Цель деятельности учителя | Познакомить с жизнью и творчеством И.И. Дмитриева. Определить особенности басни “Муха”, как лучшей басни автора. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Метапредметные: уметь определять
проблему и ставить цель; структурировать
материал, подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции; воспринимать на слух
литературные произведения разных жанров,
осмысленное читать и адекватно воспринимать
текст; искать и выделять необходимую информацию. Предметные: работать с текстом (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, выделять смысловые части); определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; Личностные: использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации. |
Методы и формы обучения | Приёмы смыслового чтения; синквейн; исследование (анализ) текста. |
Образовательные ресурсы | |
Оборудование | Компьютер, экран. |
Наглядно-демонстративный материал | Таблица. |
Основные понятия | Басня, аллегория, мораль. |
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка учебной задачи:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить об одном из самых интересных жанров литературы. Прослушайте текст и попробуйте определить жанр, указав на жанровые признаки (чтение басни “Муха” или прослушивание аудиозаписи).
- Как вы думаете, кто является автором басни? (Предполагаемый ответ : И.Крылов)
- Автором басни является И.И.Дмитриев, который “вывел” басню из категории низкого жанра и сделал её популярной.
- Что вы знаете об этом авторе?
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
2. Актуализация знаний.
- После прослушивания басни вы легко определили жанр. Давайте вспомним определение басни. (Дети рассказывают определение . изученное в начальной школе и в 5 классе).
Басня- короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированной моралью, нравоучением. В басне всегда присутствует мораль, которая может находится в начале басни или в конце.
- Вспомним, что такое мораль и аллегория.
- Как вы думаете, когда появился этот жанр? Прочитайте статью “Русская басня” и найдите в ней ответ на поставленный вопрос.
3. Изучение нового материала.
- Этот жанр, как правило, связывают с именем И.А.Крылова. Но немногие знают, какую роль сыграл в развитии русской басни Иван Иванович Дмитриев. Давайте поближе познакомимся с этим автором.
Работа с презентацией .Перед просмотром презентации детям даётся вопрос, на который они должны ответить после :
а) Какую роль сыграл в развитии русской басни Иван Иванович Дмитриев?
б) В чём особенность его басен?
После просмотра презентации дети дают ответы на поставленные вопросы.
- Ребята, давайте прочитаем высказывание П.А. Вяземского о И.И.Дмитриеве и И.А.Крылове (распечатки на партах).
“Дмитриев и Крылов - два первостатейных мастера двух различных школ. Один берёт живостью и яркостью красок: они всем кидаются в глаза и радуют игривостью своею. Другой отличается более правильностью рисунка, очерков, линий. Дмитриев как писатель, более художник, чем Крылов, но уступает ему в живости речи. Дмитриев пишет басни, а Крылов их рассказывает...”
- Подчеркните те места в высказывании, которые характеризуют басни Дмитриева. - Вернёмся к басне “Муха”. Эту басню считают лучшей басней И.И.Дмитриева (ученик читает вслух). Подтвердите или опровергните мысль Вяземского о том, что Дмитриев-художник. (Дети говорят о том, что автор словесно нарисовал картину, которая им ясно видится).
- Одной из жанровых особенностей басни является то, что в ней осмеивается какой-либо порок человека, жизненная ситуация или позиция. Над чем смеётся автор в этой басне? (Дети отвечают, что Дмитриев осмеивает ту жизненную позицию, когда человек приписывает себе чьи-то заслуги, видя что они были заработаны очень тяжело).
- Почему Иван Иванович берёт за основу сюжет , в котором рассказывается о тяжёлом крестьянском труде? Найдите ответ в комментариях к басне на стр. 29.(Прочитав, дети подтверждают высказанное ранее мнение о том, что крестьянский труд тяжёл, особенно пахота . Бык “тащился” домой, а муха , благополучно просидев во время пахоты на нём, присвоила его заслуги и себе. Картина тяжёлого крестьянского труда усиливает то значение, которое хотел предать автор. Дети должны сказать, что автор использует приём аллегории).
Работа с таблицей (Приложение 1). Начать её можно в классе, а закончить дома. Можно предложить работу в паре. Работа основывается на материале статьи “Муха” (по учебнику В.П.Полухина,В.Я.Коровиной...).
4. Рефлексия.
- Составить синквейн, темы “Дмитриев”, “Басня”, “Муха” .
5. Домашняя работа: закончить таблицу (если не выполнена на уроке) или выучить басню.
Литература.
- О.Г.Черных. Практикум по литературе. 6 класс. - М., ВАКО, 2011г.
- М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. - М., АйрисПресс, 2012г.