1. Решаемые учебные проблемы (цели учителя):
- на примере семей Ростовых и Болконских показать цвет русского дворянства, нравственные ценности этих семей;
- научить понимать сопоставление и контраст как основной стилистический прием романа;
- показать роль портрета для создания целостного образа персонажа;
- развивать навыки выразительного осмысленного чтения, монологического высказывания и литературоведческого анализа;
- воспитывать серьезного, вдумчивого читателя;
- показать значение семьи, воспитания в формировании человека, роль нравственных опор.
2. Задачи обучающихся:
- продолжить знакомство с героями романа – представителями семейств Ростовых и Болконских;
- в ходе анализа эпизодов, их сопоставления выяснить общую атмосферу в семьях, взаимоотношения между героями, их жизненные принципы;
- выделить характерные черты всех Ростовых и Болконских, сходство и различия;
- уметь отбирать нужный материал в тексте (цитаты) для построения рассуждения;
- определить отношение автора и свое собственное к семьям Ростовых и Болконских и отдельным их представителям;
- развивать выразительное чтение.
Тип урока: урок-практикум (исследование)
Оборудование: тексты произведения, презентация, приложение-таблица
I. Предтекстовая подготовка:
Вхождение в тему урока.
Слово учителя: Хотя, по признанию Л.Н.Толстого, в романе “Война и мир” он больше любил “мысль народную”, чем “мысль семейную”, но если мы не представим себе происхождение героя, его истоки, его “гнездо”, мы не в силах будем понять мотивы его поступков, логику развития характера и судьбу персонажа. Нам не только интересно, но важно проследить жизнь главных героев, таких, как Андрей Болконский, Наташа Ростова, княжна Марья, Николай Ростов др., начиная с юности, детских лет. Семья, дом – это особый мир, место, где человек находит и выражает себя. Поэтому картины семейной жизни обладают большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье. И нам открывается многое, если мы внимательно читаем эти эпизоды.
Сегодня мы побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи, а затем – в имении Лысые Горы у Болконских.
II. Подготовка к вхождению в текст
Актуализация знаний: Проверка домашнего задания.
Учащиеся предварительно были поделены на две группы: “Ростовы” и “Болконские”
Назовите героя и обстоятельства, в которых звучат характеристики - представители групп попеременно задают вопросы:
- “Он никогда не благословлял своих детей и только, подставив ей щетинистую, еще не бритую нынче щеку, сказал, строго и вместе с тем внимательно-нежно оглядев ее: “Здорова?.. ну так садись!” (Николай Болконский)
- “До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием...”(Графиня Ростова)
- “... Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка со своими детскими открытыми плечиками...была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка...” (Наташа)
- “... Каждый день она входила в официантскую и со страхом крестилась и читала внутренно молитву о том, чтоб это ежедневное свидание сошло благополучно...” (Марья Болконская)
- “..Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын...., мне будет ...стыдно! (отец - А.Болконскому)
- “... Это была женщина с восточным типом лица, лет 45, видимо изнуренная детьми, которых у ней было 12 человек...” (Графиня Ростова)
Текстовый структурный элемент - работа с текстом
III. Учитель объясняет задачи, которые будут решать обучающиеся в ходе практической части.
Каждая группа получает таблицу пустограмму, которая по мере работы в группе должна быть заполнена
Линии сопоставления | Болконские | Ростовы |
1. Фамильные черты характера | ||
2. Отношения между взрослыми и детьми | ||
3. Отношения между детьми | ||
4. Жизненные цели |
IV. Работа с текстом – текстовый структурный элемент.
Практическая работа в группах.
Эпизод “В доме Ростовых” (т.I, ч.1., гл.7-11,14-17)
1. Чтение фрагмента – 8 глава “Графиня глядела на гостью, приятно улыбаясь...до конца главы” - чтение-экспромт
2. Практическая работа в группе
Вопросы для членов группы “Ростовы”:
(Вопросы учащиеся получают непосредственно на уроке, каждый член группы готовит ответ на свой вопрос)
- Какая атмосфера царит в доме Ростовых? Каковы взаимоотношения родителей? (найдите цитаты в тексте)
- Какой вы представляете Наташу Ростову? Николая? – роль портретных характеристик (подтвердите свое высказывание цитатой из текста)
- Проследите за глаголами, обозначающими действия Наташи (заскочила, подбежала, смеялась, расхохоталась, серьезно посмотрела). Как они помогают раскрыть характер персонажа, динамику сцены.
- Какова роль детали в этой сцене – кукла Мими?
- Кратко перескажите эпизод “Именины у Ростовых” (перечислите гостей, внешность, поведение, манеру общения гостей. Искренность как противопоставление лицемерию).
- Кто самый важный гость у Ростовых, которого все ждут? (Марью Дмитриевну Ахросимову, даму знаменитую не богатством, не почестями, а прямо тою ума и откровенною простотою общения, ждут с нетерпением все)
- Какой дерзкий поступок совершает Наташа во время обеда, о чем он свидетельствует?
Эпизод “В имении Болконских Лысые горы” (т.I, ч.1, гл. 22-25)
1. Чтение фрагмента гл.25. Разговор князя Андрея и Марьи - по ролям. “Ну а по правде, Marie, тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца?...до ... Прекрасные глаза его светились умным и добрым непривычным блеском...”
2. Практическая работа в группе
Вопросы для членов группы “Болконские”:
- О чем разговор княжны Марьи и Андрея Болконского? Как он характеризует брата и сестру?
- Расскажите о Николае Болконском. Что выделяет Толстой во внешности, привычках строго князя? Каковы жизненные идеалы старого князя?
- Каковы взаимоотношения в этой семье, традиции?
- Обратите внимание на эпитеты, которые использует автор при описании внешности героев, особенно их глаз (глаза - зеркало души) удивительные глаза – “лучистые”, как у Марьи, “прекрасные”, как у князя Андрея, “умные”, как у старого князя. (конец 25 главы)
- Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семье Болконских? (Сдержанность, уважение в поведении и отношении друг к другу, честь и достоинство на первом месте, деятельная активность.)
По окончании работы каждая группа представляет свой проект
V. Посттекстовый структурный элемент урока.
Беседа по вопросам:
1. Сопоставьте семьи Болконских и Ростовых, в чем вы видите сходства и различия?
2. Каковы основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых, Болконских?
3. Вспомните Курагиных. Почему Толстой не называет их семьей?
ВЫВОДЫ: (делают обучающиеся при поддержке учителя и записывают в тетрадь)
1. Чистота и теплота взаимоотношений, искренность и гостеприимство, щедрость и милосердие, уважение к каждой личности, искренняя любовь, открытость и широта натуры Ростовых вызывает глубокую симпатию автора. В доме Ростовых царит атмосфера демократичности, простоты, любви и правды. Ростовы живут не умом, а сердцем.
2. Принципы Болконских: благородство, честь, служение высокому долгу, поиски смысла жизни, сдержанность, аскетизм, суровость, трудолюбие. У Болконских не принято изливать душу, откровенничать. Их поступки более рациональны, и часто только глаза выдают глубокую духовность и человечность, красоту и сердечность взаимоотношений.
3. При внешней непохожести представителей этих дворянских родов чувствуется тонкая связь по духу и осмыслению ценностей жизни: семья, родина, честность, порядочность, искренность, близость к народу. Миры Болконских и Ростовых различны, но равно дороги Толстому – в них закрепились настоящие духовые ценности, национальные традиции. Не случайно судьбы представителей этих семей пересекутся таким замысловатым образом. Но чтобы сблизиться, им нужно было пройти через катастрофы, жизненные кризисы и утраты.
Рефлексия.
- В какой семье я себя представляю?
- Кто мне более симпатичен?
- Какой я вижу роль семьи в становлении человеческой личности ?
Домашнее задание: читать т I, ч.2
-
Смотр войск под Браунау.
- Шенграбенское сражение.
- Аустерлицкое сражение.
- Проанализировать поведение героев романа на войне (Кутузов, Багратион, Тушин, Тимохин, Болконский, Н.Ростов, штабные офицеры Жерков и Несвицкий) – индивидуальные задания
Литература.
1. Л.Н.Толстой. Избранные сочинения в трех томах. Том 1. М., “Художественная литература”, 1988.
2. А.А.Жук. Русская проза второй половины 19 века. М., “Просвещение”, 1981.
3. Литература 10 класс Ю.В.Лебедев, М. Б. Кузнецова. Методические советы. М., “Просвещение”, 2001.
4. Урок литературы в условиях введения ФГОС. Учебное пособие. Автор-составитель В.Я.Рыбникова. Ростов-на-Дону. Издательство ГБОУ ДПО РИПК и ППРО, 2016.