Проект "Азбука блокадного Ленинграда". 9-й класс

Разделы: История и обществознание, Литература

Класс: 9


Вид проекта: творческий, метапредметный, внутриклассный, краткосрочный (1 месяц), групповой (25 человек).

Проблема: низкий уровень патриотического воспитания учащихся.

Цель: формирование у учащихся чувства уважения к героическим страницам истории; развитие творческих способностей и навыков проектной деятельности.

Задачи: изучить документы и фотографии военных лет, познакомиться с музыкальными и художественными произведениями о блокаде Ленинграда; создать альбом «Алфавит блокадного Ленинграда» на основе собранного материала.

Информационно-техническое обеспечение: документы, фотографии, документальные фильмы, Интернет, музыкальная фонотека, стихотворения о блокаде Ленинграда.

Дополнительно привлекаемые специалисты: библиотекарь.

Продукт:  альбом «Алфавит блокадного Ленинграда».

Этапы работы над проектом:

1-й этап (организационный):  распределение заданий по группам:

  1. Распределение букв алфавита, подбор на выбранные буквы слов и понятий, связанных с блокадой Ленинграда;
  2. Изучение документов, фотографий, исторических источников;
  3. Знакомство с произведениями литературы и музыки о блокаде Ленинграда;
  4. Изучение документальной хроники тех лет.

Роль учителей - консультирующая (1 день).

2-й этап (поисковый): работа в группах, сбор и анализ материала.

Роль учителей - консультирующая (1 неделя).

3-й этап (творческий): создание сценария презентации проекта «Алфавит блокадного Ленинграда», организация постановки по сценарию.

Роль учителей – консультирующая (1 неделя).

4-й этап (презентация): представление проекта «Алфавит блокадного Ленинграда», посвящённого памяти жертв блокадного Ленинграда.

5-й этап (анализ проекта): рецензия независимых консультантов (учителей истории и литературы) и анализ проделанной работы (слово учителей).

Презентация проекта

1. Звучит Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича.

Учитель истории: Что за звуки услышали мы с вами?

(Это Седьмая симфония Шостаковича, которая стала символом города. Это были уникальные минуты полного затишья: не стреляла ни одна вражеская батарея, не прорвался к городу ни один немецкий самолёт.)

Учитель литературы: Именно звуками «Ленинградской» симфонии нам хотелось начать презентацию  совместного проекта учеников 9 «А» класса под названием «Алфавит блокадного Ленинграда».Внимание на экран.

2. Видео о нашем проекте.

Учитель литературы: Сегодня мы готовы представить вам наш «Алфавит»,  а тех, кому предстоит выступать, определит жребий. Слово, во всей своей красе знакомое ленинградцам, ведь каждый шаг, каждая крошка и каждая минута для них - жребий жить или умереть.

Учитель истории: Первый выбор сделает тот человек, который сможет решить исторический пример под №1 в рабочих листах (Приложение 1).

Номер приказа о пленных - номер приказа «Ни шагу назад!» - дата начала Великой Отечественной войны - количество букв в названии генерального плана немецкого командования – количество букв в названии секретного плана массовых этнических чисток населения Восточной Европы и СССР =     ____________сентября 1941 года.

С чем связана эта дата? Итак, жребий! Выбрана буква "А".

3. А.А.Ахматова.

Учитель литературы: Данная буква алфавита переносит нас к судьбе женщины, тесно связанной с блокадным Ленинградом. «С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец противопожарной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища…»

Ученица (чтение наизусть стихотворения А.А.Ахматовой):

А вы, мои друзья последнего призыва!
Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.
Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,
А крикнуть на весь мир все ваши имена!
Да что там имена! Ведь всё равно — вы с нами!..
Все на колени, все! Багряный хлынул свет!
И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами —
Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет.

Учитель литературы: Не только фамилия, но имя и отчество этого автора начинаются с буквы А. Поэтесса Серебряного века, которая встретила войну в Ленинграде. Осенью 1941-го её, тяжелобольную, вывезли на самолёте из осаждённого Ленинграда в Москву, затем эвакуировали в Среднюю Азию. В 1944 году она вернулась в разорённый войной, но уже свободный Ленинград.

Запишите в рабочих листах в задании под № 2 фамилию автора этого стихотворения.

Учитель истории: И снова время обратиться к жребию.

Сейчас на экране вы видите обычную бегемотиху. Как она связана с блокадным Ленинградом?

(Ученик рассказывает о бегемотихе в Ленинградском зоопарке, которую спасли во время блокады.)

Нам выпала буква "Г".

4. Голод.

Учитель истории: «Помню, привезли ребят-близнецов… Родители прислали им маленькую передачу: три печеньица и три конфетки. Мальчик себе и сестрёнке дал по печенью, потом печенье поделили пополам. Остаются крошки, он отдаёт крошки сестричке. А сестричка бросает ему такую фразу: «Серёженька, мужчинам тяжело переносить войну, эти крошки съешь ты». Им было по три года. Они едва говорили… но знали, что такое голод».

Ученица: Фоном видео о голоде. Вглядитесь в эту кинохронику. Через несколько секунд этот обессилевший от голода человек опустится на снег, а ещё через мгновение он умрёт.

Кусочек суррогатного хлеба и кружка горячей воды — вот из чего в основном состояли в самые голодные дни завтрак, обед и ужин населения осаждённого города. Другие продукты, которые полагались по карточкам, население получало нерегулярно и не полностью, а то и вовсе не получало из-за отсутствия их в городе.

Давайте обратимся к воспоминаниям блокадников (видео).

После соответствующей переработки в пищу пошел технический жир, из целлюлозы получали белковые дрожжи, технический альбумин, солёное кишечное сырьё, соевый шрот, жмыхи, белковые дрожжи, глицерин, эссенцию и другие заменители.

В пригородах под огнём противника ленинградцы добывали из-под снега невыкопанную картошку и овощи. На территории Бадаевских складов население добывало промёрзлую землю, пропитанную в результате пожара сахаром. Многие блокадники и поныне помнят вкус этой «сладкой» земли. Чтобы притупить мучительный голод, люди варили желе из кожаных изделий: ремней, сапог, курток, ели касторку, вазелин, глицерин, охотились за собаками, кошками и птицами.

Учитель истории: Обведите в ваших рабочих листах в задании под №3 те позиции, которые соответствовали рациону ленинградцев. Есть ли ещё какие-либо позиции, используемые в пищу в блокадном городе, о которых мы не упомянули?

Ученица: «На рынке можно было выменять столярный клей. Плитка столярного клея была похожа на шоколадную, только цвет её был серый. Эту плитку клали в воду и размачивали. Потом в этой же воде мы её варили. Мама туда ещё добавляла разные специи: лавровый лист, перец, гвоздику, вот их-то дома почему-то было полно. Готовое варево мама разливала по тарелкам, и получалось желе янтарного цвета. Когда я в первый раз съела это желе, то чуть не плясала от радости. Ели мы это желе с охотки с неделю, а потом я уже глядеть на него не могла и думала: «Лучше я умру, но больше есть этот клей не буду».

Учитель литературы: Следующий выбор сделает тот, кто определит название операции по аудиофрагменту.

Выступление О.Берггольц по радио.

Как называлась операция, о которой говорилось в отрывке? («Искра»)

Нам выпала буква "Б".

5. О.Ф.Берггольц.

Учитель литературы: В 1941 ей был 31 год. Эту поэтессу в годы войны и сразу после называли «блокадной музой», «голосом осаждённого Ленинграда», «ленинградской Мадонной». Она стала одним из символов блокады, её стихи подчеркнули стойкость ленинградцев и их любовь к своему городу. В годы войны, оставаясь в осаждённом Ленинграде, она работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Её голос стал для тысяч людей символом надежды.  А ещё — она писала, писала стихи.

Запишите в рабочих листах под №4 фамилию автора этого стихотворения.

Ученица (чтение наизусть стихотворения О.Ф.Берггольц):

Путь к отцу

Шла к отцу и слёз не отирала:
Трудно было руки приподнять.
Ледяная корка застывала 
На лице, отёкшем у меня.
Тяжело идти среди сугробов:
Спотыкаешься, едва бредёшь.
Встретишь гроб - не разминуться с гробом.
Стиснешь зубы и - перешагнёшь.
Друг мой, друг, и я, как ты, встречала
Сотни их, ползущих по снегам.
Я, как ты, через гробы шагала:
Память вечная таким шагам.
Память вечная, немая слава, 
Лёгкий, лёгкий, озарённый путь:
Тот, кто мог тогда перешагнуть 
Через гроб, - на жизнь имеет право.

Учитель литературы: Обратимся к рабочим листам.

Подчеркните, какие слова целенаправленно повторяются О. Берггольц в этом стихотворении? («Память вечная»)

Запишите, как называется это средство выразительности речи в русском языке? (Лексический повтор)

Учитель истории: Очередной жребий и вопрос для вас под №5 в рабочем листе.

На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось 40 граммов соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше, чем соломы, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали жители блокадного Ленинграда.

Итак, выпала буква "Х".

6. Хлеб.

Учитель истории: Под видео про поле. «Мне было 9 лет, когда нас троих отправили в отпуск к бабушке. Я увидел бескрайнее хлебное поле, побежал по нему, ломая колосья. В этот день бабушка один-единственный раз ударила меня, а её взгляд я запомнил на всю жизнь. Это был взгляд человека, на глазах у которого умерла от голода мать, а на печке, рядом с обездвиженным телом, лежала горсть сухарей, сбережённых от 125г нормы, для того, чтобы продлить жизнь детей».

Ученица: Хлеб - это особая страница блокадного города! А для тех, кто пережил блокаду, - целая жизнь!

Нормы хлеба в блокадном Ленинграде были чётко определены, это был единственный и самый верный способ распределения продуктов, дающий надежду на жизнь.

Нормы выдачи хлеба населению существовали ещё до начала блокады. Согласно архивным документам, на 2 сентября 1941 года больше всего (800 г) получали военные и люди, работающие в горячих цехах. На 200 г меньше полагалось рабочим, трудившимся на заводах. Половину пайка рабочего горячего цеха получали служащие, паёк которых составлял 400 г. Детям и иждивенцам выдавали по 300 г хлеба.

Неоднократно нормы хлеба урезались, а 20 ноября опять было принято решение о жесточайшей экономии хлебных запасов. Рабочие получали 250 граммов, а минимальная норма хлеба в блокадном Ленинграде была определена – 125 г.

Влажность блокадного хлеба составляла 60 процентов, а значит, и его вес был больше, привычный размер блокадного хлеба был таким. (По ходу рассказа демонстрирует куски хлеба, соответствующие блокадным нормам)

Да и хлебом назвать этот суррогат было сложно. Внимание на экран.

Учитель истории: Выполните задание №6 и поставьте галочки напротив тех продуктов, которые входили в состав блокадного хлеба.

Учитель литературы: Жребий достанется тому, кто сможет связать указанные слова и картинки: граммики, пеленашки, выковыренные, Щей Безвырезовская Дистрофия Шротовна (задание №7 в рабочих листах).

Почему придумывали такие названия? Шутили ли вообще блокадники?

Жребий определил букву "Т".

7. Таня Савичева.

Учитель литературы: История блокады Ленинграда - это страшное обвинение фашизму. Потрясают письма и страницы дневников, которые вели ленинградцы в те страшные дни.

Обычная ленинградская девочка Таня Савичева стала известна на весь мир благодаря своему дневнику, который она вела в 1941–1942 гг. во время блокады Ленинграда. Эта книжечка стала одним из главных символов тех страшных событий.

Давайте откроем страницы мемуарной литературы.

(В исполнении ученицы звучит отрывок из рассказа Ю.Яковлева «Девочки с Васильевского острова»)

Кто знает, что значит «мемуарная литература»?

Проверьте себя по толковому словарю и запишите определение в свои рабочие листы под №8. (Это письменные воспоминания о событиях личной и общественной жизни).

Учитель истории: На экране вы видите памятники. Как они связаны с Ленинградом? (Разорванное кольцо и Цветок жизни).

Нам выпала буква "Д".

8. Дорога жизни.

Учитель истории:

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

Видео.

Ученица: Дорога жизни - название дороги через Ладожское озеро, фактически единственное средство сообщения Ленинграда с Большой землёй. Официально она называлась военно-автомобильной дорогой № 101.

Направление дороги выбирали, исходя из наличия прочного ледового покрова. Он должен был выдерживать большие грузы. С целью предотвращения массовых провалов под лёд между машинами должно было быть расстояние не менее 100 метров, и двигались они с одинаковой скоростью. Через каждые 5-7 километров сооружались специальные пункты для обогрева.  Ледовый участок дороги имел две оборонительные полосы, созданные с помощью деревянных срубов, мешков с песком, которые промораживались льдом. Через каждые один-два километра были установлены зенитные пулемёты, а через каждые три километра – орудия малокалиберной артиллерии. С воздуха магистраль защищали шесть истребительных авиаполков. Для поддержания работоспособности ледового покрытия были задействованы сотни тысяч людей. Они жили на льду, заливая возникающие трещины, строя деревянные настилы. Подвиг этих людей, как и самих водителей, сложно оценить по-настоящему. Ценой жизней многих из них была снята блокада. Ладожское озеро стало тем выходом, который позволил разорвать кольцо смерти для многих мирных жителей.

Учитель истории: Подпишите название озера, по которому проходила Дорога жизни, на карте-схеме под №9.

Учитель литературы: Давайте снова бросим жребий. Картинка реки Невы. Что делают эти люди на реке зимой?

Нам выпала буква "И".

9. Вера Инбер.

Учитель литературы: Во время блокады Ленинграда Вера Михайловна Инбер находилась в осаждённом городе. Она писала для газеты «Ленинградская правда», выступала по радио, на митингах, на заводах, в школах, в воинских частях, на линии фронта, на кораблях.

Ученица (чтение наизусть стихотворения В.И.Инбер):

Слава вам, которые в сраженьях
Отстояли берега Невы.
Ленинград, не знавший пораженья,
Новым светом озарили вы.
Слава и тебе, великий город,
Сливший воедино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил.

Учитель литературы: Какой стилистический приём встретился вам в этом стихотворении? Укажите его в рабочих листах в задании под №10. (Парцелляция)

Учитель истории: И вновь – жребий, определит следующую букву человек, который ответит на вопрос.

Фото кирпичного завода. Почему во время блокады на нём не производились кирпичи, для чего использовался этот завод?

Нам выпала буква "П".

10. Пискарёвское кладбище.

Учитель истории: «Впереди меня стоял мальчик, лет девяти, может быть. Он был затянут каким-то платком, потом одеялом ватным был затянут, мальчик стоял промёрзший. Холодно. Я спрашиваю этого мальчишку: «А ты чего же не пойдёшь погреться?» А он: «Всё равно дома холодно». Я говорю: «Что же ты, один живёшь?» — «Да нет, с мамкой». — «Так что же, мамка не может пойти?» — «Да нет, не может. Она мёртвая». Я говорю: «Как мёртвая?!» — «Мамка умерла, жалко ведь её. Теперь-то я догадался. Я её теперь только на день кладу в постель, а ночью ставлю к печке. Она всё равно мёртвая. А то холодно от неё»».

На фоне видео.

Учитель литературы: «Кладбища и подъезды к ним были завалены мёрзлыми телами, занесёнными снегом. Рыть глубоко промёрзшую землю не хватало сил. Команды Местной Противовоздушной Обороны взрывали землю и во вместительные могилы опускали десятки, а иногда и сотни трупов, не зная имён погребённых.

Да простят усопшие живым – не могли они в тех отчаянных условиях выполнить свой долг до конца, хотя покойники были достойны лучшего обряда…»
После войны на гранитной стеле Пискарёвского мемориального кладбища, где покоятся 470 тысяч ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены слова О.Берггольц: 

Ученица (чтение наизусть стихотворения О.Берггольц):

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.

Учитель литературы:

Задание №11. Подчеркните в рабочих листах лозунг, употреблявшийся применительно к подвигу солдат Великой Отечественной войны, который сегодня стал крылатым выражением. («Никто не забыт и ничто не забыто»)

Учитель литературы: Мы представили вам всего несколько букв, но какая невероятная история прячется за ними, сколько силы в этих измождённых телах, какое невероятное желание жить, жить обычной человеческой жизнью.

Пришло время оценить работу ваших товарищей по презентации проекта. Мы разделили для удобства всех выступающих сегодня на две группы – литераторы и историки.

Учитель истории: Фамилия каждого выступающего стоит напротив соответствующей буквы  на пультике.

Давайте выберем лучшее выступление среди литераторов.

А теперь - среди историков.

Учитель литературы: Приглашаем наших победителей для вручения памятного альбома «Алфавит блокадного Ленинграда» (Приложение 2).

Ребята, каждый из вас работал над своей страничкой в «Алфавите», отвечая за одну букву, искал фотографии, видеосюжеты, работал с историческими источниками и художественной литературой и жил жизнью блокадного Ленинграда. Спасибо вам за это!

Учитель истории: А нашим гостям на память о сегодняшней встрече мы хотим  вручить маленькие подарки. (Вручение альбома «Алфавит блокадного Ленинграда»)

Вместе: Благодарим всех за работу!