В помощь учителю литературы
Проблема изучения творчества Александра Блока в профильном классе связана прежде всего с многообразием поэтического наследия поэта Серебряного века. Погружение в мир образов невозможно без анализа поэтической «Я-концепции» любого автора. У А.Блока особенно ярко выражена индивидуальность лирического героя, предлагаемая система уроков позволит учителю не только выявить эту индивидуальность, но и подчеркнуть широту восприятия мира блоковского героя через сравнение с концепциями других поэтов.
1 урок. Тема: «Я лучшей доли не искал». Судьба А.Блока
Цель.
- Познакомить с биографией поэта.
- Начать рассмотрение концептуальной проблемы: «Идея пути в поэтическом сознании А.Блока».
Содержание.
1. Лекция учителя о биографии поэта.
2. Выступление учащихся с докладами «Блок и русские писатели: традиции, влияния», «Блок и театр», «Поэзия Блока за рубежом» /А.Блок: Новые материалы и исследования. В 5 т. М., 1980-1993 (Литературное наследство).
Домашнее задание. Тезисный план биографии поэта, подборка стихов о любви («Незнакомка»), коллаж «Поэтический мир Блока», лекция канала «Бибигон».
2 урок. Тема: «Мгновение слишком яркого света» (А.Блок к А.Белому)
Цель.
- Раскрыть основные особенности любовной лирики А.Блока.
- Проанализировать стихотворение «Незнакомка».
- Рассмотреть принципы «трилогии вочеловечения».
Содержание.
1. Лекция учителя /обзор 3-х томов стихов/.
2. Беседа по вопросам о любовной лирике.
3. Проверка домашнего задания: защита коллажа.
4. Работа в группах. Наличие принципа контраста в «Незнакомке».
5. Беседа по вопросам с опорой на тексты стихов «трилогии вочеловечения».
Домашнее задание.
- Подборка стихов: «Унижение», «На островах», «В ресторане», «Чёрная кровь», «Демон», «Двойник».
- Ответ на вопрос: «Что, по-вашему, символизирует собой фраза Блока «страшный мир»?»
3 урок. Тема: «Страшный мир» А.Блока
Цель.
- Рассмотреть тему «страшного мира» в поэзии А.Блока как сквозную в творчестве поэта.
- Проанализировать концепцию «морока» («мрака») как отражение внутренних переживаний лирического героя.
Содержание.
1. Беседа по домашнему заданию.
2. Игра «Ассоциация». По звучащей музыке /на выбор учителя/ подобрать ассоциативный ряд стихов или строчек одного стихотворения из домашней подборки.
3. Сравнительный анализ лермонтовско - врубельского Демона с образами А.Блока.
Домашнее задание.
- Подборка стихов о Родине: «Родина», «На поле Куликовом» - цикл и др. Прочитать стихотворение «Россия».
- Сравнить образы гоголевской Руси-тройки, лермонтовской «странной любви» к отчизне с отношением к России А.Блока.
- Подборка стихов о поэте и поэзии: «За гробом», «Художник», «Поэты» и др.
4 урок. Тема: «Да, и такой, моя Россия, // Ты всех краёв дороже мне»
Цель.
- Познакомить со стихами Блока о Родине.
- Акцентировать внимание на сравнении образа «родной стороны» у Некрасова, Гоголя, Лермонтова и Блока.
Содержание.
1. Работа по домашнему заданию.
2. Беседа по вопросам на тему: «Блоковское чудо «перетекания» образа женщины в образ Родины и наоборот».
3. Групповые задания:
- 1 группа - тема в лирике Блока;
- 2 группа - тема поэзии в лирике Блока;
- 3 группа - «групповой портрет» современных Блоку поэтов.
Домашнее задание.
- Аналитическое чтение поэмы «Двенадцать», просмотр мультипликационного фильма.
- Свободное размышление с опорой на биографические сведения, документы и рукописи на тему: «Блок и революция».
- Индивидуальное задание: сообщение на тему: «Творческая история создания поэмы «Двенадцать».
5 урок. Тема: «Революция русская в её лучших представителях - юность с нимбом вокруг лица» (А.Блок, 1909)
Цель.
- Проанализировать тему русской революции в поэме Блока «Двенадцать»: рассмотреть поэтику заглавия, принципы создания образов, философский пафос искания нового идеала. Завершить работу над проблемой «идеи пути в поэтическом сознании Блока».
Содержание.
1. Выступление учащегося с докладом о творческой истории создания поэмы.
2. Беседа по вопросам с опорой на текст.
3. Проблемный вопрос: Блок видит русскую революцию как «идиллию» или «гримасы»?
4. Проверка домашнего задания.
Домашнее задание. Чтение поэмы «Соловьиный сад», подготовиться к зачёту по творчеству поэта.
6 урок. Тема: Творческие поиски А.Блока. Анализ поэмы «Соловьиный сад»
Цель.
- Повторить и систематизировать изученный материал по творчеству А.Блока (зачёт).
- Проанализировать содержание поэмы «Соловьиный сад»: выделить две темы произведения, их развитие, детальное выражение.
Содержание.
1. Зачёт по вопросам.
2. Беседа по вопросам к поэме «Соловьиный сад».
3. Работа с поэтической «Я-концепцией» (Приложение).
Домашнее задание. Сочинение.
Приложение
Автор |
Поэтическая «Я-концепция» |
В.Соловьёв (1853-1900) |
«…Мы навек незримыми цепями/ Прикованы к нездешним берегам» |
М.Лохвицкая (1869-1905) |
«Слилось во мне сиянье дня/Со мраком ночи», «Мне мил и солнца луч…/И шорох тайн манит меня», «…суждено мне до конца стремиться вверх…» |
К.Бальмонт (1867-1942) |
«Я заключил миры в едином взоре,/Я властелин…», «Кто равен мне в моей певучей силе?/ Никто, никто» |
Д.Мережковский (1865-1941) |
«Сладок мне венец забвенья тёмный», «Я люблю безумную свободу», «Мчится дух мой к дальнему восходу» |
Ф.Сологуб (1863-1927) |
« Я - бог таинственного мира,/ Весь мир в одних моих мечтах» |
М.Кузмин (1875-1936) |
«Тот родник, что бьётся в нас,-/ Божественно неисчерпаем», «Из сердца пригоршней беру я радость» |
М.Волошин (1877-1932) |
«В душе моей мрак грозовой», «Из недра сознанья, со дна лабиринта теснятся виденья» |
М.Цветаева (1892-1941) |
«Душа не уснёт в покое…», «Забыть не могу тоски я», «Душу бог мне иную дал:/Морская она, морская…» |
В.Ходасевич (1886-1939) |
«Я скитаюсь здесь напрасно/ Путь далёк мне…» |
В.Хлебников (1885-1922) |
«Я для вас/ Звезда…» |
И.Северянин (1885-1941) |
«Во всей вселенной нас только двое/ И эти двое всегда одно…» |
В.Маяковский (1893-1930) |
«Я сразу смазал карту будня…» |
А.Блок (1880-1921) |
«В моей душе больной и молчаливой…», «Сотри случайные черты- / И ты увидишь: мир прекрасен» |
Список литературы
1. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
2. Берковский И.Я. О мировом значении русской литературы. Л., 1975.
3. Блок А. Собрание сочинений в восьми томах. Под общ. ред. В.Н. Орлова и др. М.; Л., 1960-1968.
4. Блок и современность / Сост. Ст. Лесневский. М., 1981.
5. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. Л., 1975.