Психолого-педагогические исследования, проведенные в 60-70-е гг. ХХ в., выявили падение интереса школьников к обучению и его причины: перегрузка памяти, сухое воспроизведение информации, отрицательные эмоции, однообразие уроков. Транслируемое знание не выполняет функцию средства, развивающего личность. Оно передается в закрытом, конечном и абсолютном виде. Чтобы преодолеть эти факторы, необходимо умело отбирать учебный материал, сделать его интересным, а также сам процесс обучения должен быть личностно ориентированным, формировать внутреннее побуждение к учению, реализовать творческие возможности личности учащегося.
Исследовательский подход к обучению был сформулирован лингвистом Л.В.Щербой, когда он давал рекомендации по преподаванию фонетики: «О заучивании чего то бы ни было, не может быть и речи. Все занятия должны быть сведены к наблюдениям самих учеников под руководством учителя над собственным языком». Достоинство исследовательских технологий состоит в том, что они развивают мышление, открывают возможность самостоятельного поиска, расширяют кругозор, обеспечивают свободный доступ к информации, приобщают к культуре, творчеству, дают радость открытия, ставят учащегося в ситуацию успеха, обеспечивают его саморазвитие.
Современная методика преподавания предполагает для учеников другой стиль общения. Это дает возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике.
Учителю новые технологии позволяют лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности. А также это возможность для самореализации, осуществления собственных идей. Важную роль играют уроки с применением игровых технологий.
Игра – это не просто развлечение. Известный отечественный психолог, психиатр, педагог и доктор медицины И.А.Сикорский утверждал: «Значительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли…». Игровые технологии отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – процесс. Это усиливает развивающее значение. Игровые формы приближают процесс обучения к практической деятельности. Чаще всего учащиеся играют свою роль в конфликтной ситуации. Решения во многих играх принимаются коллективно. Что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс, который, в свою очередь, способствует развитию учащихся, углублению и повышению оперативных знаний.
К игровым технологиям относятся ролевые, имитационные, деловые и т.п. Так на уроке систематизации знаний после изучения (обзорно) комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» была проведена ролевая игра «Суд над Митрофаном Простаковым», вызвавшая живой интерес. Готовясь к уроку, учащиеся глубже, по-новому осознали проблематику произведения, повторили стили и типы речи. Само содержание пьесы блестяще знали все учащиеся, о чем говорили реплики «из зала суда» в ходе разбирательства. В результате герой был обвинен в следующем:
- в грубом обращении со своими близкими;
- в неуважении к матери и отцу;
- в прямом шантаже (когда мать пытается уговорить его учиться, он грозит утопиться);
- в неисполнении дворянского долга (он не служит);
- в содействии реализации подлого замысла своей матери (попытка выдать Софью замуж за Митрофана).
В конце речи утверждалось, что такой человек не изменится ни при каких условиях, и делался вывод: «Таких людей надо ограждать от общества… они могут также воспитать и своих детей». Но самой интересной оказалась речь адвоката, который отметил «пагубное влияние г-жи Простаковой», а также другие причины: «В воспитатнии Митрофана не принимал участия отец, а это важно при формировании личности ребенка, особенно мальчика. Г-жа Простакова и Еремеевна избаловали Митрофана, не дав развиватьс решительности, доброте, чуткости и самостоятельности». Адвокат отметил наличие логического мышления, проявившегося во время экзамена, и выразил надежду на способность героя стать лучше.
Урок, опирающийся на фантазию, использует элементы арт-педагогики и излагает учебный материал в сценарии, который пишут сами учащиеся под руководством учителя.. Такой урок можно провести в 10 классе при изучении (обзорно) «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Класс делится на группы, каждая из которых прочитывает определенные главы. Картографы составляют план-карту города Глупова, потомзнакомят с ним класс (можно представить два проекта); актеры пантомимой изображают всех градоначальников, часть класса показывает главные праздники, освещаемые в СМИ. Урок заканчивается рецензиями критиков.
В средних классах на уроках систематизации знаний по русскому фольклору можно использовать задание «Ожившая картина», где демонстрируют не только картину, но и какой-нибудь эпизод из круга произведений.
На уроках литературы часто используются исследовательские технологии. Это расширяет круг чтения, формирует умение самостоятельно находить решение поставленной проблемы доказывать сое мнение, правильно строить речь. Учащимся предлагается (предварительно) план по избранной теме с указание вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы с указанием вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы; класс лучше разделить на группы; выводы по работе представляются учащимися в виде пленов, тезисов, сообщений и т.п. Так, после изучения повести И.С.Тургенева «Ася» (8 класс) можно провести урок – исследование «Три истории любви И.С.Тургенева» (по повести «Ася», стихотворению «Я шел среди высоких гор…», стихотворению в прозе «Роза»).
Перемены последних лет в стране и в мире повлекли изменения в содержании и методах образования. Люди все больше осознают, что именно творчество – одно из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. А единственный источник творчества – это наша собственная личность. Поэтому необходимо постоянно подпитывать свой творческий дух.
Новый подход в обучении характеризуется тем, что происходит замена учебно-предметного принцина на метапредметный. И в этом очень большая роль отводится проектным технологиям.
Проектные технологии характеризуются как деятельностные и деятельностно-ценные. Эти технологии будут всегда находиться с стадии разработки, так как вбирают в себя лучшие педагогические находки учителей.
Так, знакомя учащихся с драмой как родом литературы, можно предложить в качестве домашнего задания создать афишу и представить ее на суд зрителей. Обсуждение афиш можно провести дважды: до изучения пьесы (на уроке открытия новых знаний) и после работы над нею (на уроке систематизации знаний). Это позволит увидеть, как меняется представление учащихся о произведении.
В рамках технологии «Направляемый проект» на уроке систематизации знаний по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» можно предложить группам составить гербы Гринева и Швабрина. Эта технология предусматривает предварительное инструктирование, чтение исторических источников, изучение библиографии. Во время защиты проектов выясняется, что ребята учитывали цвет, конфигурацию, символику фигур. В гербе Швабрина предлагалось поместить бабочку (непостоянство, безнравстевнность), волка (злость, зависть), сирену (обман, хитрость), а в гербе Гринева – льва (сила, мужество, великодушие) на золотом (сила, верность, чистота, постоянство) и пурпурном (достоинство, сила, мужество) фоне.
Конечно, урок будет успешен только тогда, когда учитель способен сделать свои знания достоянием учеников. А для этого использует все современные технологии и методы подачи материала.