Внеклассное чтение. Герой нашего времени. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Преподавание ведётся по учебнику: Литература 10 класс. – М.: Просвещение, 2017.

Тип учебного занятия: урок открытия нового.

Образовательные подходы: системно-деятельностный подход, дифференцированный подход.

Образовательные технологии: технология диалога, здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения.

Методы в рамках технологии диалога: метод диалоговой беседы, метод обратной связи.

Методы в рамках здоровьесберегающих технологий: метод чередования заданий, активные методы деятельности учащихся.

Методы в рамках технологии развивающего обучения: метод самостоятельного поиска знаний, метод обобщения, метод анализа.

Оборудование: доска, мел, компьютер.

Наглядно-дидактический материал: таблицы успеха.

Анкетирование перед занятием.

  • Чем вы дорожите в жизни?
  • Верите ли вы в дружбу, любовь?
  • Что для вас является счастьем?
  • Каковы ваши жизненные принципы?

Цель учебного занятия:

  • формирование концептуальных представлений учащихся о теме «Герой нашего времени»,
  • формирование таких личностных качеств,
  • умение вести диалог.

ХОД УРОКА

Урок «открытия» нового знания

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Универсальные учебные действия

Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).

В начале урока учащиеся  готовят себя к занятию.

Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

1. Ответьте на вопросы викторины! Узнай персонажа по его описанию.

a) «На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду» (Максим Максимыч)

б) «мальчик лет пятнадцати. А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всём скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нём нехорошо: ужасно падок был на деньги». (Азамат)

в) «рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатах, а оружие в серебре» (Казбич)

г) «Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу» (Бэла)

д) «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климата» (Печорин)

е) «он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль» (Грушницкий)

ж) «был мал ростом и худ и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна». (Вернер)

з) «она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке родинка: её лицо меня поразило своей выразительностью» (Вера)

Ученики отвечают на вопросы.

а) Максим Максимыч

б) Азамат

в) Казбич

г) Бэла

д) Печорин

е) Грушницкий

ж) Вернер

з) Вера

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Логические: формулирование проблемы.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Личностные

Подумайте!

Кого из действующих лиц Лермонтов считал «героем» своего «времени»? обоснуйте свою точку зрения.

Что значит слово «герой»?

Ученик отвечает.

Какой смысл вкладывает автор в слово «герой»? 

Герой – это лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

Какие черты делают Печорина героем своего времени?

Скажите, трудно быть героем своего времени?

А кого мы сейчас называем героем времени?

 

Герой – слово многозначное.

Героем называют выдающегося своей храбростью доблестного человека, самоотверженно совершающего подвиги.

Героем называют и главное действующее лицо литературного произведения, лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

Герой – это и лицо, привлёкшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.

Какова тема урока? Тема урока – «Герой нашего времени.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Какие задачи поставим сегодня на уроке?

Запишите эпиграф к уроку:

Жаль молодое поколенье –
Ему поблажки не дано,
Невидимым огнём старенья
Уже охвачено оно…
Валерий Лобанов

Вспомните, какая главная примета времени отразилась на характере Печорина?

Разгром декабрьского восстания на Сенатской площади, реакция, последовавшая за ним.

А какие главные приметы времени отразились на характере нашего современника?

Ученики отвечают на вопросы.  

Захват отрядом террористов М.Бараева заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве. (2002), Захват террористами школы в Беслане. (2004), Начало газового конфликта между Россией и Украиной (2009), война в Чечне: В 2002 и 2003 годах чеченские боевики совершили целый ряд громких террористических актов, прежде всего взрывов в городах Северного Кавказа, что привело к гибели прежде всего мирных жителей. Ставка боевиков на террор становилась все более очевидной, и потребовала ответных мер.

Наиболее нашумевшим актом террора стал захват в Москве в октябре 2002 года группой чеченских боевиков в здании театрального центра на Дубровке в заложники зрителей спектакля «Норд-Ост». В ходе операции по их освобождению силы безопасности взяли штурмом здание театрального центра, входе которого были убиты все террористы, участвовавшие в захвате заложников.
Затем последовала Бесланская трагедия, которая потрясла, шокировала весь мир. В северо-осетинском городе Беслане боевики захватили в праздничный день I сентября среднюю школу с учениками и учителями. Жертвами этого нападения басаевских боевиков стали десятки и десятки детей-школьников. Такого «практика» международного терроризма еше не знала.
9 мая 2004 года в Грозном на стадионе «Динамо» во время концерта по случаю Дня Победы в Великой Отечественной войне прогремел взрыв. В результате террористического акта погибли президент Чечни Ахмад Кадыров и председатель Государственного совета республики Хусейн Исаев.
события на Украине…

 

 

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Слово учителя. Один из лучших людей нашего времени Игорь Тальков двадцать лет назад пел:

Я хотел спеть песню "Чистые пруды",
Но в прудах известных чистой нет воды,
Вместо "ив застенчивых" виснут провода,
"Друг мой" канул в вечность и не придет туда.

Война. Идет гражданская война.

Как тут будет петься про аккордеон
И про берег детства, если взорван он,
И казенной дланью бьет бульвар в лицо,
И базарной бранью захлебывается "Кольцо",

Война. Идет гражданская война.

Да, я бы спел вам песню про "Чистые пруды",
Но, признаюсь честно, мне сейчас не до "воды".
Я на меч булатный и доспехов звон
Поменял приятный старый свой аккордеон,
И моя дорога определена.
Что произошло?! Война!
Семьдесят лет идёт война.

Итак, мы понимаем, что и наш современник, как и современник Лермонтова, живёт в трудную, переходную эпоху.

Работа

 

 

Ученики внимательно слушают, отвечают на поставленные вопросы.

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания
Личностные: планирование учебной деятельности

5. Этап реализации построенного проекта

Ответьте!

Вспомните, чем дорожит Печорин?

Каковы взгляды Печорина на дружбу?

Что является счастьем для Печорина?

Каков моральный кодекс Печорина?

 

 

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение в чём состоит заслуга логических цепей, анализ, умение структурировать знания

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

 Каков характер Печорина?

Чем дорожит Печорин больше всего на свете?

Какой жизненный принцип Печорина порождает его взгляд на дружбу: «Из двух друзей один всегда раб другого»?

Как Печорин своей жизнью опровергает собственный тезис: «… счастье – насыщенная гордость»?

 

Обучающиеся делают вывод

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познавательные: Логические

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Составьте схему сравнения принципов лермонтовского героя и современного нам человека. Результаты анкетирования.

Ученики заполняют таблицу, которую потом сверяют с эталоном:

Характеристика эпохи

19 век
Печорин

20–21 веков
Современник
Результаты анкетирования

Эпоха реакции, последовавшая вслед за разгромом декабрьского восстания на Сенатской площади.

Эпоха войны в Чечне, события в Беслане, события в Грозном на стадионе «Динамо», события на Украине…

Чем дорожит

Печорин дорожит своей свободой

Современный человек:
Семьёй – 52,7%
Свободой – 3,4%
Своей жизнью – 8,5%
Друзьями – 14,4%
Деньгами – 4,25%

Взгляд на дружбу

По мнению Печорина, «из двух друзей один – всегда раб другого». Печорин не верит в дружбу и любовь.

Молодёжь верит в дружбу и любовь – 62,9%, не верит – 8,5%

В чём состоит счастье?

Счастье для Печорина – это насыщенная гордость.

Современный человек счастьем считает
Покой в семье – 16,5%
Дружбу – 12,75%
Деньги – 11,05%
«Когда всё есть» - 5,1%
Мир – 50%

Жизненные принципы

Принципы Печорина: индивидуализм, эгоизм, равнодушие

Жизненные принципы основаны на правильном понимании чести, неприятии предательства, подлости, на искренности – 73%
Нет жизненных принципов – 22,1%

 

Самостоятельная работа

Регулятивные: контроль, оценка
Познавательные: формулирование проблемы

8. Этап включения в систему знаний и повторения

1. Как вы считаете, есть ли сейчас герои?

2. Приведите примеры

Ученик.

Утром 1 сентября 2004 года в Беслане во время торжественной линейки был совершён террористический акт – захват заложников. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании 1128 заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.
Вячеслав Маляров, майор «Альфы», наш земляк родом из Балаково, был в Афганистане, штурмовал Грозный, а в Беслане он закрыл собой несколько заложников, которых обстреливали четыре боевика. Уже истекающий кровью, Вячеслав ранил двух из них и продержался до прихода помощи. Погиб он в самом расцвете лет (35), похоронен на Николо-Архангельском кладбище столицы. Посмертно награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4 степени.

ВЫВОД

Регулятивные выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

9. Рефлексия учебной деятельности

Ученики подводят итог

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познавательные: умение структурировать знания
Личностные: смыслообразование.

Домашнее задание

Напишите творческую работу на любую из тем:

 «Я гражданин России»

«Легко ли быть молодым?»

«Мой современник»

Учащиеся записывают домашнее задание.

УУД – личностные: выражают положительное отношение к процессу познания
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие.