Сценарий мастер-класса «Развитие навыков смыслового чтения через опорный инструментарий»

Разделы: Литература, Мастер-класс


Цель: формирование навыков смыслового чтения и исследовательских умений на основе анализа  лирического произведения и использование опорного инструментария: ключевых слов, схемы, рисунка.

Задачи:

  • Образовательные: ввести в сложный мир пастернаковского стиха, выявить особенности восприятия мира поэтом, помочь разобраться со смысловым наполнением стихов лирика-философа Б.Пастернака.
  • Развивающие: формировать навыки выделения главного в материале, обобщения и формулировки выводов; развивать навыки исследования литературного текста. 
  • Воспитательные: способствовать развитию логического, образного и ассоциативного мышления; совершенствовать культуру речи.

Этапы мастер-класса:

  1. Организационный (2 мин.)
  2. Мотивационный (12 минут)
  3. Деятельностный (26 мин.)
  4. Рефлексивный (5 минут)

Ход мастер-класса

1. Организационный этап

- Взаимные приветствия учителей, организация внимания и внутренней готовности.

2. Мотивационный этап: погружение в деятельность

Грамотный читатель – это человек, правильно понимающий смысл текста, его проблему, событие, авторский замысел, характер героя, композиционные линии, умеющий связно, логично изложить литературный материал.

В этом случае процесс обучения с использованием опорных схем и конспектов (ОСК), рисунков, ключевых слов становится более эффективным. Их применение облегчает понимание художественных текстов, развивает мышление и связную монологическую речь учащихся, вырабатывает умение логически мыслить: школьники могут самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить материал. Опорные схемы и конспекты помогают разобраться в содержании, проблематике, идейном замысле художественного текста. Моделирование опорных схем-конспектов позволяет целостно представить художественное произведение или его фрагменты, понять художественный образ и увидеть его во взаимосвязи с другими образами. Работа над ОСК проходит в несколько этапов. Прежде всего, формулируется тема предполагаемой схемы или проблема. Работая с текстом, учащиеся выделяют самое главное и вносят в ОСК ключевые слова, цитаты, делают краткие выводы. К этой работе учащихся необходимо подвести с помощью наводящих вопросов по содержанию, беседы на восприятие произведения.

Так, изучая рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско», ребята сначала отвечали на вопросы: Какие образы в рассказе имеют символическое значение?Как показано общество в рассказе? (выпишите ключевые слова-характеристики) Почему природа и человек вступают в схватку? Кто победит в этой схватке? Затем на уроке составили опорный конспект, отражающий бездуховность буржуазного общества, возвышение технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию. (см. рис. 1)

Рис. 1. Опорная схема-конспект «Бездушие общества» в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

После учащиеся самостоятельно рассмотрели духовный облик представителя буржуазного общества господина из Сан-Франциско до смерти и после смерти, заполняя опорный конспект ключевыми словами, раскрывающими его портрет, поступки, отношение автора и окружающих. (см. табл.1)

На заключительном этапе работы опорный конспектобязательно «читается», что дает возможность проверить глубину знаний и способствует развитию речи учащихся.

В заключение ученики вышли на идейный замысел рассказа. Смысл жизни не в приобретении богатств, а в житейской мудрости, духовности, чего нет в обществе избранных.

Таблица 1
Опорная схема-конспект «Духовный облик господина из Сан-Франциско»

 

Ж
И
З
Н
Ь

Господин
человек без имени =нет личности.
Упивается своим положением
Поступки: автор показывает «заведённый порядок» жизни господина
портрет: эпитеты «серебряные усы», «золотые пломбы зубов», «крепкая лысая голова» подчёркивают его неестественность и стремление стать богатым.
отношение автора: грустная ирония
отношение окружающих: «служили ему, предупреждая малейшее желание»
ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ

ДУХОВНАЯ СМЕРТЬ

С
М
Е
Р
Т
Ь

поступки: перед смертью ведёт себя как человек, а не заведённый механизм
портрет: смерть делает его человеком: «черты стали утончаться, светлеть»
отношение автора: «умерший», «покойный», «мёртвый»
отношение окружающих: умирающего господина выволокли в сырой и холодный номер подальше от избранной публики; прислуга издевательски смеётся над мёртвым, труп поместили в ящик из-под содовой, «тело мёртвого старика возвращается домой» в чёрном трюме
Могущество оказалось призрачным

ФИЗИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ

Жизненный путь героя, его мечты, поступки, изменения в восприятии окружающей действительности показал в рассказе «Ионыч» и А.П.Чехов. Он проводит героя через испытание любовью. Использует при раскрытии образахудожественное время и психологические, бытовые и портретные детали. Именно эти понятия мы отразили в опорной схеме-конспекте «Тема гибели души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

Работу над составлением ОСК можно организовать в группах. Учащиеся собирают материал о герое по главам. После проделанной работы «собираем» материал в схему, отражающую трагедию постепенного разрушения человеческой личности. (см. табл.2)

Таблица 2
Опорная схема-конспект «Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

1 глава

2 глава

3 глава

4 глава

5 глава

Главное – ЛЮДИ

Главное – ДЕНЬГИ

1 временной
пласт

Дмитрий Ионович Старцев

Город С.

Служение людям

интеллигентный

трудолюбивый

душевная
красота

 

 Деталь
«своих лошадей у него не было»

2 временной пласт

3 временной пласт

Ионыч=Город С.

 

Полное равнодушие к людям

жадность

отвратительный
обыватель

душевная подлость

 

Деталь
«едет не человек, а языческий бог»

СОМНЕНИЕ

Прошло больше года
пребывал в трудах и одиночестве
испытание любовью
свидание на кладбище: не желает мириться с вечным покоем умерших = любовь ещё теплилась,

НО Котикне пришла, и вспышка погасла вместе с лунным светом;

Его лучшие чувства постепенно вянут, а энергия направляется на приобретательство

Деталь
«у него была своя пара лошадей и кучер

Испытание любовью
визит Старцева к Туркиным:
думает о приданом, видит бездарность Котика, но готов принять её такой. Котик – часть мирка, который уже приятен ему.

Огонёк любви постепенно гаснет, разбиваясь о мещанский быт

Деталь
После сцены объяснения «у Старцева перестало беспокойно биться сердце»

Прошло 4 года
становится нелюдимым и угрюмым;
жизнь скучна и бесцветна;
душа пустеет, ожесточается сердце.
Во время разговора с Котиком вспоминает про «бумажки», которые с удовольствием вынимает из карманов

Деталь
«ездит не на паре, а на тройке с бубенчиками»

Попутно с помощью рисунков-схем показываем биографию Дмитрия Старцева и круг его интересов. (см. рис. 2)

Рис. 2. Биография Д.Старцева и круг его интересов.

Опорным сигналом – ассоциативным символом может выступать слово, содержащее некое смысловое значение. [2] Предлагаю фрагмент урока «Конфликт старого и нового и драма любви в рассказе А.П.Чехова «Дом с мезонином», в котором представлена работа над названием произведения. Урок проводится на этапе выбора темы и цели урока. Через ассоциативный ряд слов-синонимов, подобранных к словам «дом», «мезонин», учащиеся осмыслили конфликт рассказа.

С МЕЗОНИНОМ – верх – новое

ДОМ – низ – устоявшееся старое

- Какие ассоциации вызывает слово «дом»? Что символизирует? (семья, традиции, семейные реликвии, корни, то есть дом – это устоявшееся старое)Дом необычен, с мезонином. Что это такое? Что символизирует? (надстройка над средней частью небольшого жилого дома, то есть что-то новое)

- Какой литературоведческий термин заключён в названии? (антитеза). В названии рассказа заложен какой-то конфликт. Какой вопрос мы поставим для разговора на сегодняшнем уроке? Какова тема? (Конфликт «старого» и «нового» в рассказе А.П.Чехова «Дом с мезонином»)

- Но это ещё не всё. Начало 20 века носит название эпохи бездомья, безвременья. В это время ничего не происходит. Всё кажется тусклым, сумеречным.

ДОМ – БЕЗДОМЬЕ

- К какому герою применимо это слово «бездомье»? Почему? (К художнику. У него нет дома, и то место, где он живёт, ему чуждо)

- Через какие испытания проводит автор своего героя? (через испытание любовью)

- Как заканчивается любовная история? Почему?(любовная история между Мисюсь и художником не состоялась: помешала сестра Лидия)

- В рассказе присутствует два конфликта: общественный и личный. Эти проблемы: социально-политическая и лирическая стихия «драмы любви» органично соединились в произведении. Как будет звучать тема урока? («Конфликт старого и нового и драма любви в рассказе А.П.Чехова «Дом с мезонином»)

- Какова цель урока? Обратите внимание на антитезу «верх» - «низ», отражённую в названии рассказа. Что она может символизировать?(показать неразрешимость общественного и личного конфликта в рассказе А.П.Чехова «Дом с мезонином»)

Таким образом, моделируя ОСК, дети учатся систематизировать материал, выделять главное, кратко формулировать мысли, логично строить высказывания и работать над словом.

3. Деятельностный этап

  • Словарная работа

- А сейчас мы попытаемся создать свой опорный конспект.

Слайд 1

- Попробуем осмыслить творчество одного из самых загадочных поэтов русской литературы Бориса Леонидовича ПАСТЕРНАКА. О нём М.И.Цветаева сказала: «Пастернак – это «тайнопись», «иносказание», «шифр».

Слайд 2

- Сложность восприятия лирики Б. Пастернака объясняется тем, что в его творчестве тесно переплетаются черты  символизма и импрессионизма.

Слайд 3

Импрессионизм – запечатлённые мгновения окружающего (внешнего) мира, позволяющие выразить внутренний мир лирического героя.

Символизм – изображение окружающего мира с помощью условных знаков.

- Как я уже сказала, опорные конспекты помогают в осмыслении художественных текстов и даже таких, которые созданы языком символов и отражают мгновенные впечатления от окружающего мира.

- Для вас прозвучит  стихотворение «Зимняя ночь» из романа «Доктор Живаго», созданное поэтом в послевоенные годы.

- В годы революции, гражданской войны думающему (интеллигентному) человеку приходилось особенно тяжело. Он задаётся вопросами: где добро? где зло?

то лучше, а что хуже? Как найти ответы на эти вопросы? Как не растеряться?

- Герои произведений Пастернака – отражают не только мысли, чувства, переживания автора, но и время, в котором живут.

Слайд 4

Лирический герой – условный образ человека в лирике, отражающий мысли, чувства и переживания автора.

Поиск ключевых слов

- Мы создадим свой ОК, который так и назовём «Человек в «этом мире бушующем»

- Сейчас вы прослушаете стихотворение и выделите самые важные, на ваш взгляд, образы, присутствующие в нём.

Слайд 5

- Какие образы несут основную смысловую нагрузку? (метель и свеча)

- А где происходят события в стихотворении? (метель – по всей земле, свеча – дома, на столе)

- Как бы мы могли это изобразить? (выходят на своё видение картины, и, по желанию, могут воспользоваться предложенной заготовкой, см. Приложение)

Словарная работа (звучит музыка)

- Запишите в левой части слова-ассоциации, возникающие у вас с образам метели и свечи по этому стихотворению.

Слайд 6

Метель – вихрь любовной страсти, хаос, уничтожение, лёд, холод, смерть;

Свеча – тихое семейное счастье, дом, семейный очаг, надежда, чистота, огонь, тепло, жизнь.

- Давайте обменяемся впечатлениями.

Деятельностно-исследовательский (звучит музыка)

 - А сейчас дополните свои ассоциации пастернаковским видением этих миров. Выпишите в правую часть ОК слова-опоры, помогающие «увидеть» эти образы, что их окружает, то есть слова, описывающие часть того мира, где безраздельно властвует метель и горит свеча.

 Метель – снежная, седая мгла; летит роем мошкары; слетались хлопья; метель лепила на столе; мело по всей земле.

Свеча – слёзы с ночника, озарённый потолок, два башмачка, платье, свеча горела Любовь, судьба

- Какой приём лежит в основе этого стихотворения? Какую нагрузку несёт в этом стихотворении?

(Антитеза, противопоставление. Беспредельному, холодному, снежному пространству противостоит свеча. Человек может противопоставить враждебному миру лишь любовь и огонь своей души).

Осмысление роли пейзажа и бытовых деталей

- Давайте условно разделим два мира на ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ.

- Как они воздействуют на лирического героя?

Внешний мир – настроен враждебно, он жестокий, бесцветный, хаотичный, в нём легко исчезнуть и пропасть.

Внутренний мир – это мир дома, тепла и уюта, он согревает лирического героя, помогает ему противостоять жизненным бурям.

Вывод записывается внизу схемы

- И действительно, холодная МЕТЕЛЬ вселенского масштаба заметает всё кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая СВЕЧА всё равно противостоит стихии окружающего мира, являясь для лирического героя ЦЕНТРОМ ВСЕЛЕННОЙ, центром его мира.

- Не случайно поэт использует повтор «свеча горела», знаменуя завершение зимней бури и утверждая победу надежды и жизни.

- Образ горящей свечи также неслучайно проходит через роман «Доктор Живаго», в котором горящая свеча уподобляется человеческой судьбе, является символом жизни, начала творчества и вдохновения.

Слайд 7

Пейзажные зарисовки и предметная обстановка

  • Образуют параллель с внутренним миром человека: смятение в душе героя и оплот веры и надежды, жизнь, творчество;
  • Образуют основу композиции: антитеза огня и льда;
  • Метель и свеча – полновластные герои стихотворения.

- А мы говорим, что в стихотворении Пастернака удивительным образом слились воедино ЧЕЛОВЕК и ВСЕЛЕННАЯ, МГНОВЕНИЕ И ВЕЧНОСТЬ.

- А запечатлённый миг, мгновение – это и есть основа творчества Пастернака.

4. Рефлексивный этап

- Что для вас было ценно в этом мастер-классе, что бы вы пожелали?

Библиографический список

1. Меженко Ю.С. Опорные схемы-конспекты на уроках русского языка и литературы. – М., Педагогика, 1992.

2. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. - М., Педагогика, 1988.

3. Использование опорных схем- конспектов как средство повышения речевой культуры школьников. - https://kopilkaurokov.ru/literatura

4. Опорные схемы-конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы. - http://pandia.ru/text/78/506/18653.php