Цели и задачи:
- Познакомить с созданием книги.
- Показать правду о героизме и мужестве женщин на войне.
- Способствовать творческому осмыслению произведения.
- Воспитывать человечность в человеке на примерах героинь книги С.Алексиевич «У войны не женское лицо».
Оборудование к презентации:
- Портрет писателя.
- Иллюстрации к повести.
- Мультимедийная доска.
- Презентация.
- Музыкальное оборудование.
- Чтецы учащийся 9-11 классов.
Сценарий Презентации
Библиотекарь: Проходят годы, уходят из жизни ветераны войны. Всё меньше и меньше остаётся тех, кто пережил войну. Всё тише и тише звон медалей и орденов, когда проходят они в День Победы мимо Вечного огня. Наступит скоро такой день, когда ветераны останутся только в нашей памяти, да и в кадрах военной кинохроники, и старых кинофильмах.
Более 72 лет прошло с окончание войны, кровопролитной и жестокой. В далёком 1941 году женщина стала Солдатом и убивала, защищая жизнь. За годы Великой Отечественной войны в различных родах войск служили свыше 800 тысяч женщин. Сегодня мы будем говорить о них.
На экране кадр с названием мероприятия. Звучит фонограмма песни «Ах война, что ты подлая сделала…» сл. Б.Окуджавы.
История книги.
Женщина на войне… Очень трудно вспоминать о пережитом…
В одном из интервью журналисту газеты «Аргументы и факты» на вопрос:
- Насколько вообще нужно рассказывать всю правду, особенно если она неприглядна?
Светлана Алексиевич, белорусская писательница, лауреат Нобелевской премии, ответила:
- Правду нельзя прятать. Я писала о Второй Мировой. Я знала, что человек попадает на войну и буквально в течение трёх дней превращается в абсолютно другого человека. Мне кажется, что дьяволу надо показывать зеркало, чтобы он не думал, будто невидим. Нельзя допускать, чтобы люди делали неприглядные вещи, но не говорили о том, что они делают. Иначе в следующий раз они сотворят что-нибудь более страшное.
«У войны не женское лицо» - это не роман и не повесть, эта книга документальная. Светлана Александровна писала так: «Четыре мучительных года я иду обожжёнными километрами чужой боли и памяти. Записаны сотни рассказов женщин фронтовичек. Начинают рассказывать тихо, а концу почти кричат. Потом сидят они подавленные, растерянные. И ты чувствуешь себя виноватой, знаешь, что уйдёшь, а они будут глотать таблетки, пить успокоительное». « Едва ли найдётся хоть одна военная специальность, с которой бы не справились бы наши женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы» - писал маршал Советского Союза А.И.Ерёменко. На страницах этой книги – жёсткая, правда, войны. Можно ли было победить народ, женщина которого в самый тяжёлый час, когда так страшно качались весы истории, тащила с поля боя и своего раненного и чужого раненного солдата. Это женщина жизнь спасала, мир спасала – была матерью и дочерью, женой и сестрой, а главное была Солдатом в той ужасной войне, помогла мужчинам победить и всё это ради Победы, ради жизни на Земле.
Ученица: Вот как вспоминала одна из героинь книги С.Алексиевич - Александра Иосифовна Мишутина, сержант, санинструктор – «Когда посмотришь на войну нашими, бабьими, глазами, так она страшнее страшного». – В словах простой женщины, которая всю войну прошла. Потом вышла замуж. Родила троих детей и заключена главная идея книги. Собранные вместе рассказы женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо. Они звучат как свидетельства-обвинения фашизму вчерашнему, фашизму сегодняшнему, и фашизму будущему. Фашизм обвиняют матери сестры, жены. Мириться с тем, что по твоей земле ходит фашист никто не хотел.
Ученик: Из воспоминаний Веры Иосифовны Одинец: - « И такая ненависть, и такая ненависть. Мы же видели, как они творили на нашей земле. В сердце была такая ненависть. Я столько крови и трупов видела на дорогах. Я видела, как на глазах у матери убивали ребёнка. По мёртвым уже не голосили».
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
К.Симонов
Ученица: Софья Константиновна Дубнякова во время войны была санинструктором, а вы знаете что такое, санинструктор танковой роты? Танки рванулись в атаку, а она, восемнадцатилетняя девочка, должна быть рядом, когда понадобится её помощь. В машине место нет, не предусмотрено: дай бог втиснуть всех стреляющих да ведущих танк. Вцепившись в железные скобы, распласталась поверх брони вчерашняя школьница, и одна в ней мысль – не о секущих осколках, пулях – о том, чтобы не затянуло ноги гусеницы. И надо смотреть и не пропустить момент, если загорелся чей-то танк: добежать, доползти, выбраться и помочь раненым и обожжённым танкистам выбраться наверх до того как взорвутся боеприпасы. - «Вам хотелось в танк спрятаться?» - «нет, совсем нет, на открытом поле, на земле не так страшно!».
Ученик: А вот, что запомнила медсестра Мария Селиверстовна Божок: - «самое невыносимое для меня были ампутации. Часто такие высокие ампутации делали, что отрежут ногу, и я её еле несу, чтобы положить в таз. Я не могла привыкнуть. Я сны видела, что ногу несу. А маме ничего не писала об этом. Я писала, что всё хорошо, я тепло одета, обута»…
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной дамы в «мать» и «перемать».
Потому что имя ближе, чем Россия
Не могла сыскать.
Ю.Друнина
Ученик: Война меняла их. Война формировала их, заставляла их многое увидеть, многое из того, что лучше человеку совсем не видеть, тем более женщине. Война заставила о многом подумать, о войне и зле. Они только начинали жить. На войне не только стреляют и ходят в рукопашную – там ещё стирают бельё, варят кашу, пекут хлеб. Чтобы солдат хорошо воевал, его надо одеть, обуть, накормить, обстирать, иначе это будет плохой солдат. Вспоминает Валентина Кузьминична Борщевская, лейтенант, замполит полевого прачечного отряда: - «Мы с командиром отряда ночь сидели над списками. Многие девчата получили медали «За Отвагу», «За боевые заслуги», а одну прачку наградили «Орденом Красной Звезды». Это была самая лучшая прачка, она не отходила от корыта: бывало, всё уже не имеют сил, падают, а она стирала. Это была пожилая женщина. И только потом мы узнали, что у неё на фронте были убиты трое сыновей и муж. И она пошла на фронт, её не брали, … но потом она попала в наш полк».
Ученица: Всё пройдёт, а место останется тем же. Беззвучно тихим, безмолвным красивым, и только будут белеть мраморные могильные плиты, напоминая о том, что уже прошло.
Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
Нет, ничто не забыто.
Нет, никто не забыт,
Даже тот.
Кто в безвестной могиле лежит.
Ю.Дружинина
Библиотекарь: О книге Светланы Александровны Алексиевич можно сказать словами Виктора Астафьева: - «Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую, правду, для того, чтобы человечество, узнав её, было благоразумней».
Сегодня мы увидели облик войны, у которой совсем не женское лицо. Слова этой книги звучат предостережение тем, кто развязывает войну, будь она 72 года назад или сегодня. Войне говорят «нет!» матери, жёны, дочери, сёстры. Войны будь они даже маленькие, - для женщины всегда великие. Женщина отвергает смерть, признанная любить и продолжать Жизнь.
Чтец:
Женщине не нужно воевать.
Пусть она, красивая и хрупкая,
Будет просто женщина и мать,
Свой очаг хранящая глубоко…
Женщине не нужно воевать?
Но солдаты нынче вспоминают:
- Стыдно было землю обнимать,
Если цепь девчонки поднимают.
Н.Новосельцева
Библиотекарь: Всё меньше остаётся людей, которые пережили войну. Обязанность молодого поколения – хранить память о тех Женщин кто защищал нас в те страшные годы. Их подвиг бессмертен. Вечная слава и память женщинам – войнам.
Объявляется минута молчания.
Звучит песня «День Победы» сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова.
Использованная литература.
- С.Алексиевич. У войны не женское лицо…. - М.: Правда, 1988. - 272с.
- Читаем, учимся, играем. - 2010. -№1.- с. 66-67.
- Стихи Великой Отечественной. - Мурманск: кн. изд., 1974.- 196с.
- Песни, фотографии, кадры из к/ф о войне, Интернет.
- Показ презентации.