Цели:
- Образовательные: помочь обучающимся осознать проблему страданий мирного населения во время вооруженного конфликта; создать условия для ознакомления обучающихся с основными нормами по защите гражданского населения в ситуации вооруженного конфликта; создать условия для углубления представления о художественной детали и о внутреннем монологе.
- Развивающие: способствовать развитию умения анализировать мотивы в художественном произведении; обеспечить развитие умения предлагать пути решения проблем; содействовать развитию монологической и диалогической речи; создать условия для развития словесно-логического, критического мышления обучающихся путем аналитического чтения текста.
- Воспитывающие: способствовать патриотическому воспитанию обучающихся и осознанию необходимости увековечивать подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Оборудование: учебное пособие «Вокруг тебя – Мир..», компьютерная презентация
Тип урока: урок-исследование.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний
– На предыдущих уроках вы познакомились с произведениями В. Катаева, Б. Екимова, герои которых испытали на себе последствия войны. Каковы эти последствия? Как они сказываются на людях? (Люди, которые не участвуют в военных действиях, испытывают страдания.) Как же избежать этого? (Нужно защищать мирное население, которое является самым уязвимым в подобной ситуации.) Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
2. Мотивация. Целеполагание
– Как же можно защитить людей, не участвующих в вооруженном конфликте? (Нужно создать правила и законы, ограждающие от страданий самых уязвимых во время войны, соблюдать их, относиться к людям гуманно.) Итак, на уроке мы продолжим обсуждение проблемы гуманного отношения к мирному населению во время войны, познакомимся с основными нормами по защите гражданского населения.
– Что же может угрожать мирным людям в ситуации вооруженного конфликта? (Примерные ответы обучающихся: бомбежка, обстрел, ранение, плен, голод, холод, болезни и др. Записать на доске: «Угроза мирным людям в ситуации вооруженного конфликта». Под ней – ответы учащихся.) Все это может привести к смерти (записать на доске). Подберите антоним к этому слову. Жизнь (записать на доске). Сегодня мы выделим эти мотивы в произведениях, о которых пойдет речь на уроке, определим их роль в раскрытии идеи.
3. Формирование новых знаний и их первичное закрепление
– Дома вы прочитали фрагмент из книги В. Конецкого «Кто смотрит на облака». В эту книгу входят 10 самостоятельных новелл, условно связанных общими героями. Каждая из глав–новелл датирована: первая – 1942-м, последняя – 1966 годом. Это сложное и многогранное произведение. Перед нами предстают разные человеческие судьбы. Писатель исследует отдельные поступки и решения людей.
– Как называется отрывок, прочитанный вами? Какой теме он посвящен? (Рассказывается об одном дне из жизни пятнадцатилетней девочки Тамары, оказавшейся в блокадном Ленинграде.)
– А что вам известно о блокаде Ленинграда? (Сообщение учащегося.)
Сам Виктор Конецкий в 1942 году вместе с матерью и братом был вывезен из блокадного города по Дороге жизни. Он описывал то, о чем знал, что видел своими глазами.
Время действия в данном отрывке – 4 января 1942 года. Об этом же времени идет речь в поэме О. Берггольц «Февральский дневник», которая создавалась в блокадном Ленинграде в конце января – феврале 1942 года, впервые была прочитана 22 февраля 1942 года в 195 номере ленинградской «Радиохроники».
– Прочитайте отрывок из этой поэмы. (Выведен на слайд, выразительное чтение стихотворения одним учащимся.)
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина…
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных…
– Есть ли в этих строчках слова, детали, вызывающие ассоциации с понятиями «жизнь – смерть»? (Противопоставления: город – дремучий иней, трамвайные линии – полозья; тишина – жалоба – скрип полозьев; смешные детские санки – на них возят умерших и больных. Мотив смерти, замершей жизни.)
4. Проверка домашней работы. Групповая работа
– Дома вы, анализируя по группам отрывки из текста В. Конецкого «Кто смотрит на облака», должны были найти детали, в которых воплощаются мотивы «жизни – смерти». Но сначала объясните значение слова «мотив». (От фр. «напев, мелодия». Мельчайший элемент сюжета, простейший неделимый элемент повествования, повторяющееся явление.) Запишите это понятие в словарик. А теперь проверим, какие детали, воплощающие мотивы «жизни – смерти», вы нашли в своих отрывках.
1 группа анализировала текст от начала до слов «…Следующие двадцать…»; 2 группа – от слов «…В булочной пар от дыхания витал над огоньками…» до слов «…И не знала, ночь сейчас или день…»; 3 группа – от слов «…Арка почтамта, замершие часы…» до конца текста.
В результате проверки на доске записываются ключевые слова, связанные с мотивами «жизни – смерти».
Смерть:
- Обездвиженность (замерзшие троллейбусы, часы, иней на шляпках гвоздей, город «как будто … стоял на дне мертвого моря»).
- Отсутствие звука (очередь огромна, но беззвучна; оцепеневший город, мертвая тишина; все звуки приглушены).
- Холод (внутреннее оцепенение людей).
- Безразличие, безнадежность (ремесленник с лицом, которое ничего не выражает; Тамара лишилась хлеба – безразличие; очередь безразлична к мольбам ремесленника).
Жизнь:
- Движение и тепло (машина «Почта», летит теплый дымок).
- Еда (булочная, топот ног, пар от дыхания).
- Сочувствие, надежда (слова Однорукого: «Отогрею и пошлю работать»).
Учитель записывает на доске:
Жизнь – звук, движение, тепло, еда, сочувствие, надежда, доверчивость.
Смерть – тишина, обездвиженность, холод, голод, безразличие, безнадежность, враждебность.
5. Включение в систему знаний. Аналитическая беседа
– Обратитесь к монологу Тамары. Это внутренний или внешний монолог? (Внутренний, «поток сознания».) Проследите, как переплетаются мотивы линии «жизнь – смерть».
– Как монолог характеризует состояние героини? (Думает о других.)
– Однорукий устраивает Тамару работать почтальоном. Какие детали связаны с образом почты? (Движение, тепло – мотив жизни.)
– Какое значение приобретает образ почты? (Почта и символически, и в прямом смысле слова становится спасением Тамары: там она спасается от холода, встречает Однорукого, получает работу – разносить письма, а значит, получает рабочую карточку.)
– Почему Однорукий говорит Тамаре: «Если ты бросишь сумку…то станешь подлецом и умрешь подлецом»? Что для людей в блокадном Ленинграде значила почта?
– Как вы думаете, почему в международном гуманитарном праве содержится специальная норма, по которой гражданские лица могут сообщать о себе членам своей семьи, где бы они ни находились, а также получать от них сведения семейного характера?
6. Контроль усвоения знаний. Работа в парах
– Вернемся к записям на доске, сделанным в начале урока. Измените предложение «Угроза мирным людям…» таким образом, чтобы оно приобрело противоположное значение. «Защита мирных жителей в ситуации вооруженного конфликта».
– Посмотрите на слова, которыми вы обозначали все то, что может угрожать мирным людям во время войны. Если угроза связана с … (перечислить записанные слова), то что означает защита?
– Познакомьтесь с информацией, помещенной на стр. 37 (чтение вслух). Приведите примеры (на основе прочитанного, увиденного в новостях, обсуждаемого на уроках истории), свидетельствующие о гуманном отношении к гражданскому населению во время войн. (Дополнительная информация: работа Ж.-Ж. Руссо, «Общественный договор»; Кодекс Либера во время гражданской войны в США; Петр I, «Артикул Воинский 1716 г.»; М.И. Кутузов, «Приказ войскам от 21 декабря 1812 г.»; М.Д. Скобелев, «Из приказа войскам от 21 декабря 1878 г.».)
– Обсудите в парах и сформулируйте правила, которые могли бы защитить мирное население в ситуации вооруженного конфликта. Сравните ваши предложения с информацией в рубрике «Знаешь ли ты…».
Дополнительная информация. Сообщение заранее подготовившегося учащегося о правовых нормах, защищающих гражданское население во время войны, которые содержатся в Гааагских конвенциях 1907 г., IV Женевской конвенции 1949 г. и Дополнительном протоколе I от 1977 г. к Женевским конвенциям. Эти служить руководством для поведения воюющих по отношению к населению.
7. Организация домашнего задания
Представьте, что вы стали свидетелем разговора, в котором один из участников сомневается в необходимости существования норм международного гуманитарного права по защите мирного населения. Подберите и запишите ваши аргументы, которые помогли бы его убедить в нужности этих норм.
8. Подведение итогов. Рефлексия
– Итак, какие последствия может испытывать мирное население в ситуации вооруженного конфликта?
– Чему служит соблюдение норм международного гуманитарного права по защите мирных жителей?
Ответы учеников обсуждаются и обобщаются. Окончательный вывод может быть близок к следующей формулировке (записать в тетради):
Мирному населению в силу своей уязвимости приходится испытывать тяжелые последствия вооруженного конфликта: голод, болезни, разлуку с близкими, угрозу жизни. Соблюдение норм международного гуманитарного права способствует уменьшению страданий мирных людей.
– К сожалению, во время Великой Отечественной войны на долю нашего народа выпало много испытаний. Эти нормы были выстраданы, оплачены кровью миллионов мирных людей. Страшные уроки той войны никогда не должны быть забыты. Пусть эхо войны звучит в наших сердцах, остается в памяти потомков.