Литература
-
Повесть Н.В. Гоголя «Нос». Композиция, сюжет, герои, идейный замысел. Приемы комического в повести 2018
Урок расширяет понимание учащимися нравственных ценностей. В начале урока формулируются проблемные вопросы. Анализ повести строится по главам с постоянным обращением к тексту. Завершается урок творческой работой в группах. К уроку учащиеся должны были подготовить выразительное чтение отрывков, которые на уроке предложены для инсценирования, а также выписать из текста цитаты, характеризующие майора Ковалева и его отдельно существующий нос.
-
Урок литературы в 10-м классе по стихотворению А.А.Блока "Шаги Командора" 2018
Урок по стихотворению А.Блока проводится после изучения трагедии А.С.Пушкина «Каменный гость». При изучении трагедии Пушкина заходит разговор о вечных темах и образах в литературе. Учащиеся узнают о том, что каждый писатель, обращаясь к образу Дон Жуана, создает особый характер, показывает свое видение и понимание героя, акцентирует внимание на тех проблемах, которые интересны ему, актуальны в его эпоху. Еще одна важная цель – установление связей между двумя веками русской литературы.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник". 10-й класс 2018
Цели и задачи урока: раскрыть идейное и художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»; проследить развитие образа Петра Первого в творчестве А.С.Пушкина; развивать умение работать с информацией, обобщать ее и систематизировать; развивать творческие способности учащихся через выразительное чтение, умение анализировать поэтический текст.
-
Сказки Саши Черного 2018
Что мы знаем о Саше Черном? Что знают о нем школьники? Практически ничего не слышали, ничего не читали, ничего не знают. Тогда и появилась идея познакомиться с творчеством писателя. Так появилась мастерская "Сказки Саши Черного". В ходе работы учащиеся знакомятся с текстами сказок Саши Черного. В ходе работы учащиеся составляют высказывания, аргументируют ответ с помощью цитирования, домашнее задание – сочинение-рассуждение.
-
Урок-проект "Образ русского богатыря Добрыни Никитича. Правда и вымысел". 7-й класс 2018
В наше время популярна экранизация художественных произведений. Учащиеся сравнивают тексты былин о Добрыне Никитиче и содержание фильма «Последний богатырь» и приобретают опыт оценки таких работ. В то же время обращение к современному и популярному среди молодёжи фильму мотивирует учащихся к изучению русских былин. В процессе работы дети осваивают такие понятия, как: прообраз, аллегория, художественный вымысел.
-
Внеклассное чтение. Герой нашего времени. 9-й класс 2018
Цель учебного занятия: формирование концептуальных представлений учащихся о теме «Герой нашего времени», формирование таких личностных качеств, умение вести диалог.
-
Исследовательская работа "Тайна твоего имени" 2018
Проект был создан с целью активизации практической деятельности подрастающего поколения, а также привлечения внимания школьников к истории возникновения и значения своего имени.
-
Проект "Азбука блокадного Ленинграда". 9-й класс 2018
Цель проекта: формирование у учащихся чувства уважения к героическим страницам истории; развитие творческих способностей и навыков проектной деятельности. Задачи: изучить документы и фотографии военных лет, познакомиться с музыкальными и художественными произведениями о блокаде Ленинграда; создать альбом «Алфавит блокадного Ленинграда» на основе собранного материала.
-
Использование некоторых образовательных технологий на уроках литературы 2018
Учителю новые технологии позволяют лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности. А также это возможность для самореализации, осуществления собственных идей. Важную роль играют уроки с применением игровых технологий.
-
Технология деятельностного характера на уроке литературы. Роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» 2018
Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали с интересом, творчески. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.
-
“Мустай Карим – наша гордость”, внеклассное мероприятие, посвящённое к 100-летию народного поэта Республики Башкортостан 2018
Внеклассное мероприятие посвящёно 100-летию народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима.
-
Ученическая конференция, посвящённая научной и творческой деятельности Н.М.Карамзина (для учащихся 9–11-х классов) 2018
Работа ученической конференции многопланова: жизнь и творчество Николая Михайловича освещены с многих сторон, уделено внимание его достижениям в области русского языка, литературы, истории, журналистики. Усилия участников мероприятия направлены на изучение и анализ вклада Н.М.Карамзина в развитие русской литературы, культуры, истории.
-
«Шагнувший через века…». М.В.Ломоносов – гениальный сын русского народа, реформатор русского литературного языка 2018
Цель урока: познакомить учащихся с биографией М.В.Ломоносова, его ролью в реформе русского языка, вызвать интерес к его личности; дать понятие о «теории трех штилей», показать особенности каждого из них; способствовать совершенствования навыков конспектирования.
-
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение 2018
Урок построен как анализ поэмы «Лермонтова» с точки зрения романтического произведения, акцент сделан на раскрытии особенностей характера главного героя. Для этого на уроке повторяем такие понятия, как романтизм, романтический герой, рассматриваем особенности, присущие этому литературному направлению. Анализ художественных средств выразительности и отдельных эпизодов осуществляется по группам, рассматриваются понятия: свобода, воля, дружба. Заканчивается урок написание мини-сочинений.
-
Презентация книги С.Алексиевич «У войны не женское лицо». Тема: "Женщина на войне" 2018
Цели и задачи урока: познакомить с созданием книги; показать правду о героизме и мужестве женщин на войне; способствовать творческому осмыслению произведения; воспитывать человечность в человеке на примерах героинь книги С.Алексиевич «У войны не женское лицо».
-
Мастерская построения знаний и творческого письма по лирике М.Цветаевой «Одна голая душа!» 2018
На уроке мы познакомимся с лирикой Цветаевой, попытаемся проникнуть в её душу - в её поэзию. Увидим, насколько она многогранна, хотя и сказал Лермонтов: «А душу можно ль рассказать?»
-
Специфика изучения лирической поэзии в старших классах. Приёмы пробуждения переживаний, эмоциональной отзывчивости у учащихся (на примере стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"). 2018
Главная проблема изучения поэзии - подготовка ученика к полноценному восприятию поэзии. Возможность полноценного восприятия определяется: знаниями, эмоциональной отзывчивостью, художественным воображением. Одинаковых приёмов преподавания литературы нет. Нужно создать такую обстановку, чтобы у детей возникло желание узнать и понять. Знания добываются учеником. Сообщающие методы не должны заменять другие виды работы.
-
Урок по литературе в 5-м классе по рассказу Л.Н.Андреева «Петька на даче» по программе Г.С.Меркина 2018
Основные проблемы, рассмотренные на уроке: противопоставление мира города и мира дачи в рассказе; тематика и нравственная проблематика рассказа.
-
Михаил Юрьевич Лермонтов. Литературная гостиная. 8-й класс 2018
Литературная гостиная посвящена жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова.
-
Открытый интегрированный урок по музыке и литературе в 6-м классе "На фоне Пушкина..." с использованием ИКТ и инновационных технологий 2018
Цель урока: познакомиться с образом Пушкина в авторской песне и творчестве Булата Окуджавы, познакомиться с личностью основоположника русской авторской песни середины XX века.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме «Обзор русской литературы XVIII – начала XIX века. Ломоносов. Державин, Карамзин» (УМК под ред. Ю.В.Лебедева. Базовый и профильный уровень) 2018
Если уровень изучения предмета базовый, то в планировании отводится на данную тему один час, если профильный – шесть часов. Этот урок в работе любого уровня. Учащимся предлагается работа по атрибутированию текстов трех поэтов: Державина, Ломоносова, Карамзина. Проводится лингвистический и смысловой анализ текста. Рассматриваются также стихотворения Анакреонта и В.Хлебникова.
-
Индивидуальные карточки при работе над романом А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 2018
В методическую разработку включен материал по литературе для 9-го класса. Автор статьи предлагает свой вариант индивидуально-опережающих карточек по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Все индивидуальные карточки разноуровневые. Это позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход в обучении.
-
Тема: «Три дня счастья. Три дня счастья?» (по повести В.Быкова «Альпийская баллада») 2018
Цель урока: продолжить работу над формированием умения анализировать эпический текст.
-
Интеллектуальная игра «Звездный час» по биографии и творчеству А.Вампилова 2018
Цель мероприятия: заинтересовать студентов личностью А.В.Вампилова, пробудить интерес к творчеству драматурга.
-
Сценарий спектакля "Русский характер" (по мотивам рассказа Алексея Толстого) 2018
Представлен сценарий спектакля, подготовленного к празднику Победы в Великой Отечественной войне.
-
Готовимся к итоговому сочинению по литературе: методы и приемы 2018
Каждый учитель предметник ищет всевозможные пути подачи материала, чтобы зацепить не только внимание ребенка, но и вызвать долгосрочный интерес к своему предмету, и тем самым дать возможность обучающимся добиться высоких результатов по своему профилю. Но иногда важно подать материал ни сколько интересно, а сколько максимально понятно и доступно. Так и строится работа в 11-х классах на уроках литературы при подготовке к декабрьскому итоговому сочинению.
-
Организация исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе (из опыта работы) 2018
Главное в моей педагогической деятельности является развитие интеллектуального потенциала учащихся. А организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности способствует формированию познавательной активности, самостоятельности в работе. Конечно, работа ведется во внеурочное время и на уроках.
-
Исследовательская работа по литературе на тему «Герман Гессе и его роман «Игра в бисер» как величайший философский трактат ХХ века» 2018
В работе исследуется роман Г.Гессе «Игра в бисер». Я считаю, что актуальность исследуемого произведения заключается в том, что оно дает читателям ответы на вечные вопросы, которыми рано или поздно задаются все думающие люди. Целями работы являются: выявление особенностей творчества Гессе, знакомство с одним из главных произведений писателя, раскрытие философии сюжета и психологизма главного героя романа, озвучивание главных проблем произведения и его анализ.
-
Творческая мастерская "Мир русской усадьбы" 2018
Цель творческой мастерской: через творческое погружение в пушкинское время дать учащимся представление о жизни поместного дворянства начала ХIХ века с целью более глубокого понимания литературы начала ХIХ века и истории Отечества.
-
Конструкт урока по произведению Джека Лондона "Сказание о Кише" (5-й класс; проектно-исследовательская деятельность) 2018
Мы учимся не только читать произведения, но и мыслить, думать, высказывать свою точку зрения. И сейчас очередная встреча с великим произведением, а именно с рассказом Джека Лондона «Сказание о Кише». Джек Лондон – один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей. Его биография, его личность активного, волевого, в чём-то напоминавшего его героев, вызывала не меньший интерес, чем его творчество.