Цель: формирование навыков смыслового чтения и исследовательских умений на основе анализа лирического произведения и использование опорного инструментария: ключевых слов, схемы, рисунка.
Задачи:
- Образовательные: ввести в сложный мир пастернаковского стиха, выявить особенности восприятия мира поэтом, помочь разобраться со смысловым наполнением стихов лирика-философа Б.Пастернака.
- Развивающие: формировать навыки выделения главного в материале, обобщения и формулировки выводов; развивать навыки исследования литературного текста.
- Воспитательные: способствовать развитию логического, образного и ассоциативного мышления; совершенствовать культуру речи.
Этапы мастер-класса:
- Организационный (2 мин.)
- Мотивационный (12 минут)
- Деятельностный (26 мин.)
- Рефлексивный (5 минут)
Ход мастер-класса
1. Организационный этап
- Взаимные приветствия учителей, организация внимания и внутренней готовности.
2. Мотивационный этап: погружение в деятельность
Грамотный читатель – это человек, правильно понимающий смысл текста, его проблему, событие, авторский замысел, характер героя, композиционные линии, умеющий связно, логично изложить литературный материал.
В этом случае процесс обучения с использованием опорных схем и конспектов (ОСК), рисунков, ключевых слов становится более эффективным. Их применение облегчает понимание художественных текстов, развивает мышление и связную монологическую речь учащихся, вырабатывает умение логически мыслить: школьники могут самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить материал. Опорные схемы и конспекты помогают разобраться в содержании, проблематике, идейном замысле художественного текста. Моделирование опорных схем-конспектов позволяет целостно представить художественное произведение или его фрагменты, понять художественный образ и увидеть его во взаимосвязи с другими образами. Работа над ОСК проходит в несколько этапов. Прежде всего, формулируется тема предполагаемой схемы или проблема. Работая с текстом, учащиеся выделяют самое главное и вносят в ОСК ключевые слова, цитаты, делают краткие выводы. К этой работе учащихся необходимо подвести с помощью наводящих вопросов по содержанию, беседы на восприятие произведения.
Так, изучая рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско», ребята сначала отвечали на вопросы: Какие образы в рассказе имеют символическое значение?Как показано общество в рассказе? (выпишите ключевые слова-характеристики) Почему природа и человек вступают в схватку? Кто победит в этой схватке? Затем на уроке составили опорный конспект, отражающий бездуховность буржуазного общества, возвышение технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию. (см. рис. 1)
Рис. 1. Опорная схема-конспект «Бездушие общества» в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
После учащиеся самостоятельно рассмотрели духовный облик представителя буржуазного общества господина из Сан-Франциско до смерти и после смерти, заполняя опорный конспект ключевыми словами, раскрывающими его портрет, поступки, отношение автора и окружающих. (см. табл.1)
На заключительном этапе работы опорный конспектобязательно «читается», что дает возможность проверить глубину знаний и способствует развитию речи учащихся.
В заключение ученики вышли на идейный замысел рассказа. Смысл жизни не в приобретении богатств, а в житейской мудрости, духовности, чего нет в обществе избранных.
Таблица 1
Опорная схема-конспект «Духовный облик господина из Сан-Франциско»
Ж |
Господин |
ДУХОВНАЯ СМЕРТЬ |
С |
поступки: перед смертью ведёт себя как человек, а не заведённый механизм |
ФИЗИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ |
Жизненный путь героя, его мечты, поступки, изменения в восприятии окружающей действительности показал в рассказе «Ионыч» и А.П.Чехов. Он проводит героя через испытание любовью. Использует при раскрытии образахудожественное время и психологические, бытовые и портретные детали. Именно эти понятия мы отразили в опорной схеме-конспекте «Тема гибели души в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».
Работу над составлением ОСК можно организовать в группах. Учащиеся собирают материал о герое по главам. После проделанной работы «собираем» материал в схему, отражающую трагедию постепенного разрушения человеческой личности. (см. табл.2)
Таблица 2
Опорная схема-конспект «Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
1 глава | 2 глава |
3 глава |
4 глава |
5 глава |
||
Главное – ЛЮДИ |
Главное – ДЕНЬГИ |
|||||
1 временной Дмитрий Ионович Старцев Служение людям интеллигентный трудолюбивый душевная
Деталь |
2 временной пласт |
3 временной пласт Ионыч=Город С.
Полное равнодушие к людям жадность отвратительный душевная подлость
Деталь |
||||
СОМНЕНИЕ |
||||||
Прошло больше года ↓ НО Котикне пришла, и вспышка погасла вместе с лунным светом; Его лучшие чувства постепенно вянут, а энергия направляется на приобретательство Деталь |
Испытание любовью ↓ Огонёк любви постепенно гаснет, разбиваясь о мещанский быт Деталь |
Прошло 4 года Деталь |
Попутно с помощью рисунков-схем показываем биографию Дмитрия Старцева и круг его интересов. (см. рис. 2)
Рис. 2. Биография Д.Старцева и круг его интересов.
Опорным сигналом – ассоциативным символом может выступать слово, содержащее некое смысловое значение. [2] Предлагаю фрагмент урока «Конфликт старого и нового и драма любви в рассказе А.П.Чехова «Дом с мезонином», в котором представлена работа над названием произведения. Урок проводится на этапе выбора темы и цели урока. Через ассоциативный ряд слов-синонимов, подобранных к словам «дом», «мезонин», учащиеся осмыслили конфликт рассказа.
С МЕЗОНИНОМ – верх – новое
ДОМ – низ – устоявшееся старое
- Какие ассоциации вызывает слово «дом»? Что символизирует? (семья, традиции, семейные реликвии, корни, то есть дом – это устоявшееся старое)Дом необычен, с мезонином. Что это такое? Что символизирует? (надстройка над средней частью небольшого жилого дома, то есть что-то новое)
- Какой литературоведческий термин заключён в названии? (антитеза). В названии рассказа заложен какой-то конфликт. Какой вопрос мы поставим для разговора на сегодняшнем уроке? Какова тема? (Конфликт «старого» и «нового» в рассказе А.П.Чехова «Дом с мезонином»)
- Но это ещё не всё. Начало 20 века носит название эпохи бездомья, безвременья. В это время ничего не происходит. Всё кажется тусклым, сумеречным.
ДОМ – БЕЗДОМЬЕ
- К какому герою применимо это слово «бездомье»? Почему? (К художнику. У него нет дома, и то место, где он живёт, ему чуждо)
- Через какие испытания проводит автор своего героя? (через испытание любовью)
- Как заканчивается любовная история? Почему?(любовная история между Мисюсь и художником не состоялась: помешала сестра Лидия)
- В рассказе присутствует два конфликта: общественный и личный. Эти проблемы: социально-политическая и лирическая стихия «драмы любви» органично соединились в произведении. Как будет звучать тема урока? («Конфликт старого и нового и драма любви в рассказе А.П.Чехова «Дом с мезонином»)
- Какова цель урока? Обратите внимание на антитезу «верх» - «низ», отражённую в названии рассказа. Что она может символизировать?(показать неразрешимость общественного и личного конфликта в рассказе А.П.Чехова «Дом с мезонином»)
Таким образом, моделируя ОСК, дети учатся систематизировать материал, выделять главное, кратко формулировать мысли, логично строить высказывания и работать над словом.
3. Деятельностный этап
- Словарная работа
- А сейчас мы попытаемся создать свой опорный конспект.
Слайд 1
- Попробуем осмыслить творчество одного из самых загадочных поэтов русской литературы Бориса Леонидовича ПАСТЕРНАКА. О нём М.И.Цветаева сказала: «Пастернак – это «тайнопись», «иносказание», «шифр».
Слайд 2
- Сложность восприятия лирики Б. Пастернака объясняется тем, что в его творчестве тесно переплетаются черты символизма и импрессионизма.
Слайд 3
Импрессионизм – запечатлённые мгновения окружающего (внешнего) мира, позволяющие выразить внутренний мир лирического героя.
Символизм – изображение окружающего мира с помощью условных знаков.
- Как я уже сказала, опорные конспекты помогают в осмыслении художественных текстов и даже таких, которые созданы языком символов и отражают мгновенные впечатления от окружающего мира.
- Для вас прозвучит стихотворение «Зимняя ночь» из романа «Доктор Живаго», созданное поэтом в послевоенные годы.
- В годы революции, гражданской войны думающему (интеллигентному) человеку приходилось особенно тяжело. Он задаётся вопросами: где добро? где зло?
то лучше, а что хуже? Как найти ответы на эти вопросы? Как не растеряться?
- Герои произведений Пастернака – отражают не только мысли, чувства, переживания автора, но и время, в котором живут.
Слайд 4
Лирический герой – условный образ человека в лирике, отражающий мысли, чувства и переживания автора.
Поиск ключевых слов
- Мы создадим свой ОК, который так и назовём «Человек в «этом мире бушующем»
- Сейчас вы прослушаете стихотворение и выделите самые важные, на ваш взгляд, образы, присутствующие в нём.
Слайд 5
- Какие образы несут основную смысловую нагрузку? (метель и свеча)
- А где происходят события в стихотворении? (метель – по всей земле, свеча – дома, на столе)
- Как бы мы могли это изобразить? (выходят на своё видение картины, и, по желанию, могут воспользоваться предложенной заготовкой, см. Приложение)
Словарная работа (звучит музыка)
- Запишите в левой части слова-ассоциации, возникающие у вас с образам метели и свечи по этому стихотворению.
Слайд 6
Метель – вихрь любовной страсти, хаос, уничтожение, лёд, холод, смерть;
Свеча – тихое семейное счастье, дом, семейный очаг, надежда, чистота, огонь, тепло, жизнь.
- Давайте обменяемся впечатлениями.
Деятельностно-исследовательский (звучит музыка)
- А сейчас дополните свои ассоциации пастернаковским видением этих миров. Выпишите в правую часть ОК слова-опоры, помогающие «увидеть» эти образы, что их окружает, то есть слова, описывающие часть того мира, где безраздельно властвует метель и горит свеча.
Метель – снежная, седая мгла; летит роем мошкары; слетались хлопья; метель лепила на столе; мело по всей земле.
Свеча – слёзы с ночника, озарённый потолок, два башмачка, платье, свеча горела Любовь, судьба
- Какой приём лежит в основе этого стихотворения? Какую нагрузку несёт в этом стихотворении?
(Антитеза, противопоставление. Беспредельному, холодному, снежному пространству противостоит свеча. Человек может противопоставить враждебному миру лишь любовь и огонь своей души).
Осмысление роли пейзажа и бытовых деталей
- Давайте условно разделим два мира на ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ.
- Как они воздействуют на лирического героя?
Внешний мир – настроен враждебно, он жестокий, бесцветный, хаотичный, в нём легко исчезнуть и пропасть.
Внутренний мир – это мир дома, тепла и уюта, он согревает лирического героя, помогает ему противостоять жизненным бурям.
Вывод записывается внизу схемы
- И действительно, холодная МЕТЕЛЬ вселенского масштаба заметает всё кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая СВЕЧА всё равно противостоит стихии окружающего мира, являясь для лирического героя ЦЕНТРОМ ВСЕЛЕННОЙ, центром его мира.
- Не случайно поэт использует повтор «свеча горела», знаменуя завершение зимней бури и утверждая победу надежды и жизни.
- Образ горящей свечи также неслучайно проходит через роман «Доктор Живаго», в котором горящая свеча уподобляется человеческой судьбе, является символом жизни, начала творчества и вдохновения.
Слайд 7
Пейзажные зарисовки и предметная обстановка
- Образуют параллель с внутренним миром человека: смятение в душе героя и оплот веры и надежды, жизнь, творчество;
- Образуют основу композиции: антитеза огня и льда;
- Метель и свеча – полновластные герои стихотворения.
- А мы говорим, что в стихотворении Пастернака удивительным образом слились воедино ЧЕЛОВЕК и ВСЕЛЕННАЯ, МГНОВЕНИЕ И ВЕЧНОСТЬ.
- А запечатлённый миг, мгновение – это и есть основа творчества Пастернака.
4. Рефлексивный этап
- Что для вас было ценно в этом мастер-классе, что бы вы пожелали?
Библиографический список
1. Меженко Ю.С. Опорные схемы-конспекты на уроках русского языка и литературы. – М., Педагогика, 1992.
2. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. - М., Педагогика, 1988.
3. Использование опорных схем- конспектов как средство повышения речевой культуры школьников. - https://kopilkaurokov.ru/literatura
4. Опорные схемы-конспекты как средство формирования языковой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы. - http://pandia.ru/text/78/506/18653.php