Тематическое планирование уроков по изучению творчества Александра Блока в 11-м классе: профильный уровень

Разделы: Литература


В помощь учителю литературы

Проблема изучения творчества Александра Блока в профильном классе связана прежде всего с многообразием поэтического наследия поэта Серебряного века. Погружение в мир образов невозможно без анализа поэтической «Я-концепции» любого автора. У А.Блока особенно ярко выражена индивидуальность лирического героя, предлагаемая система уроков позволит учителю не только выявить эту индивидуальность, но и подчеркнуть широту восприятия мира блоковского героя через сравнение с концепциями других поэтов.

1 урок. Тема: «Я лучшей доли не искал». Судьба А.Блока

Цель.

  • Познакомить с биографией поэта.
  • Начать рассмотрение концептуальной проблемы: «Идея пути в поэтическом сознании А.Блока».

Содержание.

1. Лекция учителя о биографии поэта.

2. Выступление учащихся с докладами «Блок и русские писатели: традиции, влияния», «Блок и театр», «Поэзия Блока за рубежом» /А.Блок: Новые материалы и исследования. В 5 т. М., 1980-1993 (Литературное наследство).

Домашнее задание. Тезисный план биографии поэта, подборка стихов о любви («Незнакомка»), коллаж «Поэтический мир Блока», лекция канала «Бибигон».

2 урок. Тема: «Мгновение слишком яркого света» (А.Блок к А.Белому)

Цель.

  • Раскрыть основные особенности любовной лирики А.Блока.
  • Проанализировать стихотворение «Незнакомка».
  • Рассмотреть принципы «трилогии вочеловечения».

Содержание.

1. Лекция учителя /обзор 3-х томов стихов/.

2. Беседа по вопросам о любовной лирике.

3. Проверка домашнего задания: защита коллажа.

4. Работа в группах. Наличие принципа контраста в «Незнакомке».

5. Беседа по вопросам с опорой на тексты стихов  «трилогии вочеловечения».

Домашнее задание.

  • Подборка стихов: «Унижение», «На островах», «В ресторане», «Чёрная кровь», «Демон», «Двойник».
  • Ответ на вопрос: «Что, по-вашему, символизирует собой фраза Блока «страшный мир»?»

3 урок. Тема: «Страшный мир» А.Блока

Цель.

  • Рассмотреть тему «страшного мира» в поэзии А.Блока как сквозную в творчестве поэта.
  • Проанализировать концепцию «морока» («мрака») как отражение внутренних переживаний лирического героя.

Содержание.

1. Беседа по домашнему заданию.

2. Игра «Ассоциация». По звучащей музыке /на выбор учителя/ подобрать ассоциативный ряд стихов или строчек одного стихотворения из домашней подборки.

3. Сравнительный анализ лермонтовско - врубельского Демона с образами А.Блока.

Домашнее задание.

  • Подборка стихов о Родине: «Родина», «На поле Куликовом» - цикл и др. Прочитать стихотворение «Россия».
  • Сравнить образы гоголевской Руси-тройки, лермонтовской «странной любви» к отчизне с отношением к России А.Блока.
  • Подборка стихов о поэте и поэзии: «За гробом», «Художник», «Поэты» и др.

4 урок. Тема: «Да, и такой, моя Россия, // Ты всех краёв дороже мне»

Цель.

  • Познакомить со стихами Блока о Родине.
  • Акцентировать внимание на сравнении образа «родной стороны» у Некрасова, Гоголя, Лермонтова и Блока.

Содержание.

1. Работа по домашнему заданию.

2. Беседа по вопросам на тему: «Блоковское чудо «перетекания» образа женщины в образ Родины и наоборот».

3. Групповые задания:

  • 1 группа - тема в лирике Блока;
  • 2 группа - тема поэзии в лирике Блока;
  • 3 группа - «групповой портрет» современных Блоку поэтов.

Домашнее задание.

  • Аналитическое чтение поэмы «Двенадцать», просмотр мультипликационного фильма.
  • Свободное размышление с опорой на биографические сведения, документы и рукописи на тему: «Блок и революция».
  • Индивидуальное задание: сообщение на тему: «Творческая история создания поэмы «Двенадцать».

5 урок. Тема: «Революция русская в её лучших представителях - юность с нимбом вокруг лица» (А.Блок, 1909)

Цель.

  • Проанализировать тему русской революции в поэме Блока «Двенадцать»: рассмотреть поэтику заглавия, принципы создания образов, философский пафос искания нового идеала. Завершить работу над проблемой «идеи пути в поэтическом сознании Блока».

Содержание.

1. Выступление учащегося с докладом о творческой истории создания поэмы.
2. Беседа по вопросам с опорой на текст.
3. Проблемный вопрос: Блок видит русскую революцию как «идиллию» или «гримасы»?
4. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание. Чтение поэмы «Соловьиный сад», подготовиться к зачёту по творчеству поэта.

6 урок. Тема: Творческие поиски А.Блока. Анализ поэмы «Соловьиный сад»

Цель.

  • Повторить и систематизировать изученный материал по творчеству А.Блока (зачёт).
  • Проанализировать содержание поэмы «Соловьиный сад»: выделить две темы произведения, их развитие, детальное выражение.

Содержание.

1. Зачёт по вопросам.

2. Беседа по вопросам к поэме «Соловьиный сад».

3. Работа с поэтической  «Я-концепцией» (Приложение).

Домашнее задание. Сочинение.


Приложение

Автор

Поэтическая «Я-концепция»

В.Соловьёв (1853-1900)

«…Мы навек незримыми цепями/ Прикованы к нездешним берегам»
«…И в цепях должны свершить мы сами/ Тот круг, что боги очертили нам»

М.Лохвицкая (1869-1905)

«Слилось во мне сиянье дня/Со мраком ночи», «Мне мил и солнца луч…/И шорох тайн манит меня», «…суждено мне до конца стремиться вверх…»

К.Бальмонт (1867-1942)

«Я заключил миры в едином взоре,/Я властелин…», «Кто равен мне в моей певучей силе?/ Никто, никто»

Д.Мережковский (1865-1941)

«Сладок мне венец забвенья тёмный», «Я люблю безумную свободу», «Мчится дух мой к дальнему восходу»

Ф.Сологуб (1863-1927)

« Я - бог таинственного мира,/ Весь мир в одних моих мечтах»

М.Кузмин (1875-1936)

«Тот родник, что бьётся в нас,-/ Божественно неисчерпаем», «Из сердца пригоршней беру я радость»

М.Волошин (1877-1932)

«В душе моей мрак грозовой», «Из недра сознанья, со дна лабиринта теснятся виденья»

М.Цветаева (1892-1941)

«Душа не уснёт в покое…», «Забыть не могу тоски я», «Душу бог мне иную дал:/Морская она, морская…»

В.Ходасевич (1886-1939)

«Я скитаюсь здесь напрасно/ Путь далёк мне…»

В.Хлебников (1885-1922)

«Я для вас/ Звезда…»

И.Северянин (1885-1941)

«Во всей вселенной нас только двое/ И эти двое всегда одно…»

В.Маяковский (1893-1930)

«Я сразу смазал карту будня…»

А.Блок (1880-1921)

«В моей душе больной и молчаливой…», «Сотри случайные черты- / И ты увидишь: мир прекрасен»

Список литературы

1. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

2. Берковский И.Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975.

3. Блок А. Собрание сочинений в восьми томах. Под общ. ред. В.Н. Орлова и др. М.; Л., 1960-1968.

4. Блок и современность / Сост. Ст. Лесневский. М., 1981.

5. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. Л., 1975.