Цели:
- Создать условия для характеристики Добрыни Никитича как исторического лица, образа былинного богатыря, персонажа фильма «Последний богатырь»; усвоения понятий прообраз, элементы художественного вымысла, аллегория;
- Развить умение работать с различными источниками информации и решать проблемные задачи;
- Помочь ученику определиться в нравственных ориентирах;
Задачи.
- формирование мотивации для изучения былин о Добрыне Никитиче путем создания проблемной ситуации;
- актуализация знаний учащихся по теме: Устное народное творчество. Былины;
- организация групповой работы учащихся по сбору и переработке информации: текстов былин и летописей, просмотр художественного фильма о Добрыне Никитиче;
- организация рефлексии учащимися собственных знаний путем их сравнения с полученными результатами;
- организация самооценки учащимися своей деятельности.
Планируемые результаты.
- Предметные результаты: углубление знаний учащихся о русском эпосе, былинах о Добрыне Никитиче, развитие умения характеризовать художественный образ; формирование понятий «прообраз», «аллегория», «художественный вымысел»; умение видеть и понимать взаимосвязи литературы и истории, литературы и кино;
- Личностные результаты: мотивирование учащихся к индивидуальной и коллективной деятельности, формирование нравственно-этической ориентации на основе анализа поступков героя;
- Метапредметные результаты:
- познавательные: поиск и выделение необходимой информации в текстах; применение метода информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- регулятивные: умение формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность;
- коммуникативные: умение работать в группах, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формулировать собственное мнение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Вид урока: проект.
Вид проекта: исследовательский.
Сроки: 2 недели.
Технологии: проектной деятельности, критического мышления.
Метод обучения: поисковый.
Методы исследования теоретические: обобщение, сравнительный анализ, синтез, изучение художественных текстов (былин), изучение документальных свидетельств (летописей).
Основные понятия: аллегория, прообраз, художественный вымысел.
Используемые материалы:
- Круглов Ю.Г. / Былины – «Просвещение». М., 1985
- ФЭБ: Летописные известия о киевском воеводе Добрыне. – 1974
- Фильм «Последний богатырь», 2017 год, режиссёр Д.Дьяченко.
Этапы работы над проектом
Этапы | Содержание работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Поисковый |
Определение темы. Постановка проблемы. |
Ребята! Сегодня мы обсудили с вами былину «Добрыня Никитич и Змей». В ходе работы вы вспоминали недавно просмотренный фильм «Последний богатырь». Какие вопросы у вас появились при сравнении содержания былины и содержания фильма? |
Былинный Добрыня совсем не похож на Добрыню из фильма «Последний богатырь». Непонятно, почему авторы фильма изобразили Добрыню на стороне злых сил. |
Выдвижение гипотез. |
Как вы думаете, почему авторы фильма именно так изобразили Добрыню Никитича? |
1. Добрыня Никитич – реальный человек, живший на Руси, который иногда совершал недостойные богатыря поступки. |
|
Аналитический |
Формирование групп по количеству гипотез и по их сторонникам. |
Наблюдает, помогает детям самоорганизоваться. |
Делятся на группы в зависимости от того, кто какую гипотезу поддерживает. |
Постановка задач, определение источников информации. |
Как мы сможем установить, кто из нас прав? |
1. Перечитать все былины о Добрыне Никитиче, составить характеристику персонажа. |
|
Определение способа представления результатов. |
Предлагает устные сообщения или презентации. |
Выбирают для себя форму представления результатов исследования |
|
Практический |
Сбор и уточнение информации. Обсуждение хода проекта. Анализ информации. Формулирование выводов. |
Помогает в поиске источников информации, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. |
Ищут и анализируют информацию. Оформляют проект. |
Контрольный |
Представление полученных результатов. |
Слушает, задаёт вопросы, направляет процесс обсуждения, оценивает выводы. |
Представляют работы, доказывают или опровергают свои гипотезы. Решают поставленную проблему. |
|
Решение проблемы. |
Как мы, прослушав все три исследования, можем ответить на поставленный вопрос, прозвучавший в начале нашей работы: былинный Добрыня совсем не похож на Добрыню из фильма «Последний богатырь», почему авторы фильма изобразили Добрыню на стороне злых сил? |
Авторы фильма опирались на содержание былины «Добрыня и Марина», в которой рассказывается, как Марина превратила Добрыню в тура. То есть они использовали тот факт, что Добрыня был околдован. И в фильме Варвара смогла полностью подчинить богатыря своей власти. Но в былине Добрыня смог освободиться от чар Марины, а в фильме нет, поэтому образ Добрыни получился неполным и утратившим главное своё достоинство – героизм и преданность Родине и вере. |
Рефлексия |
Анализ достигнутых результатов. |
- Вы были готовы к такому результату исследования? |
Делают самоанализ своих работ, дают им оценку. |
Исследовательские работы, представленные учащимися.
1 группа
Добрыня и его сестра были детьми Малка Любечского. Местом рождения Добрыни считается столица древлян - город Искоростень (сейчас Коростень Житомирской области). После сожжения города ратью княгини Ольги, пленённого 10-летнего Добрыню привезли в терем киевской княгини, где он с сестрой обитал на правах дворцовой челяди. Немало унижений испытал княжич, но именно в княжеском тереме он выработал характер воина и дипломата.
После рождения Владимира Добрыня был определён ему в воспитатели. С этих самых пор он всегда был рядом с князем. Именно он уговорил послов из Новгорода просить себе князем Владимира, на него опирался Владимир, добывая княжий стол в Киеве. В лѣто 6478 (970). В се же время придоша людье ноугородьстии, просяще князя собѣ: «Аще не поидете к намъ, то налѣземъ князя собѣ». И рече к нимъ Святославъ: «А бы пошелъ кто к вамъ». И отпрѣся Ярополкъ и Олегъ. И рече Добрыня: «Просите Володимера». Володимеръ бо бѣ отъ Малуши, ключницѣ Ользины; сестра же бѣ Добрынъ, отець же бѣ има Малъкъ Любечанинъ, и бѣ Добрына уй Володимеру. И рѣша ноугородьци Святославу: «Въдай ны Володимира». Онъ же рече имъ: «Вото вы есть». И пояша ноугородьци Володимера к собѣ, и иде Володимиръ съ Добрынею, уемъ своимь, Ноугороду» (ПВЛ, стр. 49–50).
В летописях упоминается о том, что воевода Добрыня смог укротить Новгородского змея, который мучил всех местных жителей. Также достоверно известно, что воевода Добрыня смог найти для князя Владимира красавицу- жену Рогнеду, что стало основой былины русского цикла «Как Дунай Иванович и Добрыня Никитич искали невесту для князя Владимира». В лѣто 6636 (1128)... Роговолоду держащю и владѣющю и княжащю Полотьскую землю, а Володимеру сущю Новѣгородѣ, дѣтьску сущю, еще и погану. И бѣ у него [уи его] Добры на, воевода и храборъ и наряденъ мужь. Сь посла к Роговолоду, и проси у него дщере [его] за Володимера. Он же рече дъщери своеи: «Хощеши ли за Володимера?» Она же рече: «Не хочю розути обичича, но Ярополка хочю». Бѣ бо Роговолодъ перешелъ изъ заморья, имѣяше волость свою Полтескъ. Слышавше же Володимеръ разгнѣвася о тои рѣчи оже рече: «не хочю я за робичича», пожалиси Добрына и исполнися ярости, и поемше вои / и / идоша на Полтескъ, и побѣдиста Роговолода. Рогъволодъ же вбѣже в городъ. И приступивъше к городу и взяша городъ и самого [князя Роговолода] яша и жену его, и дщерь его. И Добрына поноси ему и дщери его, нарекъ еи робичица и повелѣ Володимеру быти с нею пред отцемь ея и матерью. Потом отца ея уби, а саму поя женѣ и нарекоша еи имя Горислава... (ПСРЛ, т. I. М., 1962, стр. 299–300.
И Добрыня не только принимал участие в решении принять христианство из Византии, но и активно обращал «сограждан» в новую веру. И делал это не только словом Божьим, но и мечом острым. Въ лѣто 6498 (990)... Того же лѣта иде Михаилъ митрополитъ Киевский и всея Руси въ Новгородъ Великий, съ епископы Фотѣя патриарха... и з Добрынею дядею Володимеровымъ...; и идолы сокруши, и многия люди крести... Въ лѣто 6499 (991). Иде Михаилъ митрополитъ по Русской землѣи до Ростова, съ четырма епископы Фотѣа патриарха, и з Добрынею... И учаше митрополитъ всѣхъ... вѣровати въ единого бога (ПСРЛ, т. IX. М., 1965, стр. 63–64).
Добрыня был женат на женщине-воительнице по имени Настасья. Интересно, что будущая супруга однажды победила Добрыню в своеобразном поединке.
Можно предположить, что деятельность Добрыни — установление им кумиров над Волховом, замерение с «неверными» (болгарами) — могла дать повод к появлению рассказов о связи новгородского воеводы со всякого рода «нехристью». В лѣто 6493 (985) Иде Володимеръ на Болгары съ Добрынею, съ уемъ своимъ в лодьях,... и побѣди болгары. Рече Добры на Володимеру: «Съглядахъ колодникъ, и суть вси в сапозѣх. Сим дани намъ не даяти, поидемъ искать лапотниковъ». И створи миръ Володимеръ съ болгары...» (ПВЛ, стр. 59). В лѣто 6488 (980)... (Владимир, победив Ярополка, прогнал из Новгорода посадников, им поставленных) Володимеръ же посади Добрыну, уя своего, в Новѣгородѣ. И пришедъ Добрына Ноугороду, постави кумира надъ рѣкою Волховомъ, и жряху ему людье ноугородьстии аки богу (ПВЛ, стр. 56).
Таким образом, мы доказали, что Добрыня Никитич - реальное историческое лицо, о котором упоминают русские летописи. Он соратник князя Владимира, принимавший самое активное участие в крещении Руси. Он же и послужил прообразом (прообраз – тот, кто послужил автору образцом для создания персонажа художественного произведения) былин о Добрыне Никитиче. Русский народ Добрыню уважает за мужество, силу, верность князю Владимиру и готовность защитить землю и христианскую веру.
2 группа
О Добрыне Никитиче до наших дней сохранилось восемь русских былин:
1. «Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича».
2. «Добрыня и Змей».
3. «Добрыня и Настасья».
4. «Добрыня и Марина».
5. «Добрыня и Василий Каземирович».
6. «Добрыня и Алеша Попович».
7. «Поединок Добрыни Никита с Дунаем Ивановичем».
8. «Как Дунай Иванович и Добрыня Никитич искали невесту для князя Владимира».
Наиболее известная былина о Добрыне Никитиче - «Добрыня и Змей», в ней повествуется о мужественном сражении Добрыни со злым чудовищем Змеем, который жил в Новгороде. В первой части былины Добрыня подписал с ним мирный договор:
Не съезжаться бы век по веку в чистом поле,
Не делать боя-драки, кроволитьица.
А во второй части богатырь по просьбе киевского князя Владимира выступает на битву со змеем, похитившим любимую княжескую племянницу Забаву Путятичну. Исполинский змей «о двенадцати хоботах» налетел на Киев и унёс Забаву, гулявшую по саду, к себе в логово. Добрыня вступает в битву со змеем на Почай-реке, он сражается с ним три дня и ещё три часа, убивает змея и выводит на свет из пещеры не только Забаву, но и множество других добрых людей, которых Змей увёл в полон:
А Добрыня своей матушки не слушался.
Как он едет далече во чисто поле
А на тую на гору сорочинскую,
Потоптал он младыих змеенышей,
А й повыручил он полонов да русскиих.
В былине «Добрыня и Настасья» нашёл отражение образ его жены. Вот как описывается первая их встреча:
И наехал тут Добрынюшка да в третий раз
А на ту же поленицу на удалую,
Да ударит поленицу в буйну голову.
На коне сидит же поленица, сворохнулася
И назад же поленица оглянулася.
Говорит же поленица да удалая:
«Думала же, русские комарики покусывают, —
Ажно русские богатыри пощалкивают!»
Ухватила тут Добрыню за желты кудри,
Сдернула Добрынюшку с коня долой,
А спустила Добрыню во глубок мешок,
А во тот мешок да тут во кожаной.
Воевода Добрыня смог найти для князя Владимира красавицу-жену Рогнеду, что стало основой былины русского цикла «Как Дунай Иванович и Добрыня Никитич искали невесту для князя Владимира»:
А во ту пору и во то время
Что Добрынюшка, сын Никитич млад,
Он и ходит по городу по Ляхову
Он и бьёт татар всех до единого;
Услыхал король ляховинский
Выходил король на красно крыльцо,
Говорил король таково слово:
«Уж ты ой еси, Дунаюшка, сын Иванович!
Просим милости ко мне хлеба-соли кушати…
В былине «Добрыня Никитич и Марина» мы видим девушку – чародейку, которая знает все премудрости древней магии. Мать Ефимья просит сына не ходить в тот дом, где живет колдунья Марина, ведь она уже погубила немало богатырей и добрых молодцев. Добрыня слушает наказа матери, но как-то раз, гуляя, видит голубей. Он понимает, что на самом деле эти голуби – нечистая сила, и стреляет в них из лука. Стрела попадает прямо в окно Марины. Добрыня хочет забрать стрелу, и колдунья начинает его соблазнять. Он не поддается на уговоры, и тогда Марина пускает в ход колдовство:
Набирала Марина беремя дров,
А беремя дров белодубовых,
Клала дровца в печку муравленую
Со темя следы горячими,
Разжигает дрова палящатым огнем,
И сама она дровам приговариват:
«Сколь жарко дрова разгораются
Со темя следы молодецкими,
Разгоралось бы сердце молодецкое
Как у молода Добрынюшки Никитьевича.
А потом Марина пришла на пир и всем хвалилась, что обратила Добрыню в гнедого тура и пустила его далече во чисто поле к девяти другим турам, тоже превращенным богатырям:
Что Добрыня им будет десятый тур,
Всем атаман — золотые рога.
Но Добрыня сумел освободиться от колдовских чар и саблей зарубил Марину:
Пришли они ко Марине на высок терем,
Говорил Добрынюшка Никитич млад:
«А и гой еси ты, моя молодая жена,
Молода Марина Игнатьевна!
У тебя в высоких хороших теремах
Нету Спасова образа,
Некому у тя помолитися,
Не за что стенам поклонитися.
А и чай моя вострая сабля заржавела?»
А и стал Добрыня жену свою учить,
Он молоду Марину Игнатьевну,
Еретницу,…, безбожницу…
Таким образом, мы делаем вывод, что многие события жизни Добрыни Никитича отразились в былинах. В частности, борьба с Нептуном – змеюкой (борьба с язычниками), женитьба на Настасье, поездка за невестой князя и связь с нечистой силой. То есть реальный Добрыня стал прообразом Добрыни Никитича в былинах, а его борьба со Змеем и волшебными чарами – аллегория (иносказательное изображение понятия или явления через конкретный образ), отражение его борьбы с язычеством. Несмотря на то, что многие события и поступки реального Добрыни в былинах приобрели сказочные черты (в художественных произведениях допускается элемент вымысла – форма создания и изображения жизни в сюжетах и образах, не имеющих прямой соотнесённости с реальностью), уважительное отношение к Добрыне осталось: он мужественный воин, герой, готовый защитить слабых, русскую землю, интересы русского князя Владимира, христианскую веру.
3 группа
Фильм «Последний богатырь» вышел на экраны 26 октября 2017 года. Режиссёр Дмитрий Дьяченко. Иван, обычный парень, живущий в Москве, переносится в фантастическую страну Белогорье. В этом волшебном мире живут герои русских сказок и былин, в том числе и Добрыня Никитич. Неожиданно Иван, его играет Виктор Хориняк, оказывается в центре борьбы добрых и злых сил. Среди злых сил оказался и Добрыня Никитич, его играет Евгений Дятлов. Иван должен найти меч – кладенец и уничтожить злую волшебницу Варвару, устроившую охоту на богатырей. Она заколдовала Илью Муромца, Алёшу Поповича, других богатырей: превратила их в каменные глыбы и спрятала в темнице. И Добрыню Никитича она полностью подчинила своей воле. В результате Добрыня Никитич становится врагом Ильи Муромца и Алёши Поповича.
Мы делаем вывод, что по мнению авторов фильма, Добрыня Никитич был связан со злыми силами и под воздействием чар Варвары оказался противников других богатырей. На протяжении всего фильма Добрыня – человек ведомый, доверяющей Варваре, и никаких доблестных, благородных поступков, достойных уважения, он не совершил. В фильме утрачено главное качество богатыря – заступник земли русской и веры христианской.
Вывод.
Авторы фильма опирались на содержание былины «Добрыня и Марина», в которой рассказывается, как Марина превратила Добрыню в тура. То есть они использовали тот факт, что Добрыня был околдован. И в фильме Варвара смогла полностью подчинить богатыря своей власти. Но в былине Добрыня смог освободиться от чар Марины, а в фильме нет, поэтому образ Добрыни получился неполным и утратившим главное своё достоинство – героизм и преданность Родине и вере. Думаю, что для авторов фильма важнее была зрелищность, чем следование письменным источникам.