Цель: знакомство с произведением К.Паустовского “Стальное колечко” и определение жанровой принадлежности текста; формирование гражданского сознания школьников
Задачи урока (Планируемые результаты):
Предметные:
- Познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского “Стальное колечко”
- Формировать умения определять жанровую принадлежность текста
- Развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения
- Расширять и активизировать словарный запас
Метапредметные:
Регулятивные:
- Формирование умений сохранять учебную цель, заданную учителем
- Формирование самостоятельно ставить учебные задачи.
- Формирование умений оценивать учебные действия
Познавательные:
- Развивать умение анализировать текст, раскрывать художественные особенности,
- Работать над использованием знаково-символичных средств
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, Развивать умения строить простые речевые высказывания, давать определение понятиям.
- Развивать умения работать со словарем
Коммуникативные:
- Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные:
- Работать над самооценкой и пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
- Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
- Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со словами, индивидуальные карточки, карточки для работы в парах, “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит музыка “С чего начинается Родина?”
Слова учителя на фоне музыки:
“Есть у русского человека одно слово, самое дорогое, важное. Это слово Родина. Его можно заменить другим, не менее важным словом: родная сторона. У каждого человека есть свой маленький уголок – улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких разных уголков и состоит наша общая Родина. Страна, где человек родился”
Как вы думаете, почему урок я начала с этих строк? (Мы сегодня будем говорить о Родине, о родной стороне. Вчера мы познакомились с произведением Паустовского “Стальное колечко”. Это произведение о Родине, о родной стороне)
А что для вас слово “Родина?” (ответы детей)
2. Актуализация знаний
Вчера у нас состоялась первая встреча с произведением Паустовского “Стальное колечко”.
Вам понравилось это произведение? (ответы детей)
Чем понравилось? Кто из персонажей понравился вам больше всех? (Варюша) Как вы себе ее представили? (ответы детей)
А как автор относится к девочке? (Девочка нравится автору, он называет её ласково – Варюша)
А когда вы читали произведение, вы были внимательными читателями? Как узнать? (например, провести викторину по содержанию текста, игру “Верно или неверно)
Давайте проверим, какие вы внимательные читатели.
“Викторина по произведению”. Дома вы прочитали текст до конца. Какие вопросы по содержанию текста вы составили? ( Где жила Варюшка с дедом? Как звали деда? Куда Варюшка пошла за махоркой? Кто такой Сидор? С кем Варюшка встретилась в Переборах? Какой подарок она получила?)
Для чего нужно уметь задавать вопросы? Где это умение может пригодиться?
Игра “Верно ли?”
Каждой паре предлагаются 6 высказываний. Вам необходимо оценить эти высказывания. Если высказывание верное, то вы ставите “+”, если высказывание неверное, вы ставите “-”.
Что будете делать с неверными высказываниями? (изменять высказывание так, чтобы оно стало верным)
- Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (“-”)
- Дед Кузьма и Варюша жиле в деревне Моховое (“+”)
- В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (“-”)
- В воскресенье Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (“+”)
- На платформе девочка встретила двух бойцов. (“+”)
- Боец попросил подарить ему махорки. (“-”)
- Боец попросил продать ему махорки. (“+”)
- Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (“+”)
- Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко. (“-”)
- Боец надел Варюше на средний палец маленькое стальное колечко. (“+”)
Самопроверка. Даются правильные ответы. Если ваш ответ совпадает с правильным, то обводите его в кружочек.
Оцените свою работу на “Линеечках оценки”. Если все ответы совпали, то * поставьте на верхней ступеньке, если допущены ошибки ,частично совпали - * на средней ступеньке, если нет ни одного совпадения - * на нижней ступеньке.
У кого все ответы совпали – тот может себя назвать внимательным читателем.
3. Словарная работа. Определение значения слова
Вчера на уроке при знакомстве с произведением мы находили незнакомые слова и выражение. Что мы с ними делали? (Определяли значение слов). Как мы это делали? (Работали с толковым словарем, с Интернетом) Для чего нам нужна была такая работа? (Чтобы понять текст, его осознать)
Проверим, умеете ли вы соотносить слово и его значение.
У каждой группы есть карточки со словами и их значениями. Вам необходимо распределить карточки со словами между участниками группы, а каждому участнику подобрать к своему слову лексическое значение
Какому слову нет карточки с лексическим значением? (ЛЕЩИНА)
Можете ли дать определение этому слову? (нет))
Что будем делать? (искать значение в словаре).
Я предлагаю двум детям найти объяснение слова в толковом словаре, а двум другим найти предложение в тексте Паустовского с этим словом. (учебник стр.35)
(Группа детей работает с толковым словарем, остальные проверяют выполнение задания)
Пока группа детей работает с толковым словарем и учебник, остальные по предложенным картинкам определяют слово и значение.
Я показываю картинку, в каждой группе встает тот, у кого слово, обозначающее предмет, изображенный на картинке, и читает объяснение слова.
Проверка выполненной работы по определению слова “лещина” Учащиеся зачитывают определение слова из толкового словаря и отрывок из произведения “Стальное колечко”, в котором употребляется это слово.
Найдите на следующих картинках лещину.
А где можно узнать информацию об этом растении? (в энциклопедии, в учебниках окр.мира и т.д.)
4. Постановка учебной задачи
“Стальное колечко”. Вчера на уроке мы анализировали название произведения.
Какие вопросы возникли? Какие были версии?
Что за произведение? (стихотворение, научная статья, рассказ, сказка)
О чем произведение? (о колечке)
Прочитав произведение, ваше мнение изменилось? (ДА) О чем оно? (о девочке, о её судьбе, о Родине, о родной стороне)
Вчера мы анализировали название произведения и пытались по названию определить жанр. Какие были версии? (стихотворение, научно-популярная статья, рассказ, сказка)
Смогли ли мы по названию произведения узнать жанр? (нет)
Прочитав произведение, можете ли определить, к какому жанру относится произведение? (Учащиеся высказывают разные мнения. Одни считают, что это произведение – рассказ, другие – сказка)
Над чем нам сегодня предстоит поработать? (Стальное колечко – рассказ или сказка?)
Сформулируйте тему и цель урока. (К.Паустовский “Стальное колечко”. Рассказ или сказка?)
Цель – Определение жанровой принадлежности произведения.
Что нам нужно для того, чтобы выяснить, к какому жанру относится произведение “Стальное колечко”? (Вспомнить, что такое рассказ и что такое сказка. Знать содержание произведения. Уметь находить признаки рассказа и сказки в произведении)
Задачи урока я предлагаю сформулировать так:
1. Выделить признаки рассказа и сказки в произведении “Стальное колечко”
2. Развивать умение анализировать текст, находить художественные особенности
3. Развивать навыки сознательного чтения
4. Пополнять словарный запас
5. Формировать потребность к книге, чтению
6. Формировать понятие “Родина”, воспитывать потребность заботиться о близких людях, любить родной край, свою Родину.
5. Решение учебной задачи
Признаки рассказа и сказки мы будем определять через анализ произведения. Работать будем в группах. 1-2 группа будет доказывать, что “Стальное колечко” - это “рассказ”, а 3-4 группа будет доказывать, что это произведение – “сказка”
Вспомните, что такое “рассказ” и что такое “сказка” и назовите признаки рассказа и сказки. (Рассказ - это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде о жизни героя. В рассказе реальные события. Есть завязка сюжета (начало), развитие сюжета (основная часть) и заключение. Сказка – это вид устного народного фантастического повествования, в котором добро побеждает зло. В сказке есть зачин, концовка, есть волшебные предметы, чудеса, есть герои-помощники, волшебные числа, все желания исполняются)
Прочитав произведение “Стальное колечко”, мы составили план. Работа по этому плану поможет нам последовательно выделять признаки сказки и рассказа в произведении.
Рассказ | Сказка | |
Начало произведения. В деревне Моховое | + | |
Встреча Варюши с бойцами | + | + |
История про Сидора | + | + |
Варюша потеряла колечко | + | |
Приход Весны | + | + |
Варюша нашла колечко | + | |
Дедушка поправился | + | + |
“Наша земля – истинный рай” | + |
Как начинается произведение? Прочитайте. (Жужжащее чтение)
Что можете сказать о начале? На что похоже начало произведения - на сказку или рассказ? (на рассказ) Какие признаки рассказа вы можете выделить? (Описываются события, которые могли происходить в реальной жизни. Указано, в каком селе живут герои). Отметьте в таблице знаком “+”, что начало произведения похоже на рассказ.
Посмотрите на следующие иллюстрации. Какой эпизод изобразил художник? (Встреча Варюши с бойцами)
Какое задание к этим иллюстрациям вам хотелось бы выполнить? (прочитать по ролям, по цепочке, пересказать отрывок и т.д.)
Выполняется задание в соответствии с выбором учащихся. Оценивается выполненная работа учащимися.
Что вы можете сказать о поступке Варюши? А бойца? (ответы учащихся)
Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)
Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
Эпизод встречи Варюши с бойцом напоминает вам сказку или рассказ? Поставьте знак “+” в соответствующий столбик таблицы.
Как характеризует жанр произведения история про Сидора? Обсудите в группах
1-2 группа. История про Сидора напоминает рассказ, так как Сидор - обычная птица. Все, что происходило с Сидором – можно увидеть в реальной жизни.. Это не сказочный персонаж и искать колечко не может. Его ответ Варюше – это то, что ей слышится в писке Сидора.
3-4 группа. История про Сидора – это сказка, потому что Птица говорит человеческим языком.
Отметим в таблице, что история про Сидора напоминает и рассказ, и сказку.
А весна – сказочный персонаж или нет? (ответы детей)
Найдите отрывок, в котором говорится, как Варюша увидела Весну. Послушайте этот отрывок (Включается аудиозапись)
Что вы представили? Какой образ весны создал автор в своем произведении? (ответы детей)
Попробуйте создать образ весны: 1 группа – с помощью прилагательных, 2 группа – с помощью глаголов, 3 группа – с помощью существительных, 4 группа составит синквейн: 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение о весне, существительное.
Учащиеся работают. Во время работы звучит музыка П.Чайковского “Апрель”
Представление и оценка выполненных работ.
Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о том, почему девочка потеряла колечко. Как это случилось? (ответы детей)
Почему расстроилась Варюша? (Не будет здоровья деду, не будет радости, не увидит она белый свет.)
Как же нашла Варюша то место, где потеряла колечко? Прочитайте.
О чем это говорит? О какой черте характера? (Девочка была сообразительная, смышленая, находчивая) Эти эпизоды напоминают вам рассказ или сказку? Отметьте в таблице.
На какой палец Варюша надела колечко? Как это характеризует девочку? (она любит своего деда и хочет ему помочь)
Какое чудо случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы? (Приход весны само по себе чудо, т.к. преображается природа)
Отчего же поправился дед? (ответы детей) Это эпизод напоминает сказку или рассказ?
Варюша нашла колечко, надела на средний палец, дед сразу поправился (сказка)
Пришла весна, пригрело солнце – дед поправился (рассказ)
Как заканчивается произведение? Прочитаем последние 2 абзаца. О чем узнали? (Варя верит, что колечко волшебное, но отказывается от последнего желания)
Может ли подобное быть в сказке? (Нет, в сказке все желания исполняются)
Это заключение, как в рассказе или концовка как в сказке? (ответы детей)
Почему Варя отказывается от последнего желания? (она любила свою деревню, свою маленькую родину, что даже не хотела посмотреть на белый свет со всеми его чудесами)
6. Итог урока.
Произведение “Стальное колечко” - сказка или рассказ? (и рассказ, и сказка). К.Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Сам Паустовский определил это произведение как сказку, а значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он говорил: “Мы живём в мире сбывшихся сказок...” Как вы это понимаете? (рядом с нами всегда есть чудеса, нужно только уметь их замечать)
О чем важном хотел нам сказать писатель этим произведением? (о добре, заботе о ближних, любви к Родине)
“Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. В чем нашла свое счастье Варюша? (ответы детей)
- Я думаю, что Варюша нашла свое счастье на Родине. Ей нравиться жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нем. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю. Любите, своих родных, берегите их. Семья – наше достояние, наше счастье. Дорожите родным домом, своей Родиной. Ведь понятие “родина” начинается с малого, семьи, где тебя любят, понимают, в тебе нуждаются...
Итак, какие задачи решались сегодня на уроке? (определяли признаки сказки и рассказа в произведении “стальное колечко”, анализировали произведение, определяли художественные особенности, пополняли словарный запас, формировали навыки сознательного чтения.
7. Домашнее задание
1. Продолжите сказку, помечтайте вместе с Варенькой. Помните, в начале рассказа Варюша надела кольцо на мизинец. А солдат забыл ей сказать про него. Вот вы и придумайте, что было бы дальше, если колечко надеть на мизинец. Но одно условие, чтобы чудеса не были фантастическими, а реальными, как у Паустовского
2. Описать свои впечатления от прочитанного произведения в виде стихотворения или небольшого рассказа.
3. Самый любимый и родной уголок для Варюши – это деревушка моховое. А у вас есть любимый и родной уголок? Расскажите о нем.
8. Рефлексия
Кто доволен работой на уроке? Что сегодня удалось? Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?
Список литературы
1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: учебник для 3 кл. – Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”, 2012
2. Захарова В.В., Серова М.В.. Поурочные разработки по литературному чтению: 3-й класс. – Самара: корпорация “Федоров”, 2009.
3. Ожегов С.И.. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ, 1994.
4. Паустовский К. Стальное колечко. – М.: Советская Россия, 1977 – 24 с.
5. Единая коллекция ЦОР https://urok.1sept.ru/articles/651864/
6. Единая коллекция ЦОР: http://evenkia-school.ru/fest_pi/otkryt_urok/Popova_VN/ou_Popova_VN.html
7. Единая коллекция ЦОР http://artcyclopedia.ru/letnij_vecher_okolica_1899-levitan_isaak_ilich.htm
8. Единая коллекция ЦОР http://yandex.ru/images