Задачи:
- углубить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя,
- совершенствовать навыки анализа прозаического текста,
- развивать коммуникативные и творческие способности,
- расширить понимание учащимися нравственных ценностей.
Оборудование: распечатанные фрагменты текста, тетради, наборы фломастеров и цветных карандашей, 3 листа ватмана формата А3.
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности
Запись и объяснение высказываний.
- У достоинства есть занавес, у недостатка - маска. (Виктор Гюго)
- Люди редко выставляют напоказ недостатки — большинство старается прикрыть их привлекательной оболочкой. (Оноре де Бальзак)
- Часто люди падают с большой высоты из-за тех же недостатков, которые помогли им ее достичь. (Жан де Лабрюйер)
- Очень часто человек стремится не искоренить свои недостатки, пороки, а лишь замаскировать, прикрыть маской приличия.
Проблемные вопросы.
- Если люди так стараются скрыть свои пороки, как же заставить их снять маски?
- Какие художественные приемы помогают Н.В. Гоголю найти ответ на этот вопрос в повести «Нос»?
2. Повторное чтение отрывков и анализ повести «Нос»
Чтение отрывков из 1 части.
- Прочитайте отрывок, раскрывающий особенности общения Прасковьи Осиповны и Ивана Яковлевича.
- Как вы думаете, почему автор ничего не говорит о внешности и характере супруги Ивана Яковлевича, указывая лишь, что это была «довольно почтенная дама, очень любившая пить кофей»? Есть ли в этой фразе ирония? Докажите.
Для справки: ПОЧТЕ́ННЫЙ, почтенная, почтенное.
1. Внушающий почтение к себе, заслуживающий, достойный почтения, уважаемый (иногда ирон.). «Имел очень почтенную наружность». Пушкин. «Муж и жена были люди самые почтенные». Пушкин. Почтенный человек. Почтенный возраст.
2. Прежде - вежливое, теперь - фамильярное обращение к кому-нибудь (прост.). «Пойдешь на Щукин - купцы тебе кричат: "почтенный!"». Гоголь.
3. перен. Большой, значительный (о размере чего-нибудь; разг. фам.). Статья весьма почтенных размеров.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
- Заслуживала ли уважения жена цирюльника? Найдите подтверждение в тексте.
(В этой же главе мы читаем, что Прасковья Осиповна была скупой и властной женщиной и совершенно подавила волю мужа. В этой семье любви нет. Таких семей много, поэтому забыта фамилия Ивана Яковлевича и Прасковьи Осиповны. Про детей их тоже нет никаких сведений. Скорее всего эта фамилия исчезнет, не получив продолжения в будущих поколениях.)
- Что можно сказать о цирюльнике? Найдите в тексте описание его внешности.
- Мог бы знатный человек, уважающий себя, бриться у такого цирюльника?
- Что мы узнаем о коллежском асессоре Ковалеве? (Ковалев не брезговал бриться у Ивана Яковлевича. Зато звание себе придумал выше настоящего. Он пытается выглядеть не тем, кто он есть на самом деле. В основе этого образа – ложь. И лжет он сначала себе, а потом и всех вокруг пытается «водить за нос».)
Чтение отрывков из 2 части.
- Кем же был Ковалев?
- Как его можно охарактеризовать? (Большого мнения о себе, корыстный, расчетливый)
- О чем говорит внешний вид Ковалева? (Хотел произвести о себе впечатление достойного человека, при этом ничего не сделав важного и полезного).
- В чем символичность исчезновения носа майора Ковалева? (Герою неприлично появляться без носа в общественных местах. Этот факт сразу перечеркивает все надежды Ковалева на удачную женитьбу, на продвижение по службе. Исчезновение носа майор Ковалев никак не может оправдать или даже использовать для своей выгоды. Нос пропал «ни за что, ни про что, пропал даром, ни за грош!» «Пусть бы уж на войне отрубили, или на дуэли», — тогда бы можно было объяснить увечье защитой отечества и заслужить тем уважение в обществе. Зато нос сам по себе разъезжает в карете, носит мундир, является «важным человеком». Он получил то, о чем так мечтает майор Ковалев. Символичность исчезновения носа в том, что отсутствие не ума, а носа становится причиной несчастий героя. Именно без носа он «гражданин не гражданин». И этот факт обличает всё общество, установившее такие порядки.)
- Как Ковалев пытается искать нос?
- Зачем автор приводит все объявления, которые попадут в газету? (Объявления подчеркивают абсурдность ситуации и равнодушие, безразличие к чужой беде людей, которые окружают майора Ковалева)
- Что говорит про Ковалева частный пристав? Найдите в тексте. (Слова частного пристава окончательно срывают маску с героя. Не оставляет ему шансов на оправдание и подтверждение повествователя: «Не в бровь, а в глаз!»)
- Что можно сказать о частном приставе? (Равнодушный, грубый, взяточник.)
Чтение отрывков из 3 части.
- Как был найден нос?
- Что вы можете сказать про врача? (равнодушие, лживость, чинопоклонство, безграмотность.)
- Как же нос оказался на своем месте?
- Какие приёмы комического использует автор? (Приёмы создания комического: гипербола, гротеск, неожиданность (появление носа в хлебе, обнаружение Ковалевым отсутствия носа), несоответствие (Нос занимает высокое положение в обществе), ирония (в поведении и диалогах героев, авторских характеристиках, «наивность» рассказчика в конце повести).
Гротеск – художественный приём, с помощью которого автор изображает людей и события в фантастически-преувеличенном, уродливо-комическом виде. Основан на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.
3. Творческая работа в группах
- Инсценировка отрывков из 1 и 3 главы (действующие лица: автор, Иван Яковлевич, Прасковья Осиповна, майор Ковалёв, квартальный).
- Кластер: на двух листах ватмана А3 изобразить майора Ковалева и Нос с их ключевыми характеристиками.
- Газета: изобразить объявления в газете, в которую обратился Ковалёв. Что становится причиной отказа Ковалёву в размещении объявления в газете? Как воспринимают окружающие отсутствие носа у майора Ковалёва?
4. Итог урока
- Вернемся к проблемным вопросам и попробуем на них ответить, используя высказывания, записанные в начале урока.
Учащиеся записывают в тетради основные характеристики Ковалева и Носа в сопоставлении.
Нос как маска для главного героя, он воплотил в себе все мечты майора Ковалёва. Сам Нос занимает высокое положение в обществе, и никто не замечает, что у этого высокопоставленного «человека» и головы-то нет. Только нос. Вспомним выражения «задрать нос» (возгордиться), «не видит дальше своего носа» (о самолюбии, самомнении и недальновидности). Когда же маска снята, покидают майора Ковалева и гордость, и самолюбие. Нечем гордиться герою, вместо гордости появляется стыд и неловкость, зависть и возмущение. Он становится искренним только тогда, когда с ним случается беда. А с возвращением носа вернулась и его прежняя маска: прежние привычки, прежние знакомства. Под внешним приличием снова кроется равнодушие, лживость, грубость, взяточничество, чинопоклонство, тщеславие, лесть, зависть.
Создавая гротескную ситуацию, Н.В. Гоголь показывает обычное в необычном свете, то, к чему все привыкли и не замечают, - срывает маску с уродливых явлений действительности.
5. Домашнее задание
- Прочитать статью из учебника «Литература» 10 класс ч.1 под ред. Лебедева стр. 227-232.
- Составить вопросы по статье.