Преподавание ведётся по учебнику: Литература 10 класс. – М.: Просвещение, 2017.
Тип учебного занятия: урок открытия нового.
Образовательные подходы: системно-деятельностный подход, дифференцированный подход.
Образовательные технологии: технология диалога, здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения.
Методы в рамках технологии диалога: метод диалоговой беседы, метод обратной связи.
Методы в рамках здоровьесберегающих технологий: метод чередования заданий, активные методы деятельности учащихся.
Методы в рамках технологии развивающего обучения: метод самостоятельного поиска знаний, метод обобщения, метод анализа.
Оборудование: доска, мел, компьютер.
Наглядно-дидактический материал: таблицы успеха.
Анкетирование перед занятием.
- Чем вы дорожите в жизни?
- Верите ли вы в дружбу, любовь?
- Что для вас является счастьем?
- Каковы ваши жизненные принципы?
Цель учебного занятия:
- формирование концептуальных представлений учащихся о теме «Герой нашего времени»,
- формирование таких личностных качеств,
- умение вести диалог.
ХОД УРОКА
Урок «открытия» нового знания |
|||||||||||||||||||
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
|||||||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Универсальные учебные действия |
|||||||||||||||||
Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких). |
В начале урока учащиеся готовят себя к занятию. |
Личностные: самоопределение; |
|||||||||||||||||
2. Этап актуализации и пробного учебного действия |
|||||||||||||||||||
1. Ответьте на вопросы викторины! Узнай персонажа по его описанию. a) «На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду» (Максим Максимыч) б) «мальчик лет пятнадцати. А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всём скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нём нехорошо: ужасно падок был на деньги». (Азамат) в) «рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатах, а оружие в серебре» (Казбич) г) «Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу» (Бэла) д) «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климата» (Печорин) е) «он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль» (Грушницкий) ж) «был мал ростом и худ и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна». (Вернер) з) «она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке родинка: её лицо меня поразило своей выразительностью» (Вера) |
Ученики отвечают на вопросы. а) Максим Максимыч б) Азамат в) Казбич г) Бэла д) Печорин е) Грушницкий ж) Вернер з) Вера |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; |
|||||||||||||||||
Подумайте! Кого из действующих лиц Лермонтов считал «героем» своего «времени»? обоснуйте свою точку зрения. Что значит слово «герой»? Ученик отвечает. Какой смысл вкладывает автор в слово «герой»? Герой – это лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды. Какие черты делают Печорина героем своего времени? Скажите, трудно быть героем своего времени? А кого мы сейчас называем героем времени? |
Герой – слово многозначное. Героем называют выдающегося своей храбростью доблестного человека, самоотверженно совершающего подвиги. Героем называют и главное действующее лицо литературного произведения, лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды. Герой – это и лицо, привлёкшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания. |
||||||||||||||||||
Какова тема урока? | Тема урока – «Герой нашего времени. | ||||||||||||||||||
3. Этап выявления места и причины затруднения |
|||||||||||||||||||
Какие задачи поставим сегодня на уроке? Запишите эпиграф к уроку: Жаль молодое поколенье – Вспомните, какая главная примета времени отразилась на характере Печорина? Разгром декабрьского восстания на Сенатской площади, реакция, последовавшая за ним. А какие главные приметы времени отразились на характере нашего современника? |
Ученики отвечают на вопросы. | ||||||||||||||||||
Захват отрядом террористов М.Бараева заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве. (2002), Захват террористами школы в Беслане. (2004), Начало газового конфликта между Россией и Украиной (2009), война в Чечне: В 2002 и 2003 годах чеченские боевики совершили целый ряд громких террористических актов, прежде всего взрывов в городах Северного Кавказа, что привело к гибели прежде всего мирных жителей. Ставка боевиков на террор становилась все более очевидной, и потребовала ответных мер. Наиболее нашумевшим актом террора стал захват в Москве в октябре 2002 года группой чеченских боевиков в здании театрального центра на Дубровке в заложники зрителей спектакля «Норд-Ост». В ходе операции по их освобождению силы безопасности взяли штурмом здание театрального центра, входе которого были убиты все террористы, участвовавшие в захвате заложников. |
|
|
|||||||||||||||||
4. Этап построения проекта выхода из затруднения |
|||||||||||||||||||
Слово учителя. Один из лучших людей нашего времени Игорь Тальков двадцать лет назад пел: Я хотел спеть песню "Чистые пруды", |
Работа
Ученики внимательно слушают, отвечают на поставленные вопросы. |
Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач |
|||||||||||||||||
5. Этап реализации построенного проекта |
|||||||||||||||||||
Ответьте! Вспомните, чем дорожит Печорин? Каковы взгляды Печорина на дружбу? Что является счастьем для Печорина? Каков моральный кодекс Печорина? |
Обучающиеся отвечают на вопросы. |
Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач |
|||||||||||||||||
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
|||||||||||||||||||
Каков характер Печорина? Чем дорожит Печорин больше всего на свете? Какой жизненный принцип Печорина порождает его взгляд на дружбу: «Из двух друзей один всегда раб другого»? Как Печорин своей жизнью опровергает собственный тезис: «… счастье – насыщенная гордость»? |
Обучающиеся делают вывод |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|||||||||||||||||
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
|||||||||||||||||||
Составьте схему сравнения принципов лермонтовского героя и современного нам человека. Результаты анкетирования. Ученики заполняют таблицу, которую потом сверяют с эталоном:
|
Самостоятельная работа |
Регулятивные: контроль, оценка |
|||||||||||||||||
8. Этап включения в систему знаний и повторения |
|||||||||||||||||||
1. Как вы считаете, есть ли сейчас герои? 2. Приведите примеры Ученик. Утром 1 сентября 2004 года в Беслане во время торжественной линейки был совершён террористический акт – захват заложников. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании 1128 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей. |
ВЫВОД |
Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению |
|||||||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности |
|||||||||||||||||||
Ученики подводят итог |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
||||||||||||||||||
Домашнее задание |
|||||||||||||||||||
Напишите творческую работу на любую из тем: «Я гражданин России» «Легко ли быть молодым?» «Мой современник» |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
УУД – личностные: выражают положительное отношение к процессу познания |