Урок литературы "Автор и рассказчик в произведении Л.Н.Толстого "После бала". Моральная ответственность человека за все происходящее"

Разделы: Литература


Цели:

  • Предметные: раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; формирование умений, понятий о личностных качествах героев, дать понятие «контраста» в литературе как художественного приема.
  • Метапредметные: уметь принимать и сохранять учебную задачу. 
  • Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса школьников к художественной литературе, понимания глубинных психологических процессов, связанных с чувствами любви, долга; продолжить развитие умения анализировать литературные образы, развивать речевой слух; формировать понимание литературоведческих   знаний; развивать логическое мышление, речь учащихся.
  • Личностные: воспитывать чувство ответственности по отношению к слову; формировать школьника как грамотную личность; развивать интеллект учащегося.

Оборудование: Литература. 8 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений, В.Я.Коровина, Москва «Просвещение», 2015., маршрутные листы, раздаточный материал для групповой работы (способствует развитию речи учащихся), презентация.
ХОД УРОКА

1. Чтение эпиграфа:

Жизнь – вызов. Примите его!
Жизнь – трагедия. Преодолейте её!
Жизнь – борьба. Выдержите её!
Жизнь – счастье. Сотворите его!

Мария Тереза

2. Беседа. Определение содержания темы, установка на беседу.

– Как вы понимаете эти слова? (Ответы обучающихся)
– От кого зависит все происходящее в жизни? (От человека)
– Должен ли человек чувствовать ответственность за все происходящее? (Ответы обучающихся)
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О моральной ответственности человека)
– А на основе какого произведения? ("После бала " Л.Н.Толстого)

У каждого из вас на парте лежат "Листы ожидания от урока", в которые вы вносите свои мысли:

Новое (чего не знал)  Что удивило?    Хочу узнать

3. Эмоционально-оценочное высказывание о прочитанном.

– Каковы ваши впечатления от прочитанного текста?
– Каков жанр этого произведения? (Рассказ в рассказе, т.к. в центре повествования одно важное событие из жизни одного героя, один герой, небольшое по объёму произведение, есть рассказчик и герой)
– Почему рассказ называется «После бала»? (Основные события происходят после бала. Именно после бала происходят события, изменившие жизнь героя).
– Надо сказать, что у этого рассказа есть своя предыстория. (См на слайде).

4.  Слово – научному эксперту, который расскажет нам о том, как создавалось это произведение

– Первоначально рассказ назывался “ Дочь и отец”. Толстой меняет название и называет “После бала”. Почему он это сделал? (Если бы осталось название “Дочь и отец”, главной проблемой было бы отношение отца и дочери, т.е. проблема отцов и детей. Название рассказа “После бала” затрагивало другую проблему, которая утверждала, что формируют человека общественные условия и случаи)
– Назовите действующих лиц рассказа. (Иван Васильевич, Варенька, Петр Владиславович – отец Вареньки, собеседницы, повествователь)

5. Работа в группах

Группа № 1

– Как выглядела Варенька? Найдите описание ее портрета.
– Какая деталь портрета вас удивила?
Вывод: При создании картины бала, при описании портрета Вареньки Л.Н.Толстой использует прилагательные: чудесный, прекрасная, знаменитые, великолепный…Все они передают возвышенное настроение Ивана Васильевича, его радость, умиление, восхищение Варенькой: “Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться”.

Группа № 2

– Найдите описание портрета отца Вареньки.
– О чем говорит его портрет?
– Какой вывод делает для себя Иван Васильевич, глядя на сапоги полковника?

6. Работа в группах. Заполнение таблицы. Работа с текстовым материалом

1 группа. Работа с таблицей «Сцена бала».
2 группа. Работа с таблицей «Сцена после бала».

1. Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала: слова, обозначающие цвет: белый, розовый, атласный.
Слова, обозначающие     звуки музыки: танцевал до упаду – и кадрили, и вальсы, и польки, мазурку.
Слова, обозначающие чувства: Бал был чудесный.
Зала прекрасная, буфет великолепный.
Без вина был пьян любовью. Препротивный инженер Анисимов – не могу простить до сих пор…
Неучтив с немочкой. И я вальсировал ещё и ещё и не чувствовал своего тела…
Не видал, как прошло время.
Восторг, благодарность, весел, доволен.
Я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро.
Любовался, смотрел с восторженным умилением.
Носки сапог особенно умиляли меня.
В моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал весь мир своей любовью.
Речь героев эпизода: ласковая, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Пожалуйста. Варенька.

(Прослушивание грамзаписи вальса, мазурки)

2. Слова и выражения, употребляемые в сцене после бала, в сцене описания наказания солдата:
Слова, обозначающие цвет:
Масленичная погода, был туман, насыщенный водой снег таял на дорогах; большое поле; мокрые головы лошадей; покрытые рогожками извозчики; что-то большое, чёрное; много чёрных людей; кузнец в засаленном полушубке и фартуке. Увидел что-то страшное.
Красная спина, что-то пёстрое, мокрое, красное , неестественное
Слова, обозначающие     звуки музыки:
Звуки флейты и барабана; жёсткая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия.
Слова, обозначающие чувства:
На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска… и мне казалось, что меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища.

Речь героев эпизода:

Братцы, помилосердствуйте.
Гневный голос полковника.
Они знали что-то такое, чего я не знал?

Слова, обозначающие действия, движение:

Военный шёл твёрдой, подрагивающей походкой;
бил по лицу солдата;
крикнул;
грозно и злобно нахмурился, поспешно отвернулся.
 
(Прослушивание грамзаписи фрагмента  военного марша)

7. Вопрос группам: Какой литературный прием здесь используется? (Контраст) С какой целью?

Термин на доске "контраст" (запись определения)

Эпизод бала и события после него противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.
Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Прием контраста помогает показать перелом в душе героя.
– Тогда что мы можем сказать о полковнике? О его характере? (Он статичен. Его характер неизменен. Может ли он измениться и стать не таким жестоким человеком по отношению к своей службе? Нет.)
– Приемлемы ли для него понятия милосердие, гуманность, чуткое отношение к людям? (Нет.)
– Как воспринимает роль жестокого полковника Иван Васильевич? (Ответы учеников.)
– Как вы думаете, почему главный герой ничего не предпринял? Не высказал своего мнения?

8. Проблемный вопрос

– А сейчас вернёмся к началу урока и ответим на вопрос.
– От кого зависит все происходящее в жизни? (От человека)
– Должен ли человек чувствовать ответственность за все происходящее?
Наша жизнь – всегда вызов. От него нельзя бежать.
– А наш герой принял жизненный вызов? (Нет. Он бежал от него.)
– В нашей жизни есть трагедии? (Конечно.)
– Но после этих трагедий мы можем стать сильнее? (Да. Потому что приобрели новый жизненный опыт.)
– Можно сказать, что жизнь – это борьба? С кем? С чем? (Со своими чертами характера, желаниями и др.)
– А счастье, дорогие мои, мы творим своими руками. Берегите свою жизнь.
– Я желаю вам быть творцами своего счастья и успешно преодолевать все трудности. 

9. Составление синквейна

10. Откройте свои "Листы ожидания" от урока (зачитать некоторые) 

11. Оценить свою работу по карточкам: синяя – все удалось, активно работал; желтая – были проблемы, не всегда был активен; красная – не все получилось

12. Домашнее задание. Написание эссе "Должен ли человек чувствовать моральную ответственность за все происходящее".