красный звон, ты можешь узнать не хуже меня: ты слышал его не раз в городах, в большие праздники, только в нашем краю не принято это выражение...
– Да, да, погоди, – сказал Петр, быстро открывая пианино. Он ударил своею умелою рукой по клавишам, подражая праздничному колокольному трезвону».
Учитель: Вы в начале нашего разговора употребили словосочетание «колокольный звон», который приносит радость, а дядя Максим говорит, что такой звук слишком громкий, яркий, некоторые даже его не выносят. Почему же так происходит?
Ученик: Это зависит от того, кто играет. В произведении мы встречаем двух слепых звонарей — Роммана и Егория, последний поселяет в душу Петра грусть. Роман — человек добрый, отзывчивый, он ослеп в семь лет, а Егорий слепой от рождения и злится, что никогда не сможет видеть даже простых вещей. Он гордится тем, как он звонит в праздники. Возможно, именно об этом «праздничном трезвоне» говорил дядя Максим. Егорий хотел продемонстрировать своё мастерство, но «получилась только мелкая дробь, не распространившаяся дальше площадки колокольни». Когда же начал к вечерне звонить Роман, то это были «ровные, меланхолические удар, замиравшие в синих сумерках вечера», слышимые даже за несколько вёрст.
Учитель: После разговора со звонарём Пётр начинает задумываться о своём будущем, как он будет жить дальше, кем он станет, какую пользу принесёт своей семье, людям. Как он решает поступить?
Ученик 1: Пётр чувствует неудовлетворённость своим положением, он понимает, что должен уметь жить самостоятельно. Вдохновлённый рассказами о нищих музыкантах и о слепом Юрке-бандуристе, который поднимал боевой дух своих товарищей, Пётр принимает решение странствовать со слепыми. Этот опыт стал для него самым важным в жизни: «С каждым новым шагом навстречу ему лились новые звуки неведомого, широкого, необъятного мира, сменившего теперь ленивый и убаюкивающий шорох тихой усадьбы... Он совершенно одолел песню слепых, и день за днем под гул этого великого моря все более стихали на дне души личные порывания к невозможному... Чуткая память ловила всякую новую песню и мелодию».
Учитель: Что происходит после возвращения Петра домой?
Ученик 2: В жизни Петра после возвращения из странствия произошло ещё одно событие — рождение ребёнка. Пётр боялся, что ребёнок тоже родится слепым, но, когда сказали, что малыш видит, с героем произошла разительная перемена: он как будто бы на мгновение прозрел. Исполнилась его заветная мечта. Этой секунды ему хватило навсегда, чтобы злость и обида на судьбу навсегда исчезли, произошло исцеление души.
Учитель: Как эти события отразились в мелодиях, которые сочинял Пётр?
Ученик: Пётр стал известным пианистом, музыка которого «захватывала сердце объединённой и замиравшей толпы», потому что он был воспитан в народных традициях, слышал мелодии, которые вобрали в себя звуки природы, знакомые ему с детства, Пётр познал людское горе, печаль, радость, узнал трагедию человеческой души, и всё это воплотил в своей музыке. «Среди яркой и оживленной мелодии, счастливой и свободной, как степной ветер, и, как он, беззаботной, среди пестрого и широкого гула жизни, среди то грустного, то величавого напева народной песни все чаще, все настойчивее и сильнее прорывалась какая-то за душу хватающая нота. <..> Через минуту над заколдованной толпой в огромной зале, властная и захватывающая, стояла уже одна только песня слепых... <..> Но это уже была не просьба о милостыне и не жалкий вопль, заглушаемый шумом улицы. Теперь он одолел ее в своей душе и побеждал души этой толпы глубиной и ужасом жизненной правды... Это была тьма на фоне яркого света, напоминание о горе среди полноты счастливой жизни... Казалось, будто удар разразился над толпою, и каждое сердце дрожало, как будто он касался его своими быстро бегающими руками. Он давно уже смолк, но толпа хранила гробовое молчание. <..> Так дебютировал слепой музыкант».
Учитель: Сильное впечатление произвела музыка, которая показывала всю горечь и радость жизни. Музыка слепого музыканта заставила людей задуматься о судьбе своих близких и окружающих людей. А это главная задача творчества — заставлять задумываться не только о себе, делать мир лучше.

5. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Музыка»

Предлагаю вам прочесть стихотворение А.А. Ахматовой «Музыка», посвящённое русскому композитору Д.Д. Шостаковичу:

В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся,
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.

Как вы думаете, можно ли уловить что-то схожее с произведением В.Г. Короленко «Слепой музыкант»?
Ученик 1: Шостакович, как и Пётр, сочинял музыку. Это люди-творцы, которые через свои произведения хотят сказать о чём–то важном людям. А о чём, решает каждый человек для себя, поэтому и «на глазах», то есть «сейчас», «в эту минуту», «края гранятся» – музыка обретает множество граней, смыслов.
Ученик 2: Слово «чудотворное» относится к тому преображению души человека, которое совершает музыка. Она всегда рядом, она не предаст, будет до конца, даже в самые трудные дни («была со мной в могиле»).
Ученик 3: Интересны сравнения «пела, будто первая гроза» и «будто все цветы заговорили». Как Петрусь отождествлял мелодию свирели Иохима со звуками природы, так и у А.А. Ахматовой происходит отождествление музыки Шостаковича с самой чистой, первозданной музыкой природы. А значит эта музыка самая настоящая!

6. Подведение итогов

Учитель: А теперь после анализа обратимся к жанру произведения. Это этюд. Этюд — это музыкальная пьеса для одного инструмента или голоса, предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Как вы думаете, почему Короленко отнёс именно к этому, не свойственному для литературы, жанру своё творение?
Ученик: Данный жанр показывает соединение видов искусств: литература неразрывно связана с музыкой. Всё произведение явилось развитием технического мастерства Петра, с самого первого звука он шёл к пониманию музыки, созданию своей композиции, которая останется навсегда в сердцах его слушателей, и у него это получилось.
Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Ученики: Мы сегодня проследили, как музыка помогла прозреть слепому человеку, как изменила его, а он, не храня эти знания в себе, несёт их в мир, делая его лучше, чище, добрее. Таким образом, музыка способна творить чудеса!