Урок литературы в 9-м классе "Загадка Печорина"

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: «Герой нашего времени»


Тип урока: Урок систематизации знаний.

Вид урока: урок-беседа.

Цель: заинтересовать учащихся личностью странного человека - Печорина, создав проблемную ситуацию. Формировать представление о психологизме в романе.

Задачи:

Образовательная:

  • совершенствовать умение анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;
  • сформировав первоначальное представление о психологическом портрете в литературе, объяснить двойственный, противоречивый характер Печорина.

Развивающая:

  • совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
  • развивать умения аргументировать свою точку зрения;
  • развивать устную и письменную монологическую (диалогическую) речь учащихся.

Воспитательная:

  • способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;
  • воспитание нравственных качеств личности.

Ход урока

1. Мотивация

Читает учитель:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно…
<…>
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

- Откуда эти строки? (Дума)

- Как связано ст. с романом «Герой нашего времени»?

Ученик: Лермонтов сказал в предисловии к роману: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». (ключевое слово – поколение).

Инструментарий работы. Расшифровка понятий «Поколение 30-х годов 19 века», Герой, психологизм.

 - Что вы можете сказать о поколении Лермонтова?

Ученик характеризует эпоху 30-х годов 19 века.

- Начать разговор о герое нужно бы с истолкования этого понятия.

Дело в том, что значение слова «герой» можно понимать по-разному. В толковом словаре приводится несколько его значений.

Я предлагаю вам следующие определения:

1) Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.

2) Главное действующее лицо литературного произведения.

3) Человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи.

- Какое из значений использовал Лермонтов в названии романа?

- Только ли из пороков состоит портрет главного героя?

Нет, есть и достоинства.

Все стороны характера главного героя Лермонтов освещает при помощи такого приёма, как психологизм.

Психологизм в литературе – это (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

- Современники неоднозначно восприняли и сам роман, и Героя времени.

Слайд 1.

Император Николай I: «...Я дочитал «Героя» до конца и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. Такие романы портят характер. Ибо хотя такую вещь читают с досадой, но все-таки она оставляет тягостное впечатление, потому что в конце концов привыкаешь думать, что весь мир состоит из подобных людей, у которых даже лучшие, на первый взгляд, поступки проистекают из отвратительных и фальшивых побуждений».

Критик С.П.Шевырев: «Где причина того, что Печорин переживает томительную скуку и непомерную грусть духа, где  причина его апатии?... в западном воспитании, чуждом чувству веры. ...Печорин не герой нашего времени... если явления, подобные Печорину, типичны для Западной Европы и выражены в произведениях Гете и Байрона, то в России этой болезни нет. Печорин только герой фантазии Лермонтова, в нем нет ничего русского...»

В.Кюхельбекер: «... Всё-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, каков его гадкий Печорин..."

В.Г.Белинский: «Печорин близок автору и напоминает его самого».

«Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии  ищет их разрешения».

М.Ю. Лермонтов: «...Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? – Мой ответ – заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» – скажут они. – Не знаю».

- Как вы видите, мнения самые разные. А почему? И почему он так страшно одинок?

- Кто же он, действительно? Предлагаю записать тему урока: «Загадка Печорина».

Эпиграфом урока могут служить слова другого великого поэта:

Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он?
А.С.Пушкин

- Какова будет наша цель? Попытаться разгадать загадку.

- Зачем это нужно? Где это может понадобиться в жизни? (Приём «Фантазёр»)

  • «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
  • Учимся разбираться в людях. Это всегда полезно.

3. Путешествие во времени – что волновало молодых людей в 19 веке. Изменились ли люди за 200 лет.

II. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий

- Какие пороки есть у Героя? Какие из них присущи целому поколению?

Работа в парах. Поработаем с текстом. Предлагаю выбрать одну из глав, через поступки героя  показать его негативные и позитивные стороны и попытаться найти причины такого поведения.

Глава «Бэла»

Минусы

Герой  совершает ряд неблаговидные поступки: похищает горянку Бэлу, становится причиной разрушения её семьи, разбойник Казбич потерял любимого коня по вине Героя.

Отрицательные качества личности, которые мы здесь наблюдаем:

Он думает только о себе и собственном удовольствии, совершенно не жалеет людей, причиняет им страдания. Он играет людьми, как игрушками. Он страшный эгоист. Он манипулирует людьми – заставляет их делать то, что ему нужно. Б. любила его, а он увлёкся ею на короткий срок. Значит, в его характере есть непостоянство. Может, неспособность любить вообще. Боится стука ставни. Простывает от сквозняка. Подлость по отношению к Казбичу.

Плюсы

Cильная личность. Умеет подчинить себе людей, обаятелен. Он привлекает людей – ММ, Бэлу, Азамата. Страдает, если виновен  в страдании других. Страдает после смерти Бэлы.

Глава «Максим Максимыч»

Герой обижает ММ, не ответив на его приветствие так, как того ожидал старик, доводит его до слёз своей холодностью. Здесь проявляется скрытность героя, эгоизм, возможно, равнодушие к людям. ММ относился к нему, как к сыну. Герой, у которого, видимо, нет близких, отвергает и ММ, стремится отгородиться от него. Мы видим, как он относился бы к своему отцу. Кроме того, ММ был приятелем П. и хотел надеяться, что другом. П разрушает и дружеские связи тоже.

Почему? ММ тоже виновен в смерти Бэлы. Это он пересказал Герою подслушанный разговор.

Плюсы: сдержан в проявлении эмоций, не выставляет чувства напоказ – хорошее мужское качество. Не боится смерти. Красив внешне. Обладает писательским талантом.

Глава «Тамань»

Герой становится причиной того, что контрабандисты вынуждены свернуть свою деятельность и бежать. Слепой мальчик и старуха остаются без средств к существованию. Он играет людьми, развлекается от скуки. Жестокость по отношению к женщине.

Плюсы: Неравнодушен к жизни, любопытен, постоянно в движении, в действии. Не пасует перед опасностью, рискует.

То есть на каждое отрицательное качество есть черта положительная, а многие качества могут быть истолкованы двояко.

Таким образом, приходим к выводу, что П. – крайне противоречивый человек. Эти противоречия начинают проявляться сразу, как только герой прибыл в крепость (сослан туда за дуэль с Грушницким). Что говорит об этом ММ? «Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен»

Противоречия мы видим и в главе «ММ»: портрет героя насыщен антонимичными словами (примеры)

Работа с портретом Печорина.

Противоречия наблюдаются и в «Тамани»: разрушает жизнь контрабандистов и тут же жалеет об этом, обвиняя во всём себя.

Какое качество самое худшее в Герое? Эгоизм, эгоцентризм. Откуда это в нём? (Душа испорчена светом). Только ли общество виновато в том, что он такой?

Какое самое лучшее? Обаяние личности. Способность судить себя за проступки.

Он, как личность думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен исторической действительностью на вечное одиночество. Кроме того, одним из наиболее ярких качеств характера Григория Александровича является эгоцентризм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким.

Характер Печорина сложен и противоречив.

Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Он не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, критика.

  • Печорин и Парус.
  • Печорин похож на Демона.
  • Сходство Онегина и Печорина.
  • Лермонтов и Печорин.

III. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний

Итак, мы попытались разгадать загадку Печорина. К каким выводам мы можем прийти?

  • Печорин – крайне противоречивая сильная личность.
  • Он имеет сходство с некоторыми литературными героями и даже с самим автором.
  • Он обладает особой притягательностью.
  • Он является лишним человеком.
  • Он портрет целого поколения.

IV. Подведение итогов урока

Какой вывод можно сделать для себя? Не следует судить о человеке поверхностно, по первому впечатлению. Необходимо разобраться в поступках и характере человека.

Итак, что делали на уроке? Разгадывали загадку Печорина. Добились цели? Частично. Чтобы завершить разговор, необходимо дочитать роман до конца. Домашнее задание: чтение главы «Фаталист».

Дополнительно: викторина по строкам из произведения.

Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом.

Вдруг передо мною рытвина глубокая; скакун мой призадумался — и прыгнул.

Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить.

Надо вам сказать, что у меня нет семейства: об отце и матери я лет двенадцать уж не имею известия, а запастись женой не догадался раньше, — так теперь уж, знаете, и не к лицу;

В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело;

Он что-то нам закричал по-своему и занес над нею кинжал...

Он поднял голову и засмеялся.

Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились, и, если хотите, я расскажу: это целая история...

Он был явно балованный слуга ленивого барина — нечто вроде русского Фигаро.

В его улыбке было что-то детское.

Да я всегда знал, что он ветреный человек, на которого нельзя надеяться...

Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень.

Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье с распущенными косами, настоящая русалка.

Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих,

на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом.

Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: Кто этот господин, у которого такой неприятный тяжелый взгляд?

Игра «Да – нет»

  1. Роман «Герой нашего времени» – первый социально-психологический роман в русской литературе.
  2. Печорин хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год.
  3. Царь Николай I высоко оценил образ главного героя романа.
  4. Это портрет княжны Мери: У нее такие бархатные глаза — именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят...
  5. Роман был написан в 1842 году.
  6. Хронология событий в романе нарушена.
  7. Повествование в романе ведётся от лица только главного героя.
  8. Брат и отец Бэлы отомстили за её смерть.
  9. Роман состоит из 5 частей.
  10. Герой совершенно не испытывает угрызений совести от своих поступков.

Загадка Печорина

Поступки Печорина

Положительные кач.

Отрицательные

Смешанные

Двойники

 

 

 

 

Вывод:

Приёмы и средства создания образа в образной системе литературного произведения:

1. Имена героя, героев ("говорящие" фамилии).

2. Характеристика героя через его действия, поступки, манеру держаться, мысли.

3. Портретная характеристика героя:
- цельность портрета или противоречивость;
- противоречивость портретов-персонажей;
- противоречивость нескольких портретов одного и того же персонажа;
- психологический портрет;
- социальный портрет героя.

4. Самохарактеристика героя.

5. Авторская характеристика героя.

6. Характеристика другими персонажами.

7. Художественные детали, характеризующие героя:
- соответствие быта характеру героя;
- противоречивость быта и внутреннего мира героя;
- отсутствие бытовых подробностей - средство поэтизации персонажа;
- быт персонажей-антиподов.

8. Речевые особенности персонажей.

9. Пейзаж (эмоциональная окраска внутреннего состояния героя):
- психологический;
- контрастный.

10. Место персонажа в системе образов:
- сопоставление с другими персонажами;
- противопоставление другим персонажам.

Следует ещё обратить внимание на то, был ли у героя прототип, какую роль играет образ в сюжете и композиции произведения, каково значение образа в раскрытии идеи и проблематики произведения.