Организационный момент
Слайд 2 Звучит запись романса “Утро туманное”
Учитель Вы прослушали романс, который написан на стихи великого мастера пейзажа и автора всем известных романов и повестей. Кто он? (ответы детей)
Конечно же, И.С.Тургенев, творчеству которого посвящена наша литературная встреча. Слайд 3 Ребята, вы, безусловно, уже знакомы с творчеством И.С.Тургенева, а сегодня мы попытаемся их расширить.
1-й ученик (читает стихотворение в прозе И.Тургенева “Русский язык”). Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (Июнь, 1882)
Учитель. С необыкновенной тонкостью и нежностью относился великий художник слова к русскому языку. И.С.Тургеневу принадлежит замечательная формула: язык = народ. Большую часть жизни проведший за границей, знаток многих иностранных языков. И.С.Тургенев не переставал восхищаться русским языком, называя его “великим и могучим”, связывая с ним надежды на светлое будущее России: но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”. Писатель призывал беречь наш прекрасный язык. Он верил в то, что с помощью такого языка можно создавать великие произведения
2-й ученик “...Я никогда ни одной строчки в жизни не напечатал не на русском языке, в противном случае я был бы не художник, а просто дрянь. Как это возможно писать на чужом языке, когда и на своем-то, на родном, едва можно сладить с образами, с мыслями?” (Письмо к Венгерову).
Учитель. Изменить русскому языку, Родине! Об этом ему даже думать страшно. Его Муза знала только одну любовь, один язык. Она безраздельно была отдана России! Вынужденный обстоятельствами подолгу жить за границей, он не терял из виду милую его сердцу Родину, о ней он всегда думал и помнил. Это он говорил: “Нет счастья вне Родины, каждый пускай корни в родную землю”.
1-й ученик. “Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто без нее обходится”. (Роман “Рудин”.)
Cлайд 4 Учитель. Даже перед смертью, обессиленный и усталый, он думает о ней с болью в сердце, с болью оттого, что не надеялся уже ее увидеть.
2-й ученик. “Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – Родине поклонитесь, которую я уж, вероятно, никогда не увижу”. (Письмо Полонскому.)
Учитель. Да! Он всегда думал о России, стремился домой, в Спасское. И хотя он много работал и за границей, все-таки мы гордимся тем, что свои крупные произведения Тургенев создал в России, в Спасском, о благотворном влиянии которого на его творчество он говорил всегда.
1-й ученик “Пишется хорошо, только живя в русской деревне, там и воздух как будто полон мыслей. Мысли напрашиваются сами”.
Слайд 5 Учитель. Русская деревня... Места на Орловщине, бесконечно дорогие его сердцу, с их синевой далей, дубовыми рощами, липовыми аллеями, места, отмеченные его гением, - стены у Красивой Мечи, реки Иста и Снежедь, Бежин луг. Все это глубоко западает в душу, оставляя неизгладимый след. И каждый из нас, прочитавший вдохновенные строки о природе, о состоянии человеческой души, не может уже забыть их. Трудно остаться равнодушным к чистоте и прелести его произведений, так она лиричны, напевны, кристально чисты. В истории русской литературы не было, пожалуй, другого такого крупного писателя, как Иван Сергеевич Тургенев, кто бы так искренне, нежно любил природу родного края и так полно, разносторонне отразил ее в своем творчестве.
2-й ученик. “Я не могу без волнения видеть, как ветка, покрытая молодыми, зеленеющими листьями, отчетливо вырисовывается на голубом небе. Жизнь, ее реальность, ее капризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту... все это я обожаю. Я прикован к земле!” (1848)
Учитель. Вы услышали отрывки из писем к Полонскому, Венгерову. Многие письма Тургенева превращаются в “стихотворения в прозе”, так они глубоки по чувству, поэтичны по мысли, изящны и выразительны по форме. Они волнуют сердце проникновенной думой о жизни человека, о его возможностях... “Стихотворения в прозе” - это русская речь в ее весеннем разливе, в тихом очаровании осени, в буйстве и нежном лепете красок. Стихотворения не утратили своего неповторимого очарования и поныне. Краски Тургенева не поблекли, ибо “Стихотворения в прозе” - это наше собственное детство, юность, зрелость, т. е. все то, что неотделимо от нас самих.
Учитель. Ребята! А кто из вас догадался о том, с каким удивительным жанром в творчестве И.С.Тургенева мы сегодня познакомимся? (ответы детей).
Слайд 6
- Совершенно верно, но для этого мне понадобится ваша помощь, а пока предлагаю Вам прослушать еще несколько “стихотворений в прозе”.
ФОНОЗАПИСЬ
“Добрый день, мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд; тебе, вероятно, скучно станет, и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их вразброд: сегодня одно, завтра другое, и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу”. (“К читателю”.)
Учитель. Мало кто мог подумать, что молодой писатель, ставший вскоре великим русским писателем, одним из популярнейших не только в России, но и в Европе, сохранит горячую привязанность к замужней женщине, последует за ней за границу, где, в конце концов, проведет большую часть своей жизни и лишь наездами будет бывать на родине. В одном из своих писем Тургенев сравнил себя с птицей, которая два раза в год совершает перелет: весной отправляется в русскую деревню, а осенью возвращается в Париж, к ней... Знакомство с Виардо продлится всю жизнь, превратившись в одну из величайших историй любви в мире... Более чем через 30 лет после первой встречи с Полиной Виардо Тургенев написал одно из своих самых чудесных стихотворений в прозе “Как хороши, как свежи были розы”, в котором отразил свое первое впечатление от юной певицы.
2 ученика читают под ноктюрн Шопена стихотворения в прозе “Как хороши, как свежи были розы...” Слайды 7-13
Учитель. Тургеневские девушки... Сколько споров и восторгов вызывали они и среди современников, и многие десятилетия спустя. Какие они удивительно разные, сложные, а порой загадочные! И всегда способные к борьбе, к действию, способные умереть за великое дело. Это и Н.Ласунская из романа “Рудин”, и Е.Стахова из романа “Накануне”, и девушка из стихотворения в прозе “Порог”. “Порог” по праву считается одним из лучших политических стихотворений в прозе. Он был опубликован впервые в сентябре 1883 года. Написан под впечатлением процесса Веры Засулич, честной и самоотверженной русской девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. Она стоит на пороге новой жизни. Писатель создает благородный образ женщины-революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и свободы народа.
Подготовленная учениками инсценировка стихотворения в прозе “Порог”.
Учитель. Тургенев не стал певцом революции. Но он был реалистом, остро чувствующим действительность, он многое угадывал в жизни русского общества, у него было “чутье настоящей минуты”. Знание русской жизни и притом знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное силой таланта и размышления сказывается во всех произведениях Тургенева.
Выразительное чтение стихотворения в прозе “Милостыня”.
Учитель. Мы прослушали несколько стихотворений в прозе. А сейчас давайте попробуем узнать, как же удалось автору совместить несовместимое? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в группах. Для выполнения заданий, вы можете пользоваться любыми удобными для вас источниками получения информации.
Слайд 14 Работа в группах
- Задание для 1 группы “Биографы” В какой период жизни И.С.Тургенева были написаны “стихотворения в прозе”?
- Задание для 2 группы “Редакторы” Где и когда были впервые опубликованы “Стихотворения в прозе”?
- Задание для 3 группы “Историки” Как назвал этот цикл произведений Тургенев? Кто и как переименовал их?
- Задание для 4 группы “Писатели” Круг тем, затронутых в “стихотворениях в прозе” и жанры, в которых они написаны?
- Задание для 5 группы “Литературоведы” Определите специфические черты, присущие “стихотворениям в прозе”.
Ответы детей.
Учитель комментирует и корректирует ответы учащихся (приложение 1), поддерживает и направляет дискуссию. Слайды 15-20
Учитель. Ребята! Цель нашего мероприятия – расширить знания о творчестве И.С.Тургенева. Как вы думаете, мы достигли цели? (ответы детей). Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового, интересного и полезного и предлагаю вам разгадать кроссворд.(приложение 2).
Слайд 21 Проверка кроссворда
Слайд 22
Заключительное слово.
Закрыта книга... Белые страницы,
Сомкнувшись накрепко, не шелестят,
Но мысли, как встревоженные птицы,
Куда-то вдаль без устали летят.
Свое волнение в душе не скрою,
Вновь образы из памяти зову,
И светлый мир тургеневских героев
Встает передо мною наяву.
Героев радости и огорченья,
Боль отреченья и любви слова.
Здесь в каждой строчке есть свое значенье.
Рождает мысли каждая глава.
Жизнь тороплива, не стоит на месте,
Мир переменчив каждый день и час,
Но вечные вопросы долга, чести,
Любви, добра всегда тревожат нас
И я страницу открываю снова,
Вновь вчитываюсь в строчки, не спеша.
И в светлый мир тургеневского слова
Погружена опять душа моя ...
Я желаю вам новых встреч с книгами Ивана Сергеевича Тургенева в библиотеке и дома. Благодарю всех за сотрудничество, большое всем спасибо!
Используемая литература.
1. Петров С.М. И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. – М.: Просвещение ,1968. – 165 с.
2. Полное собрание сочинений и писем И.С. Тургенева: В 28 т.; т. 6 – М.;Л. 1960 - 1968
3. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе, практическое пособие / [З. У. Губаева и др.]. - Москва : Айрис-пресс : Айрис-Дидактика, 2006. - 142, [2] с. - (Методика).
4. Тургенев в школе: Пособие для учителей/ Сост. Т.Ф.Курдюмова. – М.: Просвещение, 1981 – 175 с.